СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание проекта «Орфографические задачи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Описание проекта «Орфографические задачи»»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Земская гимназия» г. Балашиха

















ПРОЕКТ

по русскому языку

«Орфографические задачи»









Выполнил:

ученик 3 «Б» класса

Олло Елисей


Руководитель проекта:

Демьяник Татьяна Васильевна








г. Балашиха

2021



Содержание



Актуальность темы, цель и задачи проекта 3

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 4

Удвоенные согласные 5

Непроверяемые безударные гласные 6

Парные согласные по глухости/звонкости 6

Непроизносимые согласные 7

Приставки ПРЕ- и ПРИ- 7

Мягкий знак после шипящих в именах существительных 8

Вывод 9

Список использованной литературы 10















Актуальность темы

Грамотность – это показатель культуры личности. Когда человек грамотно говорит и пишет, он создает о себе исключительно положительное впечатление. И напротив, человека, который не может связно изложить мысли и делает ошибки при письме, никак нельзя назвать культурным и образованным.

По словам историка Николая Карамзина, быть неграмотным - невежливо по отношению к тем, кто будет тебя читать. Сложно понять текст, написанный c ошибками, изложенный в малодоступной форме. Иногда такой текст обретает противоположный смысл. Если слова написаны без ошибок, мысли преподнесены ясно и чётко, каждый поймет, что хотел донести до него автор текста.

Цель проекта

Я хочу составить сборник заданий для закрепления изученных правил правописания и выполнить их вместе с одноклассниками.

Задачи проекта

- Повторить орфографические правила;

- Выбрать орфограммы для закрепления;

- Подобрать материалы для заданий;

- Составить викторину с орфографическими задачами;

- Оформить полученную информацию в проект;

- Сделать презентацию к проекту.



Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ



Правило
Жи – ши пиши с буквой И. Ча-ща пиши с буквой А. Чу-щу пиши с буквой У.

Задание
Отгадай слова:

1. Мастер по ремонту часов (часовщик).

2. Берёзовый лес (роща).

3. Пятнистое животное с длинной шеей (жираф).

4. Плод хвойного дерева (шишка).

5. Волшебство, магия (чудо).

6. Сосуд для приготовления чая (чайник).

7. Колючий кустарник с красными полезными плодами (шиповник).

8. Птица, живущая по берегам морей и рек (чайка).

9. Вечерний приём пищи (ужин).

10. Вечно недовольный человек (ворчун).

11. Ноги осьминога (щупальца).



Удвоенные согласные



Правило

Удвоенная согласная

- может быть в корне (класс, аппетит);

- может образовываться при помощи приставки и корня (рассказ);

- может образовываться при помощи корня и суффикса (осенний);

- может быть в суффиксе (раскрашенный).


Задание
Расшифруй ребусы:


(аппетит) (грипп)

(оттепель)

(перрон)

(хоккей)



В каком из этих слов удвоенная согласная образовалась при помощи приставки и корня?



Непроверяемые безударные гласные



Правило

Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их в словаре.

Задание
В строках ниже спрятались словарные слова, найди их.

арбузарябиналмазияблоколоколлективоробей

бегемоторужиежонокамышонокомандиректор

лестницарствокзальбоморозеткатокраинаряд


Парные согласные по глухости/звонкости в слабой позиции



Правило

Чтобы проверить парную по глухости/звонкости, подбери однокоренное слово или измени слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная.


Задание

Расшифруй слова, заменив согласные на парные по глухости/звонкости (б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с).



Непроизносимые согласные



Правило

1. В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Чаще всего такие «опасные» места бывают перед суффиксом –Н–. Эти слова, как правило, можно проверить. Для этого попробуй подобрать однокоренное слово, в котором нет суффикса –Н– (честный – честь).


2. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно (прекрасный – прекрасен).


3. В словах лестница, праздник, чувство непроизносимая согласная не проверяется. Эти слова надо запомнить.


Задание

Найди слова, в которых пропущена согласная:
Чудес.ный, прекрас.ный, радос.ный, счас.ливый, искус.ный, праз.ничный, вкус.ный, гиган.ский, интерес.ный, сер.це, чу.ство, здра.ствуй.



Приставки ПРЕ- и ПРИ-



Правило

Значения приставки ПРИ-

- Постепенное доведение действия до конца (приучить);
- Присоединение (пришить);

- Приближение (приехать);

- Близость (прибрежный);

- Неполное действие (приоткрыть).


Значения приставки ПРЕ-

- Очень (прекрасный);

- ПЕРЕ (преграда).



Задание

Найди слова с приставкой ПРИ-:

Пр.одолеть, пр.город, пр.цеп, пр.задуматься, пр.пятствие, пр.землиться, пр.мудрый, пр.мирить, пр.вращение, пр.ображение, пр.плясывать, пр.щепка, пр.спокойный.



Мягкий знак после шипящих в именах существительных



Правило

В именах существительных женского рода в именительном падеже в конце слова после шипящих пишется Ь (мышь). В именах существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется (врач).


Задание

Найди слова с мягким знаком:

Помощ., грач., ноч., нож., рож., товарищ., ландыш., меч., гуаш., вещ., реч., морж., ключ., мелоч. .







Вывод

Навык грамотного изложения мыслей во все времена относился к навыкам, которыми должен обладать образованный, всесторонне развитый и эрудированный человек, живущий в обществе и являющийся его частью. Каждый, считающий себя носителем языка и стремящийся быть по-настоящему культурным человеком, должен продолжать развиваться, много читать, обогащая свой словарный запас, осваивать непростую русскую грамматику, a также орфографию и пунктуацию. Такого человека будут уважать в обществе.





Список использованной литературы


  1. Шклярова Т. В. Справочник для начальных классов/ Т.В. Шклярова – М.: Грамотей, 2018 – 128 с.

  2. Воронина Т. П. Русский язык. Кроссворды и головоломки в начальной школе/ Т.П. Воронина – М.: Феникс, 2020 – 40 с.

  3. Елынцева И. В. Веселые орфографические кроссворды для начальной школы/ И.В. Елынцева – М.: Феникс, 2020 – 32 с.



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!