Конспект урока по русскому языку
« Описание внешности человека»
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями построения сочинения-описания внешности человека; учить ребят через внешность человека постигать его внутренний мир, характер, настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретной личности; формировать у школьников наблюдательность и внимание к окружающим; обогащать лексический запас учащихся; воспитывать художественный и эстетический вкус.
Оборудование: плакаты с пословицами и поговорками, характеризующие человека; выставка репродукций портретов известных людей и выдающихся личностей (всё это можно показать в виде презентации)
Планируемые результаты: умения составлять план описания внешности человека, создавать устный и письменный текст-описание художественного и публицистического стиля, правильно подбирать лексику.
В человеке должно быть всё прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П.Чехов
Ход урока
1.Органицационный момент.
2.Сообщение темы и цели урока, объяснение эпиграфа.
Слово учителя. Ребята!
3.Работа по теме урока
*Викторина.
Перед учениками ставятся задачи:
- определить о каких литературных героях идёт речь;
- какие элементы внешности использованы авторами при описании своих героев;
- что сразу «бросается» нам в глаза при прослушивании каждого из описаний.
Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!..Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира.
Г.К.Андерсен. «Снежная королева»
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»
Бурсаки вдруг преобразились… Их лица, ещё мало загорелые, казалось, похорошели и побелели; молодые, чёрные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый мощный цвет юности.
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»
Работа в парах:
1 группа: Пожалуйста, прочитайте отрывок.(слайд 9)
И.С.Тургенев «Бежин луг» «Портреты мальчиков»
(читают отрывок И.С.Тургенева по очереди вслух).
Первому старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик. С красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица. Кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянно полувеселой, полурассеянной улыбкой.
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, тело приземистое, неуклюжее.
Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительное: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы....., сдвинутые брови не расходились.
Четвертый, Костя, мальчик лет двенадцати.... с печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но странное впечатление производили большие, черные,жидким блеском блестевшие глаза.
Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил.... только изредка выставлял кудрявую голову.
Учитель: Кто назовет автора и произведение? (“Бежин луг” И.С.Тургенев)А теперь определим задачу описания, в этом вам поможет карточка №2. (слайд №6)
2 группа. Описание Митраши и Насти(слайд 10)
Учитель: Слово 2 группе.Дети: читают отрывок вслух. Отвечают на вопросы. Цель – раскрыть внутренние качества (доброта, ласку, хозяйственность).
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
Учитель:Назовите автора и произведение? (“Кладовая солнца” М.М.Пришвин) Какова задача этого описания ? (Раскрыть внутренние качества)
9 слайд Описание Валека – героя произведения В. Г. Короленко “Дети подземелья”
3 группа чтение отрывка.(слайд 11)
Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.
Учитель: Кто автор этого отрывка? Какова задача этого описания? (Показать социальное положение)
- А вот ещё один портрет:
Учитель: Прочитайте 1 группа.
(читают отрывок, отвечают вопросы, цель – передача особых примет).
1 группа: Ее приметы: на вид 10-12 лет, среднего телосложения, рост 140 см., волосы каштановые, вьющиеся, ниже плеч, глаза карие. Между верхних зубов – небольшая щель.
Учитель. Как вы уже заметили, в описании внешности человека всё играет важную роль: возраст, осанка, лицо и его детали – глаза, губы, нос, волосы, рост, голос и т.п. Чтобы вам легче было справиться с описанием, обратите внимание на плакаты с поговорками и пословицами. ( Проводится работа с плакатами.) Вот запись «Глаза – это зеркало души». Глаза – самая выразительная деталь лица. Но не цвет и форма глаз интересует нас (хотя и это имеет немаловажное значение), а их глубинная наполненность.
Работа с презентацией.
Учитель: Обратимся к произведениям живописи.
-Как называется описание природы?(слайд 6)
-Как называется описание неживой природы?(слайд 7)
-Как называется описание внешности человека?(слайд 8)
(портрет)
читель: А в каких текстах – описаниях отсутствуют такие элементы. Почему?
(В деловом, научном. В них даны конкретные данные о человеке.)
-На что мы обращаем внимание в 1 очередь, знакомясь с человеком?(лицо, глаза)
-Какова самая говорящая деталь на лице человека?(глаза)
Ребята, скажите, а какие могут быть глаза?
*Чтение учителем отрывка из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».
«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть. Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».
А теперь обратимся ещё к одному тексту. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека».
«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего собеседника».
– Прослушав этот отрывок, еще ничего не зная о герое, уже можно о многом догадаться. Что мы можем сказать о судьбе этого человека?
