СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оптимальное чтение в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны технологии обучения чтению. Статья будет полезна учителям начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Оптимальное чтение в начальных классах»

Обучение младших школьников оптимальному чтению.



Уважаемые коллеги!

Всем нам хорошо известны строчки из стихотворения Валентина Берестова:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку просить:

- Прочти, пожалуйста! Прочти!

Не надо умолять сестрицу:

- Ну, почитай еще страницу!

Не надо звать.

Не надо ждать.

А можно взять

И почитать!

Всем нам хорошо известно, что в начальных классах закладывается фундамент успешного учения на последующих этапах. Приоритетная цель начальной школы – развить личности школьника, научить его учить себя самого, направить процесс на развитие учебной деятельности учащихся. А главная задача начальной школы – обеспечить каждому ученику умение читать, подготовить из ребенка грамотного читателя. Ведь чтение - главный общеучебный навык, способствующий общему развитию личности и успешности ребёнка в обучении на всех ступенях школы. По оценкам психологов, на успеваемость ребенка влияют более 200 факторов. Но среди них есть фактор, который более других влияет на его успеваемость. Этот фактор - скорость чтения. В 5 –11 классах увеличивается объём устных заданий. Ученики затрачивают много времени на чтение, изучение материала. При низкой скорости чтения, они обречены на неуспеваемость. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет просто захлебываться в потоке информации. Не секрет, что процент хорошистов и отличников среди быстро читающих детей гораздо выше, чем среди детей, читающих медленно. И это значит, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь.

Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать.

Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать. Младшие школьники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, т.к. они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

Иногда можно услышать, что младшим школьникам нужно овладеть скорочтением. Но тогда давайте обратимся к терминологии.

Обратимся к терминологии: «Скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту». Вслух оно невозможно. Скорочтение необходимо прежде всего для руководящих работников или научных сотрудников. Считается, что обучение классическим приёмам скорочтения не стоит начинать раньше 10-12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы лучше запоминают информацию, скорость передачи которой идентична средней скорости обычной человеческой речи. Однако уже в первом классе, в процессе обучения ребёнка чтению, можно воспользоваться некоторыми приёмами, которые предлагает методика скорочтения. Упражнения эти будут чрезвычайно полезны для развития навыков быстрого чтения у детей.

Кто-то возразит, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. Вспомните себя: при чтении в медленном темпе у нас постоянно возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, предстоящих или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Известный психолог Л.С. Выготский писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности понимание читаемого текста тем полнее, чем быстрее читает ребёнок». Следовательно, необходимо ребёнка научить читать в оптимальном для него темпе

Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Но вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении “про себя” скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 150 слов в минуту. Психологи же подметили, что текст хорошо усваивается и понимается учениками тогда, когда он прочтен в темпе разговорной речи. А точнее – от 120 до 150 слов в минуту вслух и 400 - 450 слов в минут – чтение про себя. . Это среднее значение попадает в зону оптимального чтения. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста, а мозг сосредотачивается и работает максимально эффективно. Если в 1 классе основное учебное время занимает слушание и чтение вслух, то в дальнейшем по мере овладения быстрым чтением увеличивается доля чтения молча, «про себя»

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересовал меня давно. Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Как сделать процесс чтения увлекательным? Наверное, не только я задумываюсь над этими вопросами, и каждый учитель старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения.

“Лучшая методика та, которой вы владеете, - писал Л.Н. Толстой,- но овладеть методикой совершенствования техники чтения должен каждый учитель, несмотря на возраст и стаж своей педагогической деятельности».

Методика совершенствования техники чтения подразумевает использование современных педагогических технологий обучения литературному чтению, в которые вошли идеи многих учёных.

Я предлагаю вам рассмотреть наиболее эффективные, на мой взгляд, приемы обучения оптимальному чтению, которые я активно использую в своей практике и которые дают положительный результат.

Я буду говорить о 6 «золотых правилах» оптимального чтения.

