СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опросник "Готовность к выбору профессии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опросник предназначен для профориентационной работы со старшеклассниками

Просмотр содержимого документа
«Опросник "Готовность к выбору профессии"»

Готовность к выбору профессии

Методика представляет собой опросник, включающий 35 вопросов. Предназначена для учащихся 9-11-х классов.

Цель: определение уровня готовности к адекватному профессиональному выбору.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Опросник состоит из пяти шкал: «автономность»; «информированность»; «ориентация во времени» (планирование); «принятие решения»; «эмоциональное отношение». Вопросы отдельных шкал распределены в методике в случайном порядке.

Инструкция. «Вам предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. Если вы согласны с тем, что написано в утверждении, то в бланке листа ответов поставьте знак «+» если не согласны — знак « — ». Постарайтесь не думать долго над ответом, нас интересует ваша первая реакция. Ответить необходимо на все вопросы. Надеемся на вашу искренность. Заранее благодарим».

Вопросы.

1. Я не принимаю серьезных решений мгновенно.

2. Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело, я самым серьезным образом оцениваю своиспособности.

3. Я могу предположить в каких условиях я буду работать.

4. Я тяжело переношу неудачи в жизни.

5. Я примерно знаю обязанности, которые я буду выполнять на будущей работе.

6. Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт.

7. Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем.

8. Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий.

9. Все мои действия подчинены определенным целям.

10. По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не застрахует от разочарований.

11. Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической).

12.У меня стало привычкой анализировать важные события моей Жизни.

13.Я ничего не делаю без причины.

14. Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем.

15. Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.

16. Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно.

17. Первая же крупная неудача может «выбить меня из седла».

18. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких.

19. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать.

20. Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения.

21. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.

22. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.

23. Я не знаю о перспективах, которые дает та или иная профессия.

24. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.

25. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.

26. Я с детства привык доводить начатое дело до конца.

27. Я знаю, что у меня есть такие черты характера, которые совершенно необходимы для моей будущей профессии.

28. Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место работы (учебы), у меня портится настроение.

29. При выборе из двух или нескольких возможностей я полагаюсь на ту, которая внешне более привлекательна.

30. Своим поведением в настоящем я строю фундамент для будущего.

31. Я никогда не задумывался, по каким законам устроен мир профессий.

32. Любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии.

33. Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии.

34.Я не понимаю самого себя.

35.Я представляю, каким я буду через 10 лет.


Ключ


Автономность (А)

Номер

6

11

15

20

26

32

34

Знак

+

+

-

-

+

-

-


Информированность (И)

Номер

3

5

10

19

23

25

31

Знак

+

+

-

+

-

+

-


Принятие решения (Р)

Номер

1

2

9

13

16

21

29

Знак

+

+

+

+

-

+

-


Планирование (П)

Номер

7

12

14

24

27

30

35

Знак

+

+

+

-

+

+

+


Эмоциональное отношение (Э)

Номер

4

8

17

18

22

28

33

Знак

-

-

-

+

-

-

-


Краткая характеристика шкал

Автономность

Определяется следующими параметрами: понимание целостности своей личности; стремление реализовать возможность в практических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области. Общая ориентация на успех. Знание шагов, которые необходимо сделать для приобретения знаний и навыков. Принятие на себя ответственности за собственные действия. Самостоятельный опыт планирования своих поступков, умение соотносить свои действия с требованиями общества. Умение прогнозировать профессиональный рост;однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени. Собственная активность в получении информации и выборе профессионального пути. Компромисс между желаниями и возможностями, осознание необходимости таких компромиссов.

Для возникновения основных признаков автономности необходим определенный набор новообразований:

• человек должен ощутить свою независимость от родителей (в делах, мыслях, поступках);

• от внешней детерминации своего поведения он должен перейти на самодетерминацию;

• он должен осознавать свой идеальный образ Я-концепции и стремиться к его достижению.

Информированность

Оценивается степень информированности о мире профессий в целом; об отдельных профессиях или группах профессий.

Понятие «информированность о мире профессий» включает следующее:

• осознание подразделения мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства;

• знание понятий культуры труда, трудовой дисциплины, структуры предприятия, принципов оплаты;

• знание отдельных профессий;

• знания или практические умения, касающиеся приобретения профессии, поиска и поступления на работу,требуемого уровня образования для различных профессий; того, как удержаться на работе, как совершенствовать свой профессионализм.
Предполагается, что большой объем информации о мире профессий в целом должны иметь школьники четвертого класса. В четвертом классе сформированность профессиональной позиции характеризуется рядом показателей:

• положительное отношение к любому виду труда;

• определенный уровень осведомленности относительно основных массовых профессий;

• умение различать связи между профессиями, отраженные в классификации;

• умение выделять основные требования профессии к человеку;

• стремление к самооценке в контексте профессионального самоопределения.

Информированность об отдельных профессиях или группах профессий включает знания о физических и социально-экономических условиях работы по профессии, требованиях профессии к человеку (психофизиологические особенности, познавательная сфера, личностные качества), требованиях к уровню образования, возможностях получения образования; перспективах профессионального роста; знание социально-экономических потребностей общества, конкретного региона и потребности в кадрах отдельных предприятий.

Принятие решения

Важным условием развития умения принимать решения является автономность и самостоятельность человека,когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу.

Для того чтобы принимать эффективные решения, учитывающие все факторы ситуации и ее перспективы, важно наличие определенных качеств, способностей, знаний и навыков, основными среди которых являютсяследующие:

• любознательность, любопытство – желание и умение собирать и накапливать информацию;

• предвидение, предусмотрительность— способность предвосхищать проблемы и заранее готовить альтернативы;

• здравый смысл, проницательность – способность соотнести имеющуюся информацию с рассматриваемойпроблемой и оценить ее;

• решительность – способность поручиться за принятое решение и взять на себя ответственность за него;

• делегирование полномочий – умение эффективно разделить авторитет и ответственность с коллегами;

• планирование – умение разработать для коллектива реальный, конкретный и действенный план решенияпроблемы;

• оценка риска – способность оценить потенциальный риск принятого решения; ответственность за риск –способность оценить риск и взять ответственность на себя;

• контроль – способность получить в процессе решения проблемы именно тот результат, который планировался.

Планирование («ориентация во времени»)

Предполагает оценку временной перспективы в профессиональном плане: «Кем я буду?», «Где я буду учиться?», «Первая работа, дальнейшие перспективы», пути и средства достижения ближайших жизненных целей: ознакомление, проба сил, самообразование; оценка вероятных внешних препятствий, своих возможностей изапасных вариантов.

Включает также способность выделять события, являющиеся единицами анализа жизненного и профессионального пути (поступление на учебу, выбор и смена работы и т. д.). Анализ или прогноз конкретных событийпозволяют человеку составить целостное представление о своей жизни, ее прошлом, настоящем и будущем.

Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии.

Включает отношение к разным профессиям, профессиональным группам и к необходимости принятия решения о выборе профессии. Данный показатель включает в себя не только отношение к разным вариантам выбора, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое-то решение, отношение к ответственности за решение, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т. д. Эмоциональный компонент профессиональной готовности выражается в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач.

Отсутствие эмоционального отношения зачастую говорит не об излишней рациональности, а об отсутствии значимости для человека ситуации принятия решения.