СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы «Организация работы с родителями в современном ДОУ»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы «Организация работы с родителями в современном ДОУ»»

Районный конкурс «Лучшая организация работы с родителями»

Номинация «Лучший опыт вовлечения родителей в управление школы или детским садом (Управляющий совет, Совет отцов и т.п)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА», ПГТ. НОВЫЙ УОЯН,СЕВЕРОБАЙКАЛЬСКИЙ Р-Н.

Опыт работы

Направление : «Организация работы с родителями в современном ДОУ»

Тема инновации: «Внедрение новой модели государственно-общественного управления образованием. Организация работы Управляющего совета ДОУ»

Автор: Намдакова Людмила Викторовна, восп. высш. кат

Информационная карта

1.Полное название «Внедрение новой модели государственно-общественного управления образованием. Организация работы Управляющего совета ДОУ»

2. Направление «Организация работы с родителями в современном ДОУ»

3. Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»

4. Адрес 671732 п.Новый Уоян, Северо-Байкальский р-н, р.Бурятия, ул.70 лет Октября

5. Телефон МБДОУ: 44-033 , факс(83013044-033), лич. телефон 89243968208

6. Эл. почта МБДОУ:dslespol.2011@mail.ru Эл. почта автора: mila.namdakova@mail.ru

7. Руководитель Другова Татьяна Леонидовна

8. Автор Намдакова Людмила Викторовна

9. Место проведения МБДОУ «Лесная поляна»

10. Участники Педагоги, сотрудники МБДОУ и родители, законные представители воспитанников

11. Сроки проведения



Аннотация

Одной из основных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса.

В последние годы Правительством РФ делается большой акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Одним из принципов государственной политики в области образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием, описанный в Законе "Об образовании в РФ ": "Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются Совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения".

Целью государственно-общественного управления образованием является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека и социума, т.е. они должны формироваться в диалоге между заказчиками и конкретными потребителями образовательных услуг.

Важным показателем эффективности модернизации российского образования является внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития института общественного управления в образовательной деятельности и повышения открытости сферы образования. Участие родителей необходимо, так как родители - это главные заказчики.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает, как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. «Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ…» (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6).

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Пояснительная записка.

Каждое утро детский сад встречает детей. Здесь проходит большая часть их жизни – их жизнь, включая образовательную деятельность, питание, медицинское обслуживание определенным образом организована. Детский сад ремонтируется, финансируется, управляется – и всё это в конечном итоге, влияет на то, что происходит с нашими детьми. Всегда ли мы удовлетворены тем, что происходит в детском саду? Очевидно, не всегда и не во всем. И тогда зададим себе вопрос: а как мы, педагоги, родители, можем повлиять на то, как устроена жизнь наших детей в ДОУ? В этой новой системе, наряду с заведующим, его заместителями, представителями учредителя, появляется новый орган власти – Управляющий Совет, который является новой формой государственно-общественного управления, объединяющий представителей Учредителя, родителей, Совета педагогов, общественности.

Государственно – общественное управление является не только ресурсом развития образования, но и важным фактором развития общества в целом. Успешные отношения государственно – общественного управления строятся на взаимодействии, принципах доверия, взаимопонимания, демократии и сотрудничества. Поэтому эти отношения благоприятно влияют на повышение качества образования, развитие личности ребенка-дошкольника.

Понимая необходимость создания инновационной системы управления, наряду с уже успешно действующими в ДОУ органами самоуправления (родительский комитет ДОУ, попечительский совет, Совет педагогов) нами было решено:

1.Внедрить новую модель государственно – общественного управления - Управляющий совет как средство совершенствования системы управления качеством образования, которое касается преобразования трёх сторон ресурсов обеспечения системы управления:

  • кадры (изменение направлено на инициацию активности профессионально – педагогических объединений)

  • финансы (изменение направлено на обеспечение открытости и рациональности использования финансовых средств);

  • информация (изменение направлено на трансляцию общественности позитивных конструктивных и перспективных представлений о ДОУ).

Создание модели Управляющего совета в ДОУ стало возможным при совокупности следующих условий:

  • готовность администрации к диалогу с участниками образовательного процесса и представителя общественности;

  • наличие у ДОУ опыта эффективного сотрудничества с родителями по разным направлениям деятельности;

  • внедрение инновационных процессов в образовательный процесс, направленных на развитие ДОУ.

