Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Земская гимназия» г. Балашиха
ПРОЕКТ
по русскому языку
«Орфографические задачи»
Выполнил:
ученик 3 «Б» класса
Олло Елисей
Руководитель проекта:
Демьяник Татьяна Васильевна
г. Балашиха
2021
Содержание
Актуальность темы, цель и задачи проекта 3
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 4
Удвоенные согласные 5
Непроверяемые безударные гласные 6
Парные согласные по глухости/звонкости 6
Непроизносимые согласные 7
Приставки ПРЕ- и ПРИ- 7
Мягкий знак после шипящих в именах существительных 8
Вывод 9
Список использованной литературы 10
Актуальность темы
Грамотность – это показатель культуры личности. Когда человек грамотно говорит и пишет, он создает о себе исключительно положительное впечатление. И напротив, человека, который не может связно изложить мысли и делает ошибки при письме, никак нельзя назвать культурным и образованным.
По словам историка Николая Карамзина, быть неграмотным - невежливо по отношению к тем, кто будет тебя читать. Сложно понять текст, написанный c ошибками, изложенный в малодоступной форме. Иногда такой текст обретает противоположный смысл. Если слова написаны без ошибок, мысли преподнесены ясно и чётко, каждый поймет, что хотел донести до него автор текста.
Цель проекта
Я хочу составить сборник заданий для закрепления изученных правил правописания и выполнить их вместе с одноклассниками.
Задачи проекта
- Повторить орфографические правила;
- Выбрать орфограммы для закрепления;
- Подобрать материалы для заданий;
- Составить викторину с орфографическими задачами;
- Оформить полученную информацию в проект;
- Сделать презентацию к проекту.
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Правило
Жи – ши пиши с буквой И. Ча-ща пиши с буквой А. Чу-щу пиши с буквой У.
Задание
Отгадай слова:
1. Мастер по ремонту часов (часовщик).
2. Берёзовый лес (роща).
3. Пятнистое животное с длинной шеей (жираф).
4. Плод хвойного дерева (шишка).
5. Волшебство, магия (чудо).
6. Сосуд для приготовления чая (чайник).
7. Колючий кустарник с красными полезными плодами (шиповник).
8. Птица, живущая по берегам морей и рек (чайка).
9. Вечерний приём пищи (ужин).
10. Вечно недовольный человек (ворчун).
11. Ноги осьминога (щупальца).
Удвоенные согласные
Правило
Удвоенная согласная
- может быть в корне (класс, аппетит);
- может образовываться при помощи приставки и корня (рассказ);
- может образовываться при помощи корня и суффикса (осенний);
- может быть в суффиксе (раскрашенный).
Задание
Расшифруй ребусы:
(аппетит) (грипп)
(оттепель)
(перрон)
(хоккей)
В каком из этих слов удвоенная согласная образовалась при помощи приставки и корня?
Непроверяемые безударные гласные
Правило
Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их в словаре.
Задание
В строках ниже спрятались словарные слова, найди их.
арбузарябиналмазияблоколоколлективоробей
бегемоторужиежонокамышонокомандиректор
лестницарствокзальбоморозеткатокраинаряд
Парные согласные по глухости/звонкости в слабой позиции
Правило
Чтобы проверить парную по глухости/звонкости, подбери однокоренное слово или измени слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная.
Задание
Расшифруй слова, заменив согласные на парные по глухости/звонкости (б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с).
Непроизносимые согласные
Правило
1. В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Чаще всего такие «опасные» места бывают перед суффиксом –Н–. Эти слова, как правило, можно проверить. Для этого попробуй подобрать однокоренное слово, в котором нет суффикса –Н– (честный – честь).
2. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно (прекрасный – прекрасен).
3. В словах лестница, праздник, чувство непроизносимая согласная не проверяется. Эти слова надо запомнить.
Задание
Найди слова, в которых пропущена согласная:
Чудес.ный, прекрас.ный, радос.ный, счас.ливый, искус.ный, праз.ничный, вкус.ный, гиган.ский, интерес.ный, сер.це, чу.ство, здра.ствуй.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-
Правило
Значения приставки ПРИ-
- Постепенное доведение действия до конца (приучить);
- Присоединение (пришить);
- Приближение (приехать);
- Близость (прибрежный);
- Неполное действие (приоткрыть).
Значения приставки ПРЕ-
- Очень (прекрасный);
- ПЕРЕ (преграда).
Задание
Найди слова с приставкой ПРИ-:
Пр.одолеть, пр.город, пр.цеп, пр.задуматься, пр.пятствие, пр.землиться, пр.мудрый, пр.мирить, пр.вращение, пр.ображение, пр.плясывать, пр.щепка, пр.спокойный.
Мягкий знак после шипящих в именах существительных
Правило
В именах существительных женского рода в именительном падеже в конце слова после шипящих пишется Ь (мышь). В именах существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется (врач).
Задание
Найди слова с мягким знаком:
Помощ., грач., ноч., нож., рож., товарищ., ландыш., меч., гуаш., вещ., реч., морж., ключ., мелоч. .
Вывод
Навык грамотного изложения мыслей во все времена относился к навыкам, которыми должен обладать образованный, всесторонне развитый и эрудированный человек, живущий в обществе и являющийся его частью. Каждый, считающий себя носителем языка и стремящийся быть по-настоящему культурным человеком, должен продолжать развиваться, много читать, обогащая свой словарный запас, осваивать непростую русскую грамматику, a также орфографию и пунктуацию. Такого человека будут уважать в обществе.
Список использованной литературы
Шклярова Т. В. Справочник для начальных классов/ Т.В. Шклярова – М.: Грамотей, 2018 – 128 с.
Воронина Т. П. Русский язык. Кроссворды и головоломки в начальной школе/ Т.П. Воронина – М.: Феникс, 2020 – 40 с.
Елынцева И. В. Веселые орфографические кроссворды для начальной школы/ И.В. Елынцева – М.: Феникс, 2020 – 32 с.
12