СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы по программе "Волшебная страна"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта  работы  по освоению программы «Волшебная страна»,  на примере   раздела «Лоскутная мозаика» по обучению детей лоскутному шитью, он будет интересен педагогам  дополнительного образовании, учителям технологии общеобразовательных школ.  

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы по программе "Волшебная страна"»

Из опыта работы педагога дополнительного образования

Гражданкиной Раисы Григорьевны, МКУДО г. Светлоград

Развитие интереса детей к декоративно - прикладному творчеству

посредством освоения программы «Волшебная страна»,

художественной направленности для детей 10-15 лет


Описание материала: Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы освоения программы «Волшебная страна», на примере раздела «Лоскутная мозаика» по обучению детей лоскутному шитью, он будет интересен педагогам дополнительного образовании, учителям технологии общеобразовательных школ.     Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, и для всех взрослых, родителей и педагогов важно поддерживать его пусть маленький, но ежедневный творческий рост, создавая для этого все необходимые условия. 
Задача дополнительного образования – выявить и развить творческие способности детей в доступной и интересной детям деятельности.
Моя задача заключается в том, чтобы развить интерес детей к декоративно-прикладному творчеству, приобщить их  к  рукоделию, заложить основы нравственных ценностей,  научить ощущать мир своими руками, через красоту художественного изделия. Данный раздел разработан мною с учетом содержания Типовых программ и учебников общеобразовательных учреждений по технологии для 5-6 классов, на основе собственного опыта, использования практических советов из популярных печатных изданий и Интернет-ресурсов. 
Актуальность этого раздела заключается в сохранении и развитии народных традиций, приобщении детей к декоративно-прикладному творчеству, воспитании уважения к истории своего народа. Для освоения раздела программы, решается следующий комплекс задач:


Обучающие.
1. Формирование знаний о лоскутном шитье, ассортименте изделий, их функциональном назначении, способах изготовления лоскутных изделий.
2. Приучить детей своевременно и тщательно готовить к занятию все необходимое, а во время занятия поддерживать порядок на рабочем месте.
3. Учить детей бережно относиться к оборудованию, экономить материалы, соблюдать технику безопасности.
Развивающие.
1. Развивать интерес к народному творчеству, работать достаточно свободно, творчески и безбоязненно.
2. Развивать личность детей, активность, самостоятельность, коммуникабельность.
3. Развивать стремление добиваться высоких результатов в работе.
Воспитывающие.
1. Воспитывать в детях  аккуратность, опрятность, терпение, культуру поведения.
2. Воспитывать умение ценить красоту художественного изделия.
3. Формировать   дружеские   и   доброжелательные   отношения,   взаимопомощь, товарищество.


Содержание раздела программы рассчитано на десять занятий 22 часа (6-теория, 16-практика). В нем содержится увлекательный  материал по изучению техники лоскутного шитья.  Первые шаги  по ней настолько просты, что не требуют от детей больших усилий.  Они с удовольствием открывают для себя разнообразные возможности работы с тканью, что в дальнейшем дает возможность детям освоить пошив мягких игрушек. 
Методика работы с детьми по разделу «Лоскутное мозаика» предполагает использование различных приёмов, способов, принципов педагогической деятельности. В основу   образовательного процесса  заложены   общие принципы.
При обучении детей огромная роль отводится принципу наглядности.
Это в первую очередь лоскутные изделия, выполненные рукодельницами с. Петровского, воспитанниками объединения, также посещение тематических выставок, просмотр литературы и периодических изданий по этой тематике. Опыт подтверждает, что многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся более  доступными и понятными для детей.
К разделу разработан учебно-методический комплект наглядных пособий. Это - иллюстративные пособия (картины, рисунки, фотографии), информационно-технические пособия (учебные презентации и буклеты), графические пособия (схемы, таблицы, лекала), а так же выставки готовых изделий.

Рис .1 Изделия

Рис.2 Схемы блоков



Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер.
Несколько мультимедийных презентаций разработанных к разделу программы «Возможности лоскутного шитья», «Ручные стежки и строчки», наиболее полно и интереснее знакомит детей с изучаемым материалом. Методика организации работы детей основывается по принципу, от простого к сложному. При этом большое значение приобретает принцип последовательности действий. Для правильной выработки навыков работы необходимы показ и объяснение. Каждая тема программы основана на знаниях предыдущей темы и даётся с усложнением: от несложных приемов аппликации, до изготовления сложных лоскутных изделий (лоскутные одеяла, кухонные комплекты, объёмные мягкие игрушки, лоскутные сумки и др.).

