Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Никольская средняя общеобразовательная школа
Некрасовского района Ярославской области
Опыт работы по краеведению
Организация исследовательской деятельности
обучающихся через взаимодействие с социумом
подготовила
учитель математики и физики
МБОУ Никольской СОШ
Молькова Валентина Македоновна.
с. Никольское
2017 г.
Ведущей педагогической идеей опыта является: создание максимально благоприятных условий для развития и самореализации учащихся через исследовательскую деятельность; активизировать и развивать их индивидуальные способности; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Длительность работы над опытом.
Над данной педагогической проблемой я работаю с 2005 года.
2005-2007 г.г. – выявление проблем, возникновение идеи опыта,
определение целей, постановка задач и выбор методов и средств их решения;
2007-2009 г.г. – становление опыта, оценка результатов, обмен опытом.
2010-2017 г.г. – работа с архивными документами через электронную базу данных.
Диапазон работы
Исследовательскую деятельность учащихся активизировала на уроках-исследованиях, кружке «Исследователь», во внеклассной работе, через создание презентаций, рефератов, докладов, проектов, исследовательских работ, участие в конкурсах, конференциях.
Степень новизны
Создание системы работы, основанной через взаимодействие с социальными партнерами, в ходе исследовательской деятельности по краеведению, способствующей формированию у учащихся ценностного отношения к своему краю
Опыт построен на партнерстве школы с архивами, музеями, библиотеками, СМИ, семьёй.)
II. Актуальность и перспективность опыта
Предлагаемый опыт работы актуален, так как школа должна не столько дать информацию, сколько научить информационному поиску. Кроме того важно осуществлять патриотическое воспитание в школе на глубоком изучении исторического прошлого своей Родины.
Систему работы по краеведению в условиях социально партнерства можно представить в виде схемы. Это взаимодействие школы, семьи, учреждений культуры, общественных организаций и СМИ.
СХЕМА

Архивы
Исследовательская деятельность по краеведению немыслима и без изучения архивных документов.
Для написания исследовательских работ оказали помощь государственный архив г. Ярославля, г. Нерехты и г. Иваново.п. Некрасовского
Помощь при нахождени нужного документа оказывали работники архивов. Рассказывали как искать нужный материал, как заказать материал, как оформить заявку.
Невсегда мне удавалась работать в архивах вместе с учениками, поэтому я обратилась к родителям учеников, которые не отказали поработать со своими детьми. Они находили материал к выбранной работе в архивах, библиотеках, музеях, у жителей деревень, родственников. Это взаимодействие было успешным, так как работы получили высокую оценку на региональном и всероссийском уровнях.
Получая информацию, учу обучающихся сравнивать с действительностью. Так в Ивановская газете «Рабочий край» №218 от 21 сентября 1935 г. посвящена торжеству в колхозе «Коммунар». Был вручен акт на вечное пользование землей. А надо заметить, колхозника заставляют выкупать землю в 1861году и сейчас.
Личные архивы
Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников, жителей Никольского края с подборкой фотографий из семейных архивов.
Наиболее интересными были встречи с учителями ветеранами педагогического труда,со знаменитыми людьми округа, что послужило отправной точкой для написания работ «Свадебные обряды в с. Никольское», «Знаменитый хлебороб Никольского края Горюнов М.А.», «Ремесла Никольского края-льноводство», «Валяльное ремесло в д. Ченцово». Ребята не только изучили ремесло, но провели мастер-классы со школьниками младших и старших классов.
Благодаря личным архивам семей Жаровых и Коенен оформили альбом «Участники войны в Чечне-наши земляки». А Кукушкина Анастасия написала поисково-исследовательскую работу о своем отце-участника афганских событий «Война глазами моего отца». В заключении она написала: «Меня переполняет чувство гордости за своего отца и за то поколение, к которому он принадлежит, поколение людей, сильных духом, не озлобившихся, не ожесточившихся на этой страшной войне, а сохранивших в себе Человека. Вот такой он для меня».
Музеи
Достойным местом хранения, итогов поисковой, краеведческой деятельности является наш школьный музей, который знакомит обучающихся с историей родного края и школы, выпускниками, учителями, выдающимися людьми края. Музей регулярно пополняют новыми экспонатами и материалами. В рамках проведения Года учителя в музее был собран материал об учителях - ветеранах и о выпускниках, ставших учителями.
Собранный материал оформлен в виде выставочных стендов.
Сегодня накопление материала в школьном музее идет по таким направлениям:
- как строилась школа;
- первые учителя и директор школы;
- выпускники (по годам выпуска с фотографиями);
- фотографии здания школы в первые годы её существования;
- школьная пионерская организация;
- ветераны педагогического труда;
- документы об открытии школы;
- ветераны войны:
- выпускники, вернувшиеся в школу учителями.
