Ю.А. Бычкова
учитель географии
МАОУ СОШ №4
г. Первоуральск, Российская Федерация
Опыт проведения опытов и экспериментов на уроках географии
Современный урок географии немыслим без наглядного обучения. Н.Н. Баранский, говоря об особенностях географии как учебного предмета, отмечал, "Что ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география. И это по той простой причине, что все, что изучает география… все это понятия не отвлеченные, а конкретные, доступные нашему непосредственному представлению".
На уроках географии я использую такие средства наглядности, как географические карты, таблицы, презентации, это позволяет учащимся представить местоположение объекта, понять суть природного явления, выявить его характерные признаки. Нередко у учащихся возникают вопросы «почему?», «как?» Вот здесь и необходим эксперимент, позволяющий объяснить процессы, происходящие в природе, их причины и механизм проявления. Если эксперимент достаточно прост и не знимает много времени, его можно показать на уроке. Например, в 6 классе при изучении темы «Атмосферное давление» для того, чтобы доказать, что воздух оказывает давление на все предметы показываю опыт с газетой (если положить на край стола длинную линейку и стукнуть по ней, она отлетит на некоторое расстояние; далее на неё кладётся газетный дист и проделывается то же самое. Во вотором случае линейка падает ближе к столу, и учащиеся делают вывод: столб воздуха оказывает давление на газетный лист).
Можно проводить эксперименты и самостоятельно дома. Проведение опыта иногда требует более длительного времени, что не даёт возможности осуществить его в рамках урока, возникает необходимость отдельного курса. В 7-ых классах был разработан элективный курс «Экспериментальная деятельность на уроках географии» в количестве 17 занятий. Занятия составлены по следующим разделам: Форма и размеры Земли, Формирование рельефа, Образование горных пород, Особенности атмосферы, Моделирование процессов в гидросфере, Почвы. Состав и значение, Ориентирование. Для проведения занятий выбрала такие опыты, при проведении которых не требуется больших затрат
Как помогут знания, полученные при выполнении экспериментов на занятиях, учащимся лучше разобраться в изучаемых темах? При изучении темы Атмосфера требуется умение объяснять образование и направление постоянных ветров. При этом учащиеся должны понимать, как сила Кариолиса влияет на потоки воздуха. Одно из занятий называется «Эффект Кариолиса».
Цель эксперимента: выяснить, как земное вращение влияет на потоки воздуха и воды.
Материалы: плотная бумага, ножницы, карандаш, пипетка.
Процесс: - вырежьте из плотной бумаги круг диаметром 20 см;
- карандашом проткните круг в центре;
- капните одну капельку воды на круг рядом с карандашом;
- возьмите карандаш между ладоней и вращайте круг против часовой стрелки.
Итоги: капля воды будет сдвигаться по бумаге по часовой стрелке.
Почему? Свободно текущая вода стремится вперед, а вращающийся бумажный круг как бы выкручивается из-под нее. Ветры и потоки воды в северном полушарии отклоняются вправо благодаря вращению Земли. Как и крутящийся бумажный круг, вращающаяся Земля как бы выворачивается из-под потоков воздуха и воды, из-за чего их направление меняется. Изменение направления движения тел под влиянием вращения Земля называется эффектом Кориолиса.
Учащиеся выполняя данный опыт, видят реальное проявление силы Кариолиса, запоминают в каком направлении отклоняются ветра в северном и южном полушариях.
В 6 классе учащиеся учатся читать топографическую карту, выполнять задания на определение расстояния, направления, в 7 классе при изучении рельефа материков умение работать с картой усложняется: они должны уметь вычертить профиль по определенному направлению. В 9 классе в рамках итоговой аттестации одно из заданий предполагает умение учащихся читать профиль. Чтобы разобраться в понятии профиль в рамках экспериментальной деятельности провожу занятие «Утопи гору». Учащиеся при помощи пластилина лепят гору, затем последовательно наливают воду в ёмкость закрывая гору на 1 см последовательно, отмечают место соприкосновения воды с горой зубочисткой. Когда вся гора закрыта, выливают воду и делают карту на плоскости (вид сверху – линии это горизонтали), получается двухмерная карта- изображение объемного объекта на плоскости.
Наглядные представления опытов позволяют учащимся лучше разобраться в изучаемых понятиях, побуждают к активной познавательной деятельности как на уроках, так и вне их.
Список использованной литературы:
1. Робсон П. География в занимательных экспериментах. М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 160 с.
© Ю.А. Бычкова, 2019