  1. Развитие оперативной памяти.

  2. Развитие антиципации.

  3. Подавление артикуляции (визуальное чтение);

  4. Подавление регрессии

  5. Развитие периферического зрения;

  6. Концентрация внимания

Секрет успеха в освоении техники оптимального чтения— регулярные упражнения на развитие памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Работая с первоклашками, я часто наблюдаю такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забывает начало предложения. В результате он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.

Предложения

число букв

Время экспозиции

набор №1

 

 

 

 

1

Тает снег

8

4

2

Идет дождь

9

4

3

Небо хмурое

10

5

4

Коля заболел

11

5

5

Запели птицы

11

5

6

Поле опустело

12

6

набор №2

1

Трещат морозы

12

6

2

Я ищу землянику

13

6

3

В лесу росла ель

13

6

4

Наступила осень

14

7

5

Дни стали короче

14

7

6

В лесу много берез

15

8

 

 

 

 

набор №3

 

 

 

 

1

Прилетели птички

15

8

2

Ярко светит солнце

16

8

3

Лида вытерла доску

16

8

4

Весело бегут ручьи

16

8

5

Подул резкий ветер

16

8

6

Зоя прилежно учится

17

8

 

 

 

 

набор №4

 

 

 

 

1

Дятел дробил дерево

17

8

2

Я хочу посадить цветы

18

7

3

Иней запушил деревья

18

7

4

Без воды цветы завянут

19

7

5

Пролетело жаркое лето

19

7

6

Возле дома посадили ель

20

7

 

 

 

 

набор №5

 

 

 

 

1

Солнышко светит и греет

20

6

2

Федя решал задачу у доски

21

6

3

Загорелась в небе зорька

21

6

4

На деревьях сверкал иней

21

6

5

Город Киев стоит на Днепре

22

6

6

В лесу собирают землянику

22

6

 

 

 

 

набор №6

 

 

 

 

1

Зимой река покрылась льдом

23

5

2

Мальчик подарил маме цветы

23

5

3

Дежурные стерли пыль с доски

24

5

4

Колхозники работают на лугу

24

5

5

На огород забрались цыплята

24

5

6

Мы жили возле березовой рощи

24

5

 

 

 

 

набор №7

 

 

 

 

1

Небо покрылось серыми тучами

25

4

2

Дети посадили во дворе акацию

25

4

3

Бабушка купила внуку букварь

25

4

4

Землю согрело теплое солнышко

26

4

5

Моя сестра работает на фабрике

26

4

6

Ласково грело весеннее солнце

26

4



В каждом из 18 диктантов, предложенных профессором, имеются шесть предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит всего два слова – “Тает снег” и 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске или экране демонстрируются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, а остальные прикрыты, ребята в течение определенного времени /время указано для каждого предложения/ читают молча это предложение и стараются запомнить. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Возможно, кто-то из учеников не запомнит, пусть перепишет у соседа. В следующий раз он постарается запомнить.

Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.

На шесть предложений обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут времени.

Если учитель видит, что слишком многие дети заглядывают к соседям, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.

Итак, в среднем на один набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – 54 дня. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т. е. из восьми-девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, а если писать их с перерывами – это уже ничего не дает.

Зрительные диктанты Федоренко — это система отработки навыков чтения и письма, проверенная годами. К тому же, в зависимости от успеваемости детей, учитель может сам варьировать количество дней для отработки конкретного набора. Главное — точно выдерживать время экспозиции, и через некоторое время маленькие ученики будут радовать вас своим беглым чтением и осмысленным письмом.


Упражнения для развития оперативной памяти.
Взгляни, запомни и воспроизведи.

1.Память на числа.
Прочитайте внимательно, но только один раз, и постарайтесь запомнить:
21, 37, 44, 75, 89, 34, 27, 14, 9, 93.
Закройте числа. Теперь запишите те из них, которые запомнили. По объёму памяти за 8-10 чисел ставьте себе «отлично»; за 5-7 – «хорошо»; за 4- «удовлетворительно»; ниже 4-«плохо».

