СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определение. Тренировочные упражнения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Определение. Тренировочные упражнения.»

Определение

Определение

Как отличить определение от именной части сказуемого? Если вопрос ставится от подлежащего или дополнения, то это определение. Например: «У неё было красное (какое?) платье» — «красное» — определение . Если вопрос ставится от глагола, то это именная часть сказуемого. Например: «Её платье было (какое?) красное» — «красное» — именная часть сказуемого.
  • Как отличить определение от именной части сказуемого?
  • Если вопрос ставится от подлежащего или дополнения, то это определение. Например: «У неё было красное (какое?) платье» — «красное» — определение . Если вопрос ставится от глагола, то это именная часть сказуемого. Например: «Её платье было (какое?) красное» — «красное» — именная часть сказуемого.
Выделите грамматическую основу и определения. 1.  По вершинам деревьев прошёлся сильный ветер. 2.  Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе. 3.  На столе, застеленном белоснежной скатертью, стояла ваза из хрусталя. 4.  Мы принесли из леса корзину, полную грибов. 5.   Маша, в новом синем платье, выглядела великолепно.
  • Выделите грамматическую основу и определения.
  • 1.  По вершинам деревьев прошёлся сильный ветер.
  • 2.  Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе.
  • 3.  На столе, застеленном белоснежной скатертью, стояла ваза из хрусталя.
  • 4.  Мы принесли из леса корзину, полную грибов.
  • 5.   Маша, в новом синем платье, выглядела великолепно.
Определяемое слово (ОС) - это слово, от которого мы задаём вопрос к определению. Зависимое слово (ЗС) - это то слово, к которому мы задаём вопрос от определения. Корзина, полная грибов корзина (какая?) – определяемое слово полная – определение полная (чего?) грибов – зависимое слово    
  • Определяемое слово (ОС) - это слово, от которого мы задаём вопрос к определению.
  • Зависимое слово (ЗС) - это то слово, к которому мы задаём вопрос от определения.
  • Корзина, полная грибов
  • корзина (какая?) – определяемое слово
  • полная – определение
  • полная (чего?) грибов – зависимое слово
  •  
  •  
Сияющая в небе звезда звезда (какая?) – определяемое слово сияющая – определение сияющая (где?) в небе – зависимое слово
  • Сияющая в небе звезда
  • звезда (какая?) – определяемое слово
  • сияющая – определение
  • сияющая (где?) в небе – зависимое слово
Задание:  подчеркните грамматическую основу в каждом предложении. Найдите определения и укажите их вид.   Грозовая туча быстро приближалась к нашей деревне. В окне появилась голова в очках, с огромным носом. Еловые сучья, собранные для костра, горели ярко. Юноша был одет в куртку из меха. Слева располагалась комната с окнами в сад. С вершины горы открывался чудесный вид. Дайте мне интересную книгу. Напротив стоял дом в два этажа. Разочарованный, я бродил по аллеям парка. Как величественны проспекты Петербурга! Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе.

Задание:  подчеркните грамматическую основу в каждом предложении. Найдите определения и укажите их вид.

  • Грозовая туча быстро приближалась к нашей деревне.
  • В окне появилась голова в очках, с огромным носом.
  • Еловые сучья, собранные для костра, горели ярко.
  • Юноша был одет в куртку из меха.
  • Слева располагалась комната с окнами в сад.
  • С вершины горы открывался чудесный вид.
  • Дайте мне интересную книгу.
  • Напротив стоял дом в два этажа.
  • Разочарованный, я бродил по аллеям парка.
  • Как величественны проспекты Петербурга!
  • Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе.
Спишите предложения. Выделите грамматические основы, подчеркните определения, укажите их вид(согласованные или несогласованные).   Когда корабли приблизились к берегу, Колумб сошел в лодку вместе со своими помощниками. Один из них нёс богато расшитый флаг с инициалами короля и королевы. На берегу Колумба встретила толпа темнокожих людей с раскрашенными лицами и с чёрными прямыми волосами. Не выказывая ни вражды, ни дружелюбия, они спокойно, с любопытством смотрели, как странное бледнолицее существо, закутанное в красную материю, сходит на берег.

Спишите предложения. Выделите грамматические основы, подчеркните определения, укажите их вид(согласованные или несогласованные).

  • Когда корабли приблизились к берегу, Колумб сошел в лодку вместе со своими помощниками. Один из них нёс богато расшитый флаг с инициалами короля и королевы. На берегу Колумба встретила толпа темнокожих людей с раскрашенными лицами и с чёрными прямыми волосами. Не выказывая ни вражды, ни дружелюбия, они спокойно, с любопытством смотрели, как странное бледнолицее существо, закутанное в красную материю, сходит на берег.