(На его долю выпали такие испытания, которые лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца, интерес к окружающему, «умертвили» глаза, значит, мертва и душа.)
– Именно глаза часто запоминаются нам, когда остальные черты лица стираются.
Работа над заданиями № 1
Задание № 1
Вот ряд слов, используемых в речи при описании глаз. Выпишите из них те, которые характеризуют не сами глаза, а взгляд. Запишите их, согласуя со словом «взгляд»:
бесцветные, быстрые, блестящие, искромётные, открытые, лучистые, заспанные, озорные, правдивые, голубовато-серые, скорбные, удивлённые, изучающие, васильковые, ясные, гневные, беспокойные, беззаботные, большие, внимательные, добрые.
Работа над заданием № 2
Задание № 2
Перед вами ряд определений к слову «лицо». Выпишите из них те, которые позволяют отразить состояние человека:
круглое, худощавое, грустное, грустное, побелевшее, багровое, краснощёкое, заспанное, испуганное, серьёзное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, порозовевшее, кумачовое, хмурое, злое, виноватое.
- Как вы думаете, достаточно при описании внешности упомянуть только лицо и глаза человека?
- Конечно, нет.
- Что еще нам потребуется для описания?
- фигура, походка, волосы, нос, улыбка и т.д.
Работа над заданием № 3
Задание № 3
Продлите ряд синонимов:
Человек – черноволосый, белокурый,
Нос – с горбинкой, прямой,
Губы - полные, превосходно очерченные, пунцовые.
Улыбка – неожиданная, очаровательная, наивная
Фигура – высокая, стройная. гибкая
Учитель:
-Какой вывод мы можем сделать? На что надо обращать внимание при написании сочинения – описания внешности человека?
Надо не просто описывать общие черты. Следует отыскать особенную, неповторимую деталь, которая позволит мгновенно узнать человека, сделать заметным на фоне остальных людей.
Дети называют, из чего состоит сочинение-описание внешности. Учитель записывает на доске.
1.Что бросается в глаза в первый момент встречи с героем (общее впечатление).
2. Возраст.
3. Описание фигуры, позы, роста, рук, походки.
4. Описание лица:
а) глаза, их выражение, взгляд;
б) улыбка;
в) описание рта;
г) описание щек, носа;
д) описание прически (цвет волос, длина волос).
5. Описание одежды.
6. Настроение.
7. Занятие, изменение внешности в момент какого-либо действия и т.д.
8. Отношение к людям.
Потом этот план высвечиваем на экране. Смотрим, что отсутствует в записях
-Прежде, чем я предложу вам следующее задание. обратимся к эпиграфу урока
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
Евгений Евтушенко
Учитель: -Помните об этом, когда будете выполнять следующее задание. Я попрошу вас выполнить творческую работу: создать словесную зарисовку «Угадай одноклассника». Вам надо включить в текст компоненты описания внешности,
Задание № 4
-Опишите своего одноклассника, чтобы его узнали другие.
Учащиеся записывают текст.
Учитель:Давайте зачитаем некоторые описания. (чтение описаний сначала всего отрывка)
Учитель:Из ваших описаний мы увидели, что внешность человека может соответствовать его характеру.
7. Межпредметные связи.
Цель: формирование культурологической компетенции. Содержание: методический прием – сравнение литературнрго портрета и живописного портрета.
Учитель:Дети, сегодня мы с вами познакомились с описанием портретов в литературе, но и в изобразительном искусстве немало мастеров портретного жанра. Посмотрим на портреты и художников их создавших.
20-22 слайд Художники.
Учитель: Иван Николаевич Крамской – мастер психологического портрета,
Василий Андреевич Тропинин – мастер характерного портрета,
Илья Ефимович Репин – мастер исторического группового портрета.
Ребята, художники и писатели с огромным уважением и любовью стремились запечатлеть характерно-индивидуальные черты личности, показать внутреннюю ценность человека.
8. Подведение итогов.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Вернемся к задачам урока.
23 слайд Цели урока
Учитель: Посмотрите на задачи урока и подведите итог. Что нового вы узнали на уроке?
-Чему научились? Где могут пригодиться полученные сегодня знания?
(ответы учащихся)
Учитель: Хорошо. Ребята, какая группа, по вашему мнению, была самой активной на уроке. Кто заслуживает сегодня пятерки.
22 слайд Домашнее задание.
Учитель: Ребята, дома вы опишите своего одноклассника, используя карточки-подсказки. Подчеркните в портрете его индивидуальность, так чтобы мы по описанию внешности могли его узнать.