В музее проходят экскурсии с учащимися школы силами экскурсоводов из числа обучающихся.
Большую помощь в сборе материала о родном крае оказывали музеи г. Ярославля, Нерехты, г. Иванова. п. Некрасовского. Посещая музеи, удалось встретится со специалистами музейного дела: с Филимоновым Л.А., зам. директора по науке, старшим научным сотрудником музея, с директором геологического музея ЯГПУ, кандидатом геолого- минералогических наук, доцентом Барановым В.Н. и другими работниками музеев Ярославской, Ивановской, Костромской областей, а также работниками музеев республики Беларусь..
Проводя исследования по краеведению мы обращались в департамент охраны окружающей среды, в администрацию Некрасовского района в комитет по охране окружающей среды и природопользования. Эти организации дали письменный положительный ответ на наши заявки.
Писали письма в комитет по образованию правительства г. Санкт-Питербурга, председателю секции детских писателей Воскобойникову, письма через почту и на электронные адреса всем артистам героям фильма «Республика ШКИД, на передачу «Жди меня», но получили ответ только от комитета по образованию г. Санкт-Питербурга. Для получения сведений о героях фильма, несколько раз обращались на Ярославское телевидение, так как они брали интервью с Александром Кавалеровым, который бывал в Ярославле, но так и не получили результат.
Библиотеки
Проводя краеведческую работу, мы неоднократно обращались к книгам, в которых находили нужную информацию. Работали в детской библиотеке им. И.А. Крылова, областной библиотеке им Н.А. Некрасова, районной и сельской библиотеке.
Большая работа была проведена к юбилею Победы советского народа в Великой отечественной войне. К этой дате ребята оформляли альбомы, проводили уроки мужества, линейки, организовывали трудовые десанты около памятника погибшим воинам, возлагали венки, участвовали в конкурсах.
Встречи и интернет-сайты
Ученики распрашивали родных и близких о дедушках и бабушках, участниках войны или живших в тылу. Писали сочинения на основе информации, полученной из семейных архивов. Лучшие сочинения были напечатаны в книге памяти.
Но не у всех жителей сохранились сведения о своих родственниках, не пришедших с фронта. Совсем случайно в соцсетях познакомилась с Богдановой Татьяной Германия г. Эрфурт. Она мне написала: на школьную электронную почту, прислала данные на своих родственников, подсказала, где найти нужную информацию.
Материалы о погибших воинах земляках и их захоронениях, о награждениях нам удается находить на данных сайтах.
Результаты участия в конкурсах
ХIII районная конференция участников туристско-краеведческого движения школьников РФ «Отечество». | Первое место в номинации «Литературное краеведение». |
ХIII областной конкурс исследовательских работ туристско-краеведческого движения «Отечество». | Диплом III степени в номинации «Литературное краеведение». |
XIV районной конференции участников туристско-краеведческого движения школьников РФ «Отечество». | Первое место в номинации «Летопись родного края». Первое место в номинации «Земляки». |
XV районная конференция участников туристско-краеведческого движения школьников РФ «Отечество» | Диплом 1 степени МОУ ДО ЦДТ «Созвездие») в номинации «Летопись родного края» Диплом 1 степени в номинации «Природное наследие» |
XVI районная конференция участников туристско-краеведческого движения школьников РФ «Отечество». | Диплом 1 степени МОУ ДО ЦДТ «Созвездие») в номинации «Летопись родного края» Диплом 1 степени в номинации «Природное наследие» |
III областные юношеские «Филологические чтения». | Диплом I степени в номинации «Разыскание». |
Российская открытая конференция учащихся «Первые шаги в науку» | Диплом первой степени и медаль за лучшую работу в номинации «Литературоведение». |
Областная научно-техническая конференция «Проектируем будущее» | Диплом III степени. |
VI Всероссийский конкурс учебно-исследовательских проектов «Человек на земле» | Диплом I степени в номинации «Этнографические исследования». |
Областной этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина» | Диплом I степени в номинации «Экология, традиционное природопользование и охрана природы». Диплом III степени в номинации «Родословие моей земли |
Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов школьников «Человек на земле». | Диплом VII ступени (высшей) |
Российский заочный конкурс «Юность, Наука, Культура» | Диплом I степени в номинации «Этнография». Диплом II степени в номинации «Общая история». |
Всероссийская открытая конференция учащихся «Первые шаги в науку» | 2 диплома I степени в номинации «География». Диплом II степени в номинации «Общая история». Диплом II степени в номинации «Общая история». |
Всероссийский конкурсе «Человек в истории». | 2 поощрительные грамоты . Свидетельства участников |