2.Посмотри на таблицы с рядами букв. Время восприятия 1-2 с. После этого по памяти перечисли буквы в той же последовательности.

МСХРКНВ

БДЛШЩЗХ



Работа с таблицей и шаблоном

Используется таблица, состоящая из 16 ячеек. Таблицу следует накрыть листом бумаге с вырезанным в ней квадратом, равным по ширине одной ячейке. За 3 секунды следует пробежать по всем словам ячейки и передвинуть квадрат на другой блок, повторив слова из предыдущего блока.

машинист

обезьяна

букварь

диван

бабушка

булочка

зоопарк

дикарь

покрывало

внучка

чай

внук

скорость

лошадь

батарея

норка

дедушка

предложение

корова

подоконник

Марс

стекло

кольцо

серьга

алфавит

Венера

карандаш

браслет

кино

аппарат

Земля

бумага

подросток

художник

лошадь

Луна

перо

девочка

писатель

осёл

абзац

подушка

столб

перстень

снег

скобка

плед

пень

ожерелье

дождь

платок

моряк

люстра

телега

холодно

косынка

правнук

бутылка

верблюд

жарко

медленно

пасмурно

дворец

волк

погреб

быстро

ясно

хижина

лиса

сени

долго

дождь

медведь

машина

шоссе

скоро

профессор

заяц

мотоцикл

дорога



За 6 сек. найди во всех колонках

- слова: серьга, корова, пасмурно, телега

- названия диких животных

- названия школьных принадлежностей

Прыжок-остановка. Смысл этого упражнения в закреплении навыков ориентирования в тексте, максимально используя зрительную память. Выполняется оно следующим образом.

Ребёнок кладёт руки на колени, перед ним лежит открытая книга с текстом. По команде взрослого: «Прыжок!» он начинает читать текст. Когда раздаётся команда «Остановка», читатель должен поднять голову от книги, закрыть глаза, и несколько секунд передохнуть. Когда снова раздастся команда «Прыжок!», ребёнок опускает глаза и ищет в книге то место, на котором он остановился. После того как место найдено, чтение необходимо продолжить, до следующей команды взрослого.

Непослушная книжка ”. Чтение текста, повернутого на 90 или на 180 градусов. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

Восстанови слово, предложение, текст” Отличное упражнение на развитие памяти. Данное задание развивает зрительную, словесно-логическую память.

Напечатайте небольшой отрывок текста, пропустив, для начала в словах гласные буквы. Предложите школьнику заполнить пропуски, отведя на это определённый промежуток времени (не более 3-5 минут для текста длиной в 2-3 предложения). В дальнейшем задание можно усложнить: пропускайте согласные буквы, буквосочетания, слоги и, наконец, слова.

Во время прочтения текста с пропущенными словами остановки для “отгадывания” очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как регрессивные движения глаз и артикуляция.



Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-яблока, представить себе как выглядит целое яблоко? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку или закладку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Слова-половинки. Задача, которая ставится перед учеником – по отдельному фрагменту слова догадываться о том, какой будет его остальная часть.

Напишите несколько слов (5-10) крупными буквами на бумажных листах или карточках. Разрежьте карточки со словами в произвольном порядке на половинки. Перемешайте карты. Предложите ребёнку правильно сложить из этих элементов слова.

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Это хорошо известные взрослым и полюбившиеся детям упражнения «Доскажи словечко»

Или чистоговорки с пропущенным словом:

  1. Ко-ко-ко- кошка любит ….
    2. Га-га-га у козы остры ….
    3.  Ха-ха-ха- не поймать нам ….
    4. Ой-ой-ой-зайке холодно ….



