Вспомним!
- Какие типы речи нам знакомы?
- Повествование, описание, рассуждение .
- Дайте каждому из них характеристику.
- Что можно описывать? Т.е. какие есть виды описания?
- Описание природы, описание внешности, описание состояния, описания явления, описание животного, описание помещения и т.д.
- Скажите, что мы уже с вами делали, а что нет?
Описание помещения
Словарная работа
- Что такое помещение ? Что можно назвать помещением?
- Помещение - часть пространства здания или другого объекта недвижимого имущества, выделенная для самостоятельного использования. Комната, кабинет, класс, студия, зал, гостиная, аудитория и т.д.
- Как назвать одним словом все внутреннее убранство комнаты, оформление помещения ?
Работа с текстом
Прочитайте фрагмент описания жилища и ответьте на вопросы.
« Ему отвели над кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам, _________, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся».
- Какому литературному герою принадлежит эта комната? Из какого он рассказа и кто его автор?
- Рассказ А.С.Тургенерва «Муму».
- Определите характер героя, его отношение к жизни по описанию его комнаты. Подтвердите свои слова примерами из текста.
Герасим
Вывод!
- По описанию комнаты (ее состоянию) можно определить:
- Увлечения человека (мячик – спорт, краски – рисование и т.д.)
- Отношение человека к вещам (опрятность, неряшливость и т.д.)
- Характер человека (например, если в комнате преобладают яркие тона, то человек открытый, впечатлительный; резная мебель, картины и т.д. говорят о том, что человек стремится к прекрасному и т.д.).
- А что люди могут сказать про вас, судя по вашей комнате? Предположите .
Словарная работа
- Скажите, какие предметы могут находиться в помещении (комнате, кабинете, классе и т.д.)?
- Задание. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. 2 человека к доске.
- К..мната, д..ван, с..фа * , л..м..нат, к..вер, пл..тя(н,нн)ой, шка(в,ф), п..ртьеры * , ж..люз и , п..ртрет, акс..(с,сс)уар *.
- Гости(н,нн)ая, кр..вать, куше(д,т)ка, п..ркет * , л..но(л,лл)..ум, к..мо(д,т), п..лас, з..н..вески, т..ршер * , к..ртина, л..бр..кен *
* Помощник учителя! Найти в толковом словаре лексическое значение слов со «звездочкой». Записать и рассказать остальным. Первая группа слов – 1 вариант; вторая группа слов – 2 вариант.
План описания помещения
1. Общие сведения ( например, о доме, здании; можно размышлять о значении внешнего вида комнаты и т.д .).
2. Непосредственное описание помещения ( можно горизонтально: от двери в заднему плану; можно вертикально – в пола до потолка; можно от больших предметов к маленьким и т.д.)
3. Личное отношение к помещению. Вывод. ( Комфортно мне здесь или нет? Люблю ли я это место? Что я добавил бы? и пр .)
Слова-помощники
Запишите в тетрадь слова-помощники.
сп е реди
вп еред и
с п рав а
с л ев а
н а л ев о
н а п рав о
п ос ередин е
как__бу д т о
бу д т о__(бы)
потому__что
вп е ч а тление
в е л и к о лепная
иметь_в_виду
н ес м о тря__на
о тс юд а
о тт уд а
вб л и зи
из-за
Домашнее задание
- Написать сочинение-описание помещения по плану ( своей комнаты, зала, школьного класса и т.д., т.е. ЛЮБОГО ).