Тема урока: Определение степени с натуральным показателем.
УМК: Учебник («Алгебра» Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др. / Под ред. Теляковского С.А.)
-цель обучения: познакомиться с понятием степени с натуральным показателем, выработать умение выполнять действия над степенями с натуральным показателем.
-цель развития: работа над формированием таких мыслительных операций, как сравнение, анализ, синтез, обобщение конкретизации, классификация, аналогия.
-цель воспитания: формирования у учащихся самостоятельности, творческой активности, инициативы как устойчивых качеств личности
Этапы формирования понятия формулы сокращенного выражения |
1.Подготовительный этап Цель: актуализировать опорные знания степени числа Метод: частично – поисковый, репродуктивный Прием: беседа, объяснение, фронтальный опрос. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развитие познавательных УУД |
Здравствуйте! Ребята давайте выполним задания, которые нам помогут работать на протяжении всего урока. Задает вопросы: 1. Вычислите значения следующих выражений: 1) 5*5*5 + 3*3*3*3 2). 2*2*2*2*2*2 2.Запишите в символьном виде следующее задание три умножить на себя 15 раз. 3. Можно ли это выражение записать в более краткой форме? 4. Выражения задания 1 запишите в сокращенной форме | Приветствуют учителя, отвечают на вопросы учителя, ведут беседу. 1. Вычисляют: 1) 5*5*5 + 3*3*3*3 = 125 + 81 = 206 2). 2*2*2*2*2*2 = 64 2. Записывают в символьном виде: 3*3*3*3*3*3*3*3*3*3*3*3*3*3*3 = 315; 3. Можно записать как три в степени пятнадцать 315 3. 1) 5*5*5 + 3*3*3*3 = 53 + 34 = 125 + 81 = 206 2). 2*2*2*2*2*2 = 26 = 64 | анализ эмоционального состояния; анализ опорных знаний и умений; смысловое чтение; умение структурировать знания; умение осознанного и произвольного построения речевых высказываний в устной форме использование знаков – символических средств для решения учебных задач; понимать информацию в модельной форме |
2. Мотивационный этап Цель: возбудить интерес учащихся к изучению нового понятия «определение степени с натуральным показателем» Метод: исследовательский, частично-поисковый Прием: беседа, практическая работа, |
Если вы не когда не пробовали решать подобные задачи, то вам придется немало подумать, прежде чем вы нападете на правильное решение. Задача 1: Пользуясь тремя пятерками, и какими угодно знаками математических действий, написать выражение равное единице | Учащиеся проводят поиск решения поставленной задачи. Осуществляется небольшой поиск решения данной задачи. Выдвигают свои предположения. Определяют степень достоверности полученного результата. Решение: (5 : 5)5 = 15 = 1*1*1*1*1 = 1 Ответ 15 = 1 | умение строить логические цепи рассуждений; умение структурировать знания; умение выбирать эффективные способы решения задач; умение создавать способы решения проблем творческого и поискового характера |
Ориентировочный этап - введения определения Метод: частично – поисковый, репродуктивный Прием: беседа, работа в тетрадях,, самостоятельная работа, объяснение |
Задача № 1. Сколько потребуется количество банок краски, необходимое для покраски 5 кабинетов нашей школы, если для каждого кабинета должно хватить по 4 банок краски Задача№2. Задача№2. В одной организации её сотрудникам предложили оригинальную оплату труда: первый час работы стоит 5 т.р., а каждый следующий час в 2 раза больше предыдущего. Какую сумму денег получит сотрудник в течение дня, если в организации восьмичасовой рабочий день? Как же коротко вы запишите произведение одинаковых множителей? Так же как и вы сделали ученые-математики, назвав эту запись степенью числа. 58 – ? Где число «5» и «8» «5» - ? «8» - ? Кто же может сказать, что же такое степень числа с натуральным показателем? 58 – степень с натуральным показателем ? Давайте подведём итог нашей работы и выясним, изменилась ли смысловая нагрузка слова «степень» в математике? | Участвуют в осуждении решении задачи: Задача № 1. 1 способ: сложением 4+4+4+4+4=20; 2 способ; умножением 4*5=20(б) Анализируют, что удобнее записывать коротко, с помощью действия умножения Задача № 2. Если в организации восьмичасовой рабочий день, то задачу можно решить 2 способом, способом умножения умножения Решение: 5*5*5*5*5*5*5*5=40 (тг) Ответ: 58 Коротко записать можно так: 5*5*5*5*5*5*5*5=58 58 , читается «пять в восьмой» или «восьмая степень пяти» 58 – степень числа «5» - основания произведения - основание степени. «8» - число, показывающее количество множителей – показатель •Натуральным, большим 1. Читают определение, записывают определение,. | выделение необходимой информации; умение строить логические цепи рассуждений; структурирование знаний выбор наиболее эффективного способа решения задач; умение строить логические цепи рассуждений; выбор наиболее эффективного способа решения задач; умение выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; умение структурировать знания; умение выбирать эффективные способы решения задач; умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме; использовать знако – символические средства для решения различных задач; осознавать познавательную задачу, читать и слушать извлекая нужную информацию |
