Описание проблемных ситуаций к урокам математики.
Проблемная ситуация, возникшая при необходимости использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Тема урока: Площадь треугольника (8 класс).
Задача. Три маляра должны покрасить фронтон дома в форме прямоугольного треугольника со сторонами 3 м и 4 м. Хватит ли им 1 банки краски (600 г.), если на ней написано: 100 г/кв.м.?
Переведем задачу на математический язык: «Найдите площадь прямоугольного треугольника, если один из катетов 3 м, а другой – 4 м».
Отдельные ученики догадываются, что зная формулу площади прямоугольника, смогут решить эту задачу.
Первая проблемная ситуация. Как вычислить площадь прямоугольного треугольника, зная формулу для нахождения площади прямоугольника?
Дети предлагают: достроить данный треугольник до прямоугольника (если прямоугольный треугольник достроим до прямоугольника, то мы получим два равных треугольника, которые равны по двум катетам). Вычисляют площадь прямоугольника, а затем находят площадь прямоугольного треугольника. А так как площадь прямоугольника равна произведению смежных сторон, то площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.
Теперь учащиеся возвращаются к решению исходной задачи и вычисляют хватит ли малярам одной банки краски.
Вторая проблемная ситуация. Всегда ли можем использовать получившуюся формулу? Какие бывают треугольники?
Задача. Найдите площадь остроугольного треугольника со сторонами 5 см и 8см.
При помощи наводящих вопросов ученики находят способ. Они предлагают достроить остроугольный треугольник до параллелограмма.
Доказываем, что полученные 2 треугольника равны по 3-му признаку равенства треугольников.
Вспоминаем формулу площади параллелограмма;
Находим площадь остроугольного треугольника;
Выводим формулу площади любого остроугольного треугольника;
Решаем задачу.
Третья проблемная ситуация.
Задача. Найти площадь любого тупоугольного треугольника.
С этой проблемой ученики справляются быстро.
Итогом решения этих задач становится решение следующей проблемы: «Найти площадь произвольного треугольника».
Вопрос: «Чему равна площадь произвольного треугольника?»
Предполагаемый ответ учеников: «Площадь произвольного треугольника равна половине произведения его основания на высоту».
Тема урока: Свойства прямоугольного треугольника (7 класс).
Задача 1.
В Дано: ∆АВС,
∠С
, ∠А 
Найти: ∠В
С А
Решение:
∠В=
Задача 2.
M K Дано: ∆MNK,
∠M
, ∠N 
N Найти: определить вид треугольника
Решение:
∠K=
, значит ∆MNK – прямоугольный.
Задача 3.
P Дано: ∆PNE,
∠N=
, PN=NE
Найти: ∠P, ∠E
N E
Решение:
∆PNE – равнобедренный. ∠P = ∠E как углы при основании равнобедренного треугольника.

∠P = ∠E=
Какую закономерность вы заметили при решении задач?
Вывод:
Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна
.
В равнобедренном прямоугольном треугольнике углы при основании равны по
.
Задача 4.
В треугольнике АВС ∠С=
, ∠В=
, АВ=24 см. Найдите ВС.
Для решения этой задачи нам уже не хватит имеющихся знаний.
На столах лежат, заранее подготовленные разноцветные треугольники, транспортир и линейка. Учащимся предлагается выполнить измерения и результаты записать в тетрадь.
Вариант 1
- Измерить меньший острый угол треугольника.
- Измерить катет, лежащий против этого угла.
- Измерить гипотенузу.
Вариант 2
- Измерьте гипотенузу вашего треугольника.
- Измерьте меньший катет.
- Измерьте угол, противолежащий этому катету.
Сравниваем результаты измерений и делаем вывод.
Вывод:
В прямоугольном треугольнике катет, лежащий против угла в
равен половине гипотенузы.
Если катет равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета равен
.
Мы рассматривали треугольники с различными сторонами, а выводы сделали одинаковые. Почему? Да потому, что мы сформулировали два свойства прямоугольного треугольника, которые справедливы для всех прямоугольных треугольников.
Проблемную ситуацию решает педагог.
Тема урока: Обыкновенные дроби (5 класс).
Учащимся дается задача: Разделить 3 пирога, между 4 людьми, так чтобы всем досталось поровну.
Как разделить 3 пирога между 4 людьми?
Мы постараемся ответить на этот вопрос.
Надо разрезать каждый пирог на 4 части. Для этого необходимо каждый пирог разделить на 4 части, а всего получается 12 кусков хлеба. Каждому человеку дать по 3 части пирога из 12. Получается, что каждый получит по
или
части пирога.
Записи
называют обыкновенными дробями или короче дробями.
Дробь
означает половину, или одну вторую часть единицы. Такой же смысл и остальные дроби
– четверть,
– треть.
Число которое можно записать в виде
называется рациональным числом, где p – число стоящее над чертой и называется числитель, число q, стоящее под чертой называется знаменатель дроби.
Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий.
Тема урока: Длина окружности (6 класс).
Еще древние греки находили длину окружности по формуле:
, где 𝑑- это диаметр окружности.
Вопрос: а что такое
?
Работаем в парах, выполняя необходимые измерения.
1.Опоясать стакан ниткой, распрямить нитку, длина нитки примерно равна длине окружности стакана. Чтобы получить более точный результат, нужно это проделать несколько раз. Занести данные в таблицу.
С1 | С2 | С3 | С (сред.) | 𝑑 |  |
| | | | | |
2.Измерьте диаметр стакана линейкой. Данные занесите в таблицу.
3.Найдите значение
, как неизвестного множителя. Можно пользоваться калькулятором.
4.Каждой паре занести вычисленное значение
в таблицу на доске.
Найдем среднее арифметическое = (1 пара+2 пара +3 пара):3. Значение
от 3,1 до 3,2.
это бесконечная дробь, современные машины могут определить до миллиона знаков после запятой.
=3,1415926…
Для того, чтобы легче запомнить цифры надо сосчитать количество букв в каждом слове высказывания: «Это я знаю и помню прекрасно».
В дальнейшей работе мы будем использовать значение
=3,14.