Опыт организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы совместно с центром дополнительного образования в рамках ФГОС второго поколения
Я хочу познакомить вас с опытом организации внеурочной деятельности МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества».
Для изучения опыта мною были выдвинуты следующие критерии: актуальность, новизна, значимость, соответствие современным достижениям педагогики и методики.
Перед собой ставлю задачи:
Изучить какие виды внеурочной деятельности были реализованы;
Выявить основные направления внеурочной деятельности;
Найти формы организации занятий.
Так как внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Согласно ФГОС для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
Кроме того, одним из активных инструментов учебно-познавательной и проектной деятельности выступают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). На этой ступени обучения ИКТ используются для формирования первичных навыков работы с информацией. Дети начинают осваивать ИКТ-средства, приобретают навыки работы с общепользовательскими инструментами (прежде всего с текстовым редактором и редактором презентаций), с различными мультимедийными источниками, с некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего с Интернетом).
Формы организации занятий разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью, изучение возможностей офисных компьютерных программ, позволяющих расширить пространство для исследований и представления результатов.
На основе изученного опыта я сделала вывод о том, что анализируя опыт организации внеурочной деятельности обучающихся, сделала вывод, что запросы родителей ориентированы на организацию досуга ребёнка после уроков, работу по укреплению здоровья детей и формированию здорового образа жизни.
Поэтому мною было рассмотрена целесообразность введения дополнительных образовательных программ, необходимость библиотечного часа, часа этических бесед об искусстве, занятий с инструктором в бассейне, занятий в клубе. При этом рассматривала ожидаемые результаты внеурочной деятельности. Таким образом, выявлялись оптимальные условия развития обучающихся данного класса с учётом их индивидуальных особенностей.