- формирования действия распознавания Метод: частично –поисковый Прием: самостоятельная работа, беседа, объяснение |
Оформить выводу в таблицу: a 0 | a = 0 | | | an 0 | an = 0 | a | n-четное | n-нечет. | | | an 0 | an = 0 | | | Прочитать следующие степени, назвать основание и показатель степени. Пример1. ( на доске) а) 36; б) 02; в) (-2)4; г)(-10) 5; д) 85 Пример 2 Замените произведение степенью: а) -3*(-3)*(-3)*(-3)= б) (а+с)* (а+с)* (а+с)* (а+с)= в) 0,7*0,7*0,7*0,7*0,7= | Оформляют выводы в таблицу Решают пример 1. а) 36 – степень числа «3» - основания произведения - основание степени. «6» - число, показывающее количество множителей – показатель; б) 02 – степень числа «0» - основания произведения - основание степени. «2» - число, показывающее количество множителей – показатель; г) (-2)4 – степень числа «-2» - основания произведения - основание степени. «4» - число, показывающее количество множителей – показатель Пример 2. Решение: а) -3*(-3)*(-3)*(-3)= (-3)4 б) (а+с)* (а+с)* (а+с)* (а+с)*= (а+с)4= в) 0,7*0,7*0,7*0,7*0,7=0,74 Отвечают на вопросы: | выделение необходимой информации; умение строить логические цепи рассуждений; умение структурировать знания; умение выбирать эффективные способы решения задач; умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме; умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; умение находить ошибки в представленном решении. |
Первоначальное применение понятия Цель: отработка навыков по использованию понятия «определение степени с натуральным показателем» при решении задач Метод: репродуктивный Прием: решение практических задач, беседа, объяснение |
Выполнить тест Заполни пропуски. Выражение вида______ называется степенью, где ____________- это основание степени, а ___________- это показатель степени. Примеры: 1. В выражении 64 число ________ основание степени, число ______ - показатель степени. 2. У степени _______ основание равно 2, а показатель равен 5 Выполнить самостоятельно 1. Как называется цифра 8 в выражении 82=64. а) основание степени; б) показатель степени; в) степень. 2. Вычислите: 103 а) 30, б)100, 1000. 3. Вычислите: 3· 52 а) 45, б)75, в) 45. 4. Найдите значение выражения и выберете правильный ответ: 32 + 52 а) 64 б) 16 в)34 | Выполняют работу; Заполни пропуски. Выражение вида___an___ называется степенью, где _____a_______- это основание степени, а _____n______- это показатель степени. Примеры: 1. В выражении 104 число ____10____ основание степени, число ___4___ - показатель степени. 2. У степени ____152___ основание равно 15, а показатель равен 2 Выполняют самостоятельную работу 1. Как называется цифра 8 в выражении 82=64. а) основание степени; б) показатель степени; в) степень. 2. Вычислите: 103 а) 30, б)100, 1000. 3. Вычислите: 3· 52 а) 45, б)75, в) 45. 4. Найдите значение выражения: 32 + 52 а) 64 б) 16 в)34 | анализ; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действий; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; усвоение общего способа действий |
Д\з |
Краткое объяснение выполнения домашнего задания П.18 (выучить определения), выполнить № 374 (2 столбик), № 377, №387 (ж,з,и). Дополнительно (для сильных учащихся № 392, № 393. Найти информацию в сети Интернет о применении степени в жизни человека | Записывают в дневники Выслушивают краткие объяснения | Осознавать познавательную задачу читать и слушать, извлекая нужную информацию; Находить самостоятельно нужную информацию в материалах учебникаинформацию |
| | |
Что нового вы сегодня узнали? С каким новым способом умножения мы с вами сегодня познакомились? Какие цели вы сегодня перед собой ставили? Достигли ли вы этих целей? Закончите предложение: «Сегодня на уроке: Я повторил …Я закрепил …Я научился … Я узнал …» | Отвечают на вопросы Продолжают предложения | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Представлять информацию в развернутом виде. |