СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание помещения (урок развития речи)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типы речи. Описнаие, виды описания. Раота с текстом (Тургенев "Муму", комната Герасима). Словарная работа. Работа у доски + поиск лексичесокго значения слов. План сочинения. Слова-помощники. Дз.

Просмотр содержимого документа
«Описание помещения (урок развития речи)»

Вспомним! Какие типы речи нам знакомы? Повествование, описание, рассуждение .  Дайте каждому из них характеристику.  Что можно описывать? Т.е. какие есть виды описания?  Описание природы, описание внешности, описание состояния, описания явления, описание животного, описание помещения и т.д.  Скажите, что мы уже с вами делали, а что нет?

Вспомним!

  • Какие типы речи нам знакомы?
  • Повествование, описание, рассуждение .
  • Дайте каждому из них характеристику.
  • Что можно описывать? Т.е. какие есть виды описания?
  • Описание природы, описание внешности, описание состояния, описания явления, описание животного, описание помещения и т.д.
  • Скажите, что мы уже с вами делали, а что нет?
Описание помещения

Описание помещения

Словарная работа Что такое помещение ? Что можно назвать помещением?  Помещение - часть пространства здания или другого объекта недвижимого имущества, выделенная для самостоятельного использования. Комната, кабинет, класс, студия, зал, гостиная, аудитория и т.д.  Как назвать одним словом все внутреннее убранство комнаты, оформление помещения ?  Интерьер

Словарная работа

  • Что такое помещение ? Что можно назвать помещением?
  • Помещение - часть пространства здания или другого объекта недвижимого имущества, выделенная для самостоятельного использования. Комната, кабинет, класс, студия, зал, гостиная, аудитория и т.д.
  • Как назвать одним словом все внутреннее убранство комнаты, оформление помещения ?
  • Интерьер
Работа с текстом Прочитайте фрагмент описания жилища  и ответьте на вопросы. « Ему отвели над кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам, _________, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся». Какому литературному герою принадлежит эта комната? Из какого он рассказа и кто его автор?  Рассказ А.С.Тургенерва «Муму». Определите характер героя, его отношение к жизни по описанию его комнаты. Подтвердите свои слова примерами из текста. Герасим

Работа с текстом

Прочитайте фрагмент описания жилища и ответьте на вопросы.

« Ему отвели над кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам, _________, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся».

  • Какому литературному герою принадлежит эта комната? Из какого он рассказа и кто его автор?
  • Рассказ А.С.Тургенерва «Муму».
  • Определите характер героя, его отношение к жизни по описанию его комнаты. Подтвердите свои слова примерами из текста.

Герасим

Вывод! По описанию комнаты (ее состоянию) можно определить: Увлечения человека  (мячик – спорт, краски – рисование и т.д.) Отношение человека к вещам (опрятность, неряшливость и т.д.) Характер человека (например, если в комнате преобладают яркие тона, то человек открытый, впечатлительный; резная мебель, картины и т.д. говорят о том, что человек стремится к прекрасному и т.д.).  А что люди могут сказать про вас, судя по вашей комнате? Предположите .

Вывод!

  • По описанию комнаты (ее состоянию) можно определить:
  • Увлечения человека (мячик – спорт, краски – рисование и т.д.)
  • Отношение человека к вещам (опрятность, неряшливость и т.д.)
  • Характер человека (например, если в комнате преобладают яркие тона, то человек открытый, впечатлительный; резная мебель, картины и т.д. говорят о том, что человек стремится к прекрасному и т.д.).
  • А что люди могут сказать про вас, судя по вашей комнате? Предположите .
Словарная работа  Скажите, какие предметы могут находиться в помещении (комнате, кабинете, классе и т.д.)?  Задание. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. 2 человека к доске. К..мната, д..ван, с..фа * , л..м..нат, к..вер, пл..тя(н,нн)ой, шка(в,ф), п..ртьеры * , ж..люз и , п..ртрет, акс..(с,сс)уар *. Гости(н,нн)ая, кр..вать, куше(д,т)ка, п..ркет * , л..но(л,лл)..ум, к..мо(д,т), п..лас, з..н..вески, т..ршер * , к..ртина, л..бр..кен * * Помощник учителя! Найти в толковом словаре лексическое значение слов со «звездочкой». Записать и рассказать остальным. Первая группа слов – 1 вариант; вторая группа слов – 2 вариант.

Словарная работа

  • Скажите, какие предметы могут находиться в помещении (комнате, кабинете, классе и т.д.)?
  • Задание. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. 2 человека к доске.
  • К..мната, д..ван, с..фа * , л..м..нат, к..вер, пл..тя(н,нн)ой, шка(в,ф), п..ртьеры * , ж..люз и , п..ртрет, акс..(с,сс)уар *.
  • Гости(н,нн)ая, кр..вать, куше(д,т)ка, п..ркет * , л..но(л,лл)..ум, к..мо(д,т), п..лас, з..н..вески, т..ршер * , к..ртина, л..бр..кен *

* Помощник учителя! Найти в толковом словаре лексическое значение слов со «звездочкой». Записать и рассказать остальным. Первая группа слов – 1 вариант; вторая группа слов – 2 вариант.

План описания помещения 1. Общие сведения ( например, о доме, здании; можно размышлять о значении внешнего вида комнаты и т.д .). 2. Непосредственное описание помещения ( можно горизонтально: от двери в заднему плану; можно вертикально – в пола до потолка; можно от больших предметов к маленьким и т.д.) 3. Личное отношение к помещению. Вывод. ( Комфортно мне здесь или нет? Люблю ли я это место? Что я добавил бы? и пр .)

План описания помещения

1. Общие сведения ( например, о доме, здании; можно размышлять о значении внешнего вида комнаты и т.д .).

2. Непосредственное описание помещения ( можно горизонтально: от двери в заднему плану; можно вертикально – в пола до потолка; можно от больших предметов к маленьким и т.д.)

3. Личное отношение к помещению. Вывод. ( Комфортно мне здесь или нет? Люблю ли я это место? Что я добавил бы? и пр .)

Слова-помощники Запишите в тетрадь слова-помощники. сп е реди вп еред и с п рав а с л ев а н а л ев о н а п рав о п ос ередин е как__бу д т о бу д т о__(бы) потому__что вп е ч а тление в е л и к о лепная иметь_в_виду н ес м о тря__на о тс юд а о тт уд а  вб л и зи из-за

Слова-помощники

Запишите в тетрадь слова-помощники.

сп е реди

вп еред и

с п рав а

с л ев а

н а л ев о

н а п рав о

п ос ередин е

как__бу д т о

бу д т о__(бы)

потому__что

вп е ч а тление

в е л и к о лепная

иметь_в_виду

н ес м о тря__на

о тс юд а

о тт уд а

вб л и зи

из-за

Домашнее задание Написать сочинение-описание помещения по плану ( своей комнаты, зала, школьного класса и т.д., т.е. ЛЮБОГО ).

Домашнее задание

  • Написать сочинение-описание помещения по плану ( своей комнаты, зала, школьного класса и т.д., т.е. ЛЮБОГО ).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!