СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыление. Виды опыления.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыление. Виды опыления.»

Класс: 6

Учитель: Луговская А.В.

Тема урока: Опыление. Виды опыления.

Цель: сформировать понятие «опыление», познакомить с различными видами опыления.

Планируемые результаты:

Предметные: умение называть и описывать различные типы опыления, приводить примеры растений, у которых они встречаются, части семени и плода. Сравнивать строение цветков, пыльцу насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Делать выводы о значении опыления, неразрывной связи растений с их опылителями- животными.Прогнозируют опасность сокращения численности пчёл, шмелей, других насекомых- опылителей, птиц.

Метапредметные: овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений, формирование приемов работы с информацией, развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

Личностные: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы. Приобретение навыков ведения наблюдений.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийный комплекс, электронное приложение к учебнику Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой «Биология. Живой организм».

Ход урока:

1. Орг. момент. – 1 мин.

2. Проверка домашнего задания – 10 мин. + взаимопроверка -3 мин.

3. Актуализация знаний - 3 мин.

3. Изучение нового материала – 15 мин.

4. Физкультминутка - 3 мин.

5. Закрепление материала – 5 мин.

6. Рефлексия – 3 мин.

7. Объяснение д/з – 3 мин.

2. Проверка домашнего задания осуществляется по карточкам (2 варианта). После выполнения работы дети обмениваются карточками, на слайде появляются ответы и критерии оценивания заданий. Учащиеся отмечают правильные ответы и выставляют свою оценку.

3. Актуализация знаний:

Бутоны яблони , закрытые марлей, совершенно не дают плодов.

Вопрос 1: почему так происходит?

Часто в большие сады в период цветения привозят улики с пчелами.

Вопрос 1: зачем это делают?

Вопрос 2: почему в холодную, дождливую погоду летом бывают низкие урожаи плодово-ягодных культур?

Весной и в начале лета яркие пятна цветков создают разнообразие красок, человек восхищается ими. Такая красота создана для человека?

Сегодня на уроке мы будем говорить об опылении, видах опыления. Подумаем почему одни цветки имеют яркую окраску, а другие нет. Зачем цветкам нектарники? И еще много интересного.

Записываем тему урока. Учащиеся работают в рабочих листах.

1. Найдите в книге понятие опыление или, если знаете, скажите своими словами.

(записать в рабочий лист)

2. Первый ряд ищет пояснение, что такое самоопыление.

Второй ряд – перекрестное опыление,

Третий ряд – искусственное перекрестное опыление.

(Обсуждаем, записываем в рабочий лист)

3. Рассматриваем перекрестное опыление.

Вопрос: Кем или чем, по вашему мнению, может осуществляется перекрестное опыление?(выслушиваем варианты детей, вписываем в рабочий лист).

4. Сравниваем цветки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. (Заполняем таблицу в рабочем листе.)

5. Физкультминутка.

На слайдах показаны растения ветроопыляемые, насекомоопыляемые.

Ветроопыляемые – руки верх, как будто ветер дует.

Насекомоопыляемые – руки в стороны, как полет насекомого.

6. Закрепление материала.

Используются тесты из электронного приложения к учебнику.

Дополнительные вопросы для закрепления:

  1. Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета ? (Для привлечения ночных насекомых )

  2. Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной
    снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не повлияет ? (Рожь опыляется ветром, пшеница – самоопыляемое растение )

  3. Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было ? ( Не было естественных опылителей - шмелей )

  4. Почему весной мало кто из людей замечает цветение березы? (цВетки мелкие, невзрачные)

  5. Пустоцветы, расположенные на главном стебле и плетях огурцов, не образуют плодов. “Раз пустоцветы не образуют плодов, то они излишни”, - подумал неопытный огородник и оборвал их. Какую ошибку он допустил? (Пустоцветы - тычиночные цветки, в них образуется пыльца, оборвав их, огородник сделал невозможным опыление)

  6. Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему гак произошло? (Один цветок был опылен насекомыми, а другой нет)

  7. Цветок томата ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, потом образовался плод. Каким путем произошло опыление? (Самоопыление)

  8. Цветок вишни ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, цветение закончилось, но плода не образовалось. Почему? (Вишня - насекомоопыляемое растение, через марлевый мешочек цветок не мог опылиться насекомыми)

Д/з. параграф учебника, материал из рабочего листа, подготовить интересные факты об опылении.



























РАБОЧИЙ ЛИСТ ФИО___________________________КЛАСС________

ТЕМА___________________________________________________________

Опыление___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.



Виды опыления






_____________________ _________________ ____________________ ________________________ _____________________ ________________________ _______________________ _____________________ ________________________

_______________________ _____________________ ________________________

ПЕРЕКРЕСТНОЕ ОПЫЛЕНИЕ





_____________ _____________ _________________ ______________

(энтомофилия) (анемофилия) (орнитофилия) (гидрофилия)









Заполните таблицу

Признак

Ветроопыляемые

Насекомоопыляемые

1.

Крупные, яркие цветки



2.

Мелкие яркие цветки, собраны в соцветия



3.

Наличие нектара



4.

Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия



5.

Наличие аромата



6.

Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество



7.

Пыльца крупная, липкая шероховатая .



8

Растения растут большими скоплениями



9.

Растения цветут весной до распускания листьев.









Рефлексия.