Рис.3 За работой


Объем знаний, практических умений и навыков, универсальных образовательных действий,  предусмотренных программой, соответствует принципу доступности.
Для того чтобы достичь этого, нужно в процесс обучения включать сначала то, что близко и понятно для детей, а потом – то, что требует обобщения и анализа, для начала я предлагаю детям легкие задачи, а потом –  более сложные (но обязательно доступные для выполнения).
Например: с целью доступности излагаемого материала и развития познавательного интереса к изучаемой теме я рассказываю истории о возникновении утюга, пуговиц, швейной машины, ткани, простого карандаша, матрёшки. Программа «Волшебная страна» позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. 
С  учетом разной подготовки  и возможностей детей, программой предусмотрен дифференцированный подход к образовательно - развивающему процессу, цель которого состоит в том, чтобы помочь каждому воспитаннику достичь уровня, отвечающего его индивидуальным способностям. На занятиях по разделу «Лоскутная мозаика» детям с различной подготовкой даются разноуровневые задания, которые включают в себя базовые, упрощенные или усложненные задачи: более сильным детям  интересно и доступно выполнение более сложной поделки, менее подготовленным предлагаю выполнить упрощенный вариант.  При этом  обучающий  и развивающий смысл работы для каждого воспитанника сохраняется. Например, при составлении схемы будущей работы используется 2 комплекта шаблонов (сложной и простой прихватки). Это способствует устойчивому психологическому состоянию ребенка, а это важно для развития его познавательной активности и поддержания творческой атмосферы на занятии.
Реализуя один из принципов социализации воспитанников, активно включаю их в общественно-полезную деятельность - делают подарки для ветеранов войны, пожилых людей, для  своих друзей и близких. В конце учебного года предлагаю выполнить творческие проекты с использованием умений в этой технике.


В основе метода проектов:
1. Развитие познавательных интересов детей;
2. Умение ориентироваться в информационном пространстве;
3. Проявлять компетенцию в вопросах связанных с темой проекта;
4. Ориентация на творческую деятельность.

В этом году воспитанница объединения «Волшебники» Шарахметова Алина участвовала в районной конференции «Экологические проблемы земли Петровской» с проектом «Лоскуток к лоскутку»


В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические) чаще всего их сочетание. В процессе занятия сочетается групповая и индивидуальная работа. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний, полученных воспитанниками. Постоянно развивая интерес к занятиям, я выбираю такую форму проведения занятий, при которой ребёнку предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода.Для каждой практической работы выбирается та форма, которая больше всего подходит с учетом конкретных условий, уровня знаний учащихся, развития их умений и навыков, самостоятельности и имеющихся средств обучения. Форма взаимообучения необходима на занятиях, так как при помощи её обучающиеся могут на практике проявить свои знания и умения. Обучение проводится по типу семьи. Старшие помогают младшим - присутствует дух взаимовыручки, взаимопонимания, ответственности - это положительно влияет на сплоченность коллектива и формирование личностных качеств. А так же позволяет рационально использовать время на занятии.

Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Подведение итогов на занятиях  лоскутным шитьём строится на доброжелательном оценивании изделия: результат оценивает сам ребенок, затем – его товарищи. 
Проверка результатов происходит в виде анкетирования, тестирования, самоанализа, игровой диагностики. Наиболее подходящая форма оценки знаний, умений, навыков, организованный просмотр выполненных работ в виде выставки.

В результате освоения программы « Волшебная страна » воспитанники получают целый комплекс знаний и умений. Результатом для меня как педагога является то, что мои воспитанники – постоянные участники всевозможных выставок и конкурсов муниципального и регионального уровня и ежегодно являются их призёрами и дипломантами. 

Можно с уверенностью сказать, что воспитанники объединения в процессе работы испытывают вдохновение, радость от выполненной работы, а многое из того, что они выполнили своими руками, доставляет их родителям и окружающим людям подлинную радость от встречи с рукотворной красотой.