Артикуляция – это проговаривание читаемого текста. Она важна, когда школьник читает вслух (чем меньше он запинается, тем выше техника чтения), но совершенно неприемлема, если мы хотим добиться скорости от 120 слов и выше. Это один из главных недостатков традиционного чтения, который присутствует у 90 % читающих, не занимающихся ее устранением. Избавившись от артикуляции можно вдвое повысить скорость чтения. Упражнения на подавление артикуляции не только исключат проговаривание, но и сформируют новый код внутренней речи, при котором текст воспринимается и понимается только за счет зрительного узнавания.

Методика оптимального чтения для детей подразумевает развитие визуального чтения, когда артикуляция всячески подавляется и текст читается быстрым скольжением глаз. Установлено, что в этом случае резко повышается качество восприятия текста и улучшается процесс запоминания.

  1. Приемы звуковых помех или «Чтение под музыку» Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз. Читаем текст при включенной музыке, для начала лучше брать просто музыку, без пения. Со временем переходить на чтение под песенное сопровождение. Обязательное условие: по окончании ребенок должен ответить на вопросы по тексту.

  2. Шмель. Учащийся занимается чтением, одновременно произнося жужжащий звук, как будто летит шмель. Это одно из важнейших упражнений в скорочтении.

  3. Прием неречевых помех или «Барабанная дробь» Читаем текст и простукиваем тупым концом карандаша по столу ритм. 1-23-456-7. Ритм следует выучить отдельно и довести до автоматизма. Задание выполняется сначала в среднем темпе, ускоряясь к концу. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

  4. Прием механического торможения или «Рот на замок» Если во время чтения шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Эффективным приемом является сжимание в зубах карандаша.



Подавление регрессии

Регрессия – это способность читателя возвращаться глазами к строчке или слову, которые уже были прочитаны.

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту, хотя никакой необходимости в этом нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то ученик дважды прочитывает текст. Этот недостаток среди начинающих читателей наиболее распространён.

Казалось бы, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст. Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

Упражнения

1.Здесь на помощь придет упражнение с линейкой. В этом методе зашифрована «военная хитрость»: если ребенок хоть немножко догадлив, он попытается читать строчки еще до того, как их закроет линейка. Это упражнение приучит ребенка при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к уже прочитанному.

2.Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, взгляд должен постоянно следовать за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас только вперед. Именно поэтому мы предлагаем самым маленьким школьникам вести пальчик по строке.

З. Еще один прием избавление от регрессии используется на первых порах обучения чтению. Читая предложение, ребенок закрывает уже прочитанные слова линейкой или закладкой. Этот прием помогает ребенку избавиться от непроизвольного движения глаз в обратном направлении

3.Многократное чтение. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей и побуждает при чтении не возвращаться к прочитанному, а двигаться только вперед.

Развитие периферического зрения.

Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение.

«Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного. Большинство людей заблуждаются, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом же деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообразное движение, останавливаясь только в двух - трёх местах на каждой строке. Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации глаз. Различие между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве материала, который воспринимает читающий в момент остановки. Анализ исследований специалистов показывает, что для повышения скорости чтения необходимо: уменьшить число фиксаций глаз и их длительность; увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию, т.е. развить периферическое зрение. У людей, читающих медленно (а таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. С помощью тренировок можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате она может составлять до 10 см. Специалистам удалось разработать упражнения, которые значительно расширяют поле ясного видения. Для расширения поля ясного видения используются цифровые таблицы Шульте . При работе с ними, надо концентрируя взгляд в центре таблицы, увидеть её всю целиком и найти все видимые цифры по порядку за 25 секунд. Традиционные таблицы Шульте представляют собой квадрат 20 х 20 см, разграфлённый на 25 ячеек с вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Взгляд фиксируется в центре таблицы, горизонтальные движения глаз недопустимы.

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте способствуют не только расширению периферического зрения, но и повышению концентрации внимания и развитию памяти.



Чтение по вертикальной черте

При работе с колонками слов взгляд должен скользить вниз по вертикальной черте со скоростью 2с на одно слово. При этом тренируются зрительные мышцы. Фиксируя взгляд на черте нужно понять смысл отдельных слов. Задавая все более широкие столбики слов, мы постепенно расширяем угол захвата строки, тем самым увеличивая скорость чтения школьника.