Деятельность Управляющего совета

Детский сад - это то, что постоянно движется и изменяется. Родители сегодня ориентируются на индивидуальность своего ребенка. Родители стали более критичными, более свободными в своем выборе. Взаимоотношения между детским садом и родителями изменились. Они стали более откровенными и в то же время более сложными.  Поэтому очень важно нам было выяснить интересы и потребности участников образовательного процесса.

Что отличает современный детский сад от других? Новое современное здание? Много компьютеров? педагоги-профессионалы? Одаренные дети? Нет! Разница в том, что современный детский сад сегодня – это творческая команда единомышленников,  воспитанников и родителей. Заведующий или воспитатель, повар или председатель Управляющего совета – каждый по отдельности профессионал, а вместе – единое целое, и все они преданы общему делу. Управляющий совет может изменить отношение к детскому саду в том смысле, что детский сад сегодня – это место, где ребенка готовят к жизни в социуме. Сама структура детского сада, принципы организации внутри садовской  жизни, стремительно меняющиеся условия жизни требуют открытости сада, демократичности. И здесь для Управляющего совета открывается широкое поле деятельности. Управляющий совет способен влиять на обновление сада в связи с переменами, которые происходят в самой жизни.

            Какую конкретную реальную помощь мы получили от Управляющего совета?

            Как-то незаметно, стихийно, но Управляющий совет стал своеобразным посредником между садом (администрацией) и родителями. Оперативно идет обмен информацией. Родители стали обращаться к председателю Управляющего совета с просьбами и предложениями.

            А члены Управляющего совета на родительских собраниях проводят разъяснительную работу о состоянии дел в детском саду, и о состоянии образования в современном обществе, о Концепции модернизации российского образования. Таким образом, Управляющий совет, действительно, содействует реализации принципа демократического государственно-общественного характера управления образованием.

            Управляющий совет может в некоторых ситуациях влиять на родительскую общественность сильнее и активнее, чем заведующий детским садом.

            Мы поняли и увидели, что нормативно-правовая комиссия может включить в план своих действий и такую деятельность:

  • представление информации на родительских собраниях о том, что есть сегодня детский сад и каковы перспективы его развития в связи с теми изменениями, которые происходят в обществе, т.е. некая разъяснительно-просветительская деятельность.

  • составление «банка данных» (предложения администрации, обучающихся и родителей обучающихся по организации садовской жизни) с последующей передачей этих данных Управляющему совету для принятия решения.

Ожидаемые результаты

Для МБДОУ

  • Создание гибкой системы управления ресурсами ДОУ через созданную модель государственно-общественного управления.

  • Дополнительные возможности общения с родителями, педагогами и, как следствие, своевременное получение информации об изменениях потребностей местного сообщества и адекватное реагирование на изменения

  • Появление внешней оценки деятельности ДОУ

  • Повышение общественного статуса ДОУ

  • Формирование ресурсной базы ДОУ, обеспечивающей реализацию социального заказа на образование

Для родителей

  • участие в управлении ДОУ, в выработке и принятии Устава и других нормативных документов ДОУ

  • удовлетворение потребности в качественном обучении и воспитании ребёнка

  • дополнительная возможность постигать педагогику воспитания, воздействовать на окружающее общество в целях изменения к лучшему для воспитания и развития детей

  • изменения во взаимоотношениях в системе образования, усиливающие

сотрудничество и взаимопонимание между участниками образовательного процесса

  • возможность предъявлять ДОУ образовательные потребности, формулировать заказ на образование собственного ребёнка, оказывать влияние на состояние образовательного процесса и непосредственно участвовать в управлении ДОУ

  • расширение каналов получения информации о состоянии знаний, воспитанности и жизни ребёнка в детском саду

Для педагогов

  • Повышение уровня квалификации и профессионализма

  • Получение информации об изменениях потребностей местного сообщества для того, чтобы адекватно на них реагировать

  • Реализация новых форм и технологий обучения — использование медиапроектов, внедрение информационных технологий в учебный процесс, развитие навыков научно-исследовательской деятельности.

  • Освоение новых форм социального взаимодействия.

Для социальных партнёров

  • Общественная экспертиза отдельных направлений деятельности ДОУ

  • Позитивные изменения в системе образования.

  • Приобретение навыков социального партнерства.

Проанализировав наш опыт, мы пришли к выводу, что наш Управляющий совет становится неким центром, «банком данных», куда стекается информация о деятельности детского сада, а затем возникает потребность в комплексе решать вопросы, связанные с организацией всей детсадовской жизни. На  заседании члены Управляющего совета определяли на учебный год профиль воспитания и обучения, позволяющий реализовать познавательные потребности участников образовательного процесса    и  выстроить  процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей и способностей воспитанников.

    Основными результатами совместной работы детского сада и Управляющего Совета  стало следующее:

  • Изучив ситуацию в социуме, в детском саду, Управляющим советом и садом  была разработана  и успешно принята к реализации Программа развития, главной целью которой является формирование благоприятной среды для социализации  ребенка.

  • Силами членов Управляющего совета, детей и родителей был проведен большой объем работ по подготовке и благоустройству прогулочных площадок к новому учебному году. Это тоже своего рода социализация, ребенок, приложивший свои силы, и видя, как работает его родитель, начинает относиться к детсадовскому  имуществу по-другому, у него повышается чувство  ответственности за сохранность площадок.

  • По инициативе членов Управляющего совета особое внимание уделяется благоустройству и озеленению прилежащей к детскому саду территории. Проходят  субботники,  в которых принимает участие почти каждая семья, у которой ребенок посещает данное учреждение.

  • За счет сотрудничества Управляющего совета с организациями социума расширяется образовательное пространство детского сада.

      Первые шаги самые трудные. Впереди - много замыслов, идей, планов. Самое главное, что получило наше образовательное учреждение в результате создания Управляющего совета – это единую команду родителей, педагогов, которая в сотрудничестве готова преодолевать все препятствия, возникающие на пути развития.

Мы считаем, что Управляющий совет  дает возможность появлению внешней оценки деятельности детского сада, его администрации, является способом презентации сада и  привлечения к участию в управлении садом наиболее авторитетных граждан, а также создает имидж детского сада.

Оценка работы управляющего совета ДОУ

Качество организации деятельности Управляющего совета

Наличие планов работы совета, планов работы комиссий, временных рабочих групп, наличие протоколов заседаний совета, протоколов комиссий по наиболее значимым решениям; наиболее значимые решения, принятые Управляющим советом (советом)

Информационная открытость деятельности Управляющего совета

Наличие стенда, страницы совета на сайте детского сада МБДОУ, и сайтах групп детского сада, фотографий;

Наличие публичного отчета Управляющего Совета, включающего характеристику решений, оказавших наибольшее влияние на деятельность Образовательного учреждения, данные мониторингов, опросов субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей)

Оценка работы Управляющего совета руководителем ОУ

Удовлетворительная


Личное отношение руководителя ОУ к вопросу внедрения принципа общественно-государственного управления в ДОУ.

Расширение функций Управляющего совета обеспечивает постоянную своевременную обратную связь в организации деятельности ДОУ, снимает вопросы мотивации родительской общественности в проблемных ситуациях.





Результаты работы УС для разных целевых групп и критерии их оценки

Целевая группа

Результат

Критерии оценки

Руководители образовательных учреждений

Развитие управленческих и проектировочных компетенций

Результаты аттестации образовательных учреждений и педагогических работников, привлечение дополнительных ресурсов в ОУ

Педагоги


Развитие управленческих и профессиональных компетенций

Участие  в работе выборных органов, активизации общественной деятельности

Родители

Формирование активной гражданской позиции

Рост числа лиц, работающих в родительских комитетах и Управляющих советах

Основные направления развития МБДОУ в ближайшей перспективе:

- Повышение воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении, реализация требований ФГОС.

- Работа по улучшению материальной базы, совершенствованию развивающей среды в детском саду.

- Повышение квалификации педагогов дошкольного учреждения, развитие творческого потенциала коллектива.

- Использование инновационных технологий в воспитании и обучении детей.

- Формировать творческий потенциал педагогов через работу дошкольного учреждения по

реализации метода проектов.

Вывод

Участие в работе управляющего совета позволяет родителям понять особенности работы дошкольной организации ; увидеть имеющиеся проблемы и недостатки, которые могут быть устранены при их участии. Инициатива изменений в учреждении в этой ситуации идет не от администрации, а от самих родителей.

Управляющий совет в дошкольном учреждении – это не только вызов времени, но и действенный орган, позволяющий совершенствовать работу, расширять сферы влияния общественности на воспитательно-образовательный процесс детского сада.