ель

испуг

собака

бесплатно

особенный

наступление

водопроводный

картофелекопалка

поднебесный

журналист

верхушка

полдень

лапта

рык

карта

полумрак

воспитатель

электрический

пушистый

реклама

вдруг

бум

дверь

играть

отличник

литература

наименование

прилагательное

крупнозернистый

колебаться

спектакль

бритва

кошка

нос



Развитие внимания

Внимание - катализатор чтения. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает. У медленно читающего ученика внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы и интерес к тексту снижается. Поэтому большие части текста читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания. Умение управлять своим вниманием - важнейшее свойство, которое требуется в процессе освоения техники быстрого чтения. Максимальная концентрация внимания возможна в течение 30 секунд, максимум – 90 секунд. После этого внимание рассредоточивается, и «собрать» его, направить на решаемую в данный момент задачу возможно лишь благодаря определённым усилиям, волевым и физическим. Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией. От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения.

Тренировки в чтении справа налево развивают внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево используя палиндромы (от греч. «назад» и «бег») Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. 

Найди слово”. Варианты выполнения упражнения:

  1. Искать в тексте все слова, начинающиеся на определенную букву.

  2. Искать на странице определенное слово или фразы.

Отгадывание загадок – простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Лучше всего, если это будут загадки обманки или вопросы на логику с подвохом.

Упражнение «Матрешка» отличное упражнение на внимательность в младшем школьном возрасте. Дается длинное слово, например, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Учащиеся составляют из букв этого слова как можно больше коротких слов.


«Путаница» или восстановление деформированных предложений.

Предварительно на листе бумаги пишем предложения, переставив слова местами, например, «поздно девицы под вечерком пряли окном три». Достаточно 6-10 штук таких путаниц. Задача ребенка – распутать предложения

Набор деформированных предложений.

  • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

  • Учёного учить только портить.

  • Недоученный хуже неученого, переученный хуже недоученного.

  • Не хочу учиться, хочу жениться.

  • Ученье лучше богатства.

  • Чему учился, тому и пригодился.

  • Дело мастера боится.

  • За учёного двух неучёных дают, да и тех не берут.

  • Не нужен ученый, а нужен смышленый.

  • Не выучит школа, выучит охота.

  • Держись берега и рыба будет.

  • Ремесло пить, есть не просит, а само кормит.

  • На ловца и зверь бежит.

  • Корень ученья горек, да плод его сладок.

  • Век живи, век учись, а дураком помрёшь.

  • Собаку съел, только хвостом подавился.

  • Учился читать, да писать, а выучился петь, да плясать.

  • Мастер один, а подносчиков десять.

  • Молодому учиться рано, старому поздно.

  • Ученый водит, неученый следом ходит.

  • Ни сучка, ни задоринки.

  • Иной стреляет редко, да попадает метко.

  • Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

  • Не учи козу, сама стянет с возу

Тест на внимание: Напиши числовой ряд, начинающийся с 0 и заканчивающийся 100, где каждое последующее число увеличивается на 3 (0,3,6,9 …)

40 с – 5 баллов

Методика развития оптимального чтения приносит положительные результаты. Все первоклассники научились читать, 9 из 16 детишек читают бегло и осознанно. Скорость чтения у пяти учениц от 127 до 140 слов в минуту. Только четверо детей читают менее 50 слов в минуту.
Я считаю, что умение читать бегло - это не самоцель, это жизненная необходимость, без которой ребенку будет очень трудно учиться дальше и достигать каких-то успехов, как учебе, так и в общении. Детки быстрее усваивают материал, проявляют готовность к творчеству и самовыражению. Успех рождает радость, уверенность в своих силах, стимулирует лидерское начало.


«Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение – как замазанное грязью окно, через которое ничего не видно», - сказал Сухомлинский. Я уверена в том, что мои ученики смогут смотреть на мир через чистое стекло.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!