Анализ работы Управляющего совета МБДОУ детского сада «Лесная поляна» за 2018-2019 учебный год

Одним из основных направлений модернизации образования является повышение в образовательной политике роли всех участников воспитательно-образовательного процесса - педагогов, родителей, а также представителей гражданского общества.

Основные цели деятельности УС -  обеспечение открытости  образовательного процесса в учреждении, тесное  взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса, расширение участия родительской общественности в принятии и реализации управленческих решений.

Одним из основных направлений модернизации образования является повышение в образовательной политике роли всех участников воспитательно-образовательного процесса - педагогов, родителей, а также представителей гражданского общества.

В своей деятельности УС руководствуется следующими принципами:

- законность,  реализация и защита  прав всех участников воспитательно- образовательного процесса;

- приоритетность качества образования и качества жизнедеятельности воспитанников в учреждении;

- добровольность участия в государственно-общественном управлении;

- коллегиальность принятия решений и гласность.

Полномочия Управляющего совета:

- утверждение Программы развития учреждения;

- утверждение сметы доходов и расходов, полученных от приносящей доход деятельности;

- утверждение Публичного доклада по итогам финансового и учебного года;

-обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства, прав и гарантий участников воспитательно-образовательного процесса.

За прошедший год Управляющим советом ДОУ проделана большая работа.

На протяжении всего учебного года решались следующие задачи:

1.Определение основных направлений развития учреждения на текущий учебный год.

2.Содействие в создании оптимальных условий для осуществления образовательного процесса и форм его организации в дошкольном образовательном учреждении.

3. Контроль за здоровыми и безопасными условиями обучения и воспитания.

4. Защита прав и законных интересов участников воспитательно-образовательного процесса.

5. Общественный контроль рационального использования выделяемых учреждению бюджетных средств, привлеченных средств из внебюджетных источников, обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности.

Традиционно,    в течение года планируется 3-4 заседания УС. Повестки заседаний членам Управляющего совета предлагались заранее, что позволяло при проведении заседаний принимать обдуманные и действенные решения. Заседания УС протоколировались. О решениях Управляющего совета информировались все родители и педагоги детского сада через сообщения на стендах, родительских собраниях в группах.

За период 2018-2019 г. Управляющим советом рассматривался ряд важных вопросов, касающиеся реализации стратегии жизнедеятельности образовательного учреждения.

На первом заседании был утвержден план работы Управляющего совета на учебный год. Также был утвержден новый состав Управляющего совета.

На втором заседании рассматривались вопросы о роли родительской общественности в ДОУ, дан отчет по итогам финансового года. Члены Управляющего совета провели анализ имеющегося игрового оборудования, мебели. На третьем заседании велось обсуждение о привлечении внебюджетных средств для развития учреждения.

На четвёртом заседании был представлен на обсуждение и утверждение публичный доклад, который и был утвержден в изложенной редакции. Также обсуждался вопрос об организации летнего отдыха детей, представлен ряд мероприятий, которые будут проводиться в летний период. И был озвучен вопрос о ремонтных работах, проводимых в летний период в ДОУ.

Практика публичной отчетности администрации учреждения повышает ответственность руководителей и педагогов за результаты деятельности и становится важным фактором создания положительного имиджа дошкольного учреждения, формированию своего образа, к которому стремится коллектив и Управляющий совет.

Члены УС совместно с администрацией ДОУ провели изучение мнения родителей об удовлетворенности услугами ДОУ (анкетирование). Результат показал, что 96% опрошенных, удовлетворены качеством предоставляемых услуг.

Таким образом, созданный Управляющий совет обеспечил:

- открытый характер управления;

- более широкое вовлечение родительской общественности в деятельность ДОУ;

-регулирование отношений, возникающих между участниками воспитательно-образовательного процесса.

Родители проявляют активность в вопросах связанных с защитой и реализацией прав и законных интересов участников образовательного процесса, развитием материально-технической базы, созданием оптимальных условий для жизнедеятельности воспитанников.

Приоритетным мы считаем рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания. В этом направлении УС взял на себя ответственность следить за состоянием  безопасности оборудования и построек на участке детского сада. С помощью УС  на территории ДОУ были демонтированы  ветхие постройки и  установлено  игровое оборудование.