СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме « Приобщение детей к русской народной культуре в условиях детского сада »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация представлена с целью обмена опытом среди педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме « Приобщение детей к русской народной культуре в условиях детского сада »»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 8 комбинированного вида города Бокситогорска"











Опыт работы по теме

« Приобщение детей к русской народной культуре в условиях детского сада »















Воспитатель

высшей квалификационной

категории: Васильева С.В.


город Бокситогорск

2021г

« Приобщение детей к русской народной культуре в условиях детского сада »


Я – человек! Я живу на этой Земле!

Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди.

Я люблю эту Землю, мой родной край,

все что живет и радуется вместе со мной.

Я хочу научиться заботиться о них!

Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа!

Я учусь мастерить,

рисовать у лучших мастеров своей Земли!

Мне читают сказки, легенды, былины о героях,

их подвигах, о доброте и отваге,

о вечной победе добра над злом!

Это все – моя Родина!


Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст – самый удачный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности.

Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств детей воплощается через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, того общества, в котором они живут. 

Дошкольный возраст уникален, именно в этом возрасте дети воспринимают окружающий эмоционально, приобретая привязанность к месту, где родился и живет, восхищение культурой своего народа, гордостью за свою страну.

Однако, у детей очень мало знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Поэтому, необходимо заложить и закрепить у ребенка основу знаний народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитание патриотических чувств.


Актуальность работы.

Актуальность выбранной мною темы это интерес к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на традициях русского народа, можно развить у них национальное самосознание, позволить ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать  их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить  настоящих патриотов своей Родины.

Сегодня мы многое осознаем, открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Уверенно можно сказать, что многое малознакомо, например, народная культура. Как жили русские люди? Как работали , как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие у них были обычаи? Как украшали свой быт? О чем мечтали?

Ответить на все эти вопросы — значит вернуться в прошлое, вспомнить утраченные ценности.

Сущность опыта работы.

Знание культуры собственного народа, желания изучать ее развитие могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их  знакомить с народной культурой с самого раннего детства.

Работая по теме: « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» анализируя накопленный материал, я решила разнообразить чем-то интересными новым свой педагогический процесс. Остановилась на интегрированном  подходе в построении занятий,  включая сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Именно в этом я вижу главную значимость опыта моей работы.

Первые годы жизни ребенка — важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые смогут связать его со своим народом, своей страной и определить последующий путь его жизни. В чем отражается это влияние? В языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, играх и игрушках, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. Поэтому, я твердо уверена в необходимости знаний, которые хочу донести до своих воспитанников в изучении русской народной культуры.

 Цель работы Создать все условия для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение  их  к русской народной культуре, используя интегрированный подход в образовательной деятельности.

Исходя их данной цели, определились и задачи:

1.Обустроить предметно – развивающую среду для приобщения детей  народной культуре.

2.Познакомить детей с фольклором, как особенной областью народного творчества, включающую в себя ряд поэтических и музыкально – поэтических жанров.

3.Познакомить детей с традиционными и обрядовыми праздниками.

4.Знакомить с произведениями русского народного искусства формируя эмоциональную отзывчивость, яркость, народность.

5.Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем,с особенностями народного костюма и традиционных русских блюд.

6.Познакомить с русскими народными играми, выявляя их самобытность и

многообразие.

Работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организации особых условий, создания яркой образности и наглядности, которая будет обеспечивать детям особые ощущения.

В нашей группе был создан музей “Русская изба”. В нем представлен интерьер русской избы, в котором дети знакомятся с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, с изделиями народных промыслов.

Основная цель – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, знакомства с их жизнью и бытом, его характером, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

Еще одним из направлений приобщения детей к истокам народной культуры считаю работу над проектами. Проект определяет новые цели в нравственно-патриотическом воспитании детей.

В нашей группе был проведен долгосрочный проект: «Приобщение дошкольников к культуре и традициями русского народа».

Итогом проекта является презентация своей работы, открытое занятие, выставка детского творчества «Русские народные росписи»; концерт для родителей в русском народном стиле.

Результатом такой работы является то, что дети приобрели обширные знания, умения, навыки, заинтересованно участвовали в коллективном труде, У детей стимулируется познавательная деятельность, творческая активность. Проводятся игры – драматизации, литературные викторины, вечера загадок, русских народных игр.

Особое и очень важное внимание уделяется взаимосвязи с родителями. Проводятся совместные с родителями и детьми творческие мероприятия: “Встречи в русской избе”, “Посиделки”,и др. Это помогает сплотить семьи и наполнить досуг новыми впечатлениями. Создание условий для совместной творческой деятельности, совмещение индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует взаимопониманию педагогов, родителей и детей, выстраивается положительное отношение друг к другу. Родители становятся активными участниками педагогического процесса: принимают активное участие в организации праздников, изготовлении атрибутов в мини-музее “Игрушка своими руками”, участвуют в играх.

Чтобы дать хорошие знания детям педагог должен разбираться в предмете, поэтому педагоги нашего детского сада проводят круглые столы, семинары, консультации, обсуждают темы самообразования.

Свою деятельность по приобщению детей к народной культуре я считаю очень важной и значимой. В будущем планирую продолжать начатую работу, сохранять в нашей группе атмосферу увлеченности совместного творчества взрослых и детей.


Список литературы:

1.Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. В: Учитель, 2016.

2.  Наседкина И.И. Здравствуй, русская сторонка! примерные сценарии тематического общения с детьми 3-7 лет/ Р.М. Абрамова. - М.: Вентана-Граф, 2016.

3. Неизведанное рядом / О.В. Дыбина и др. М.: Сфера, 2010.

4. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Е.К. Ревина М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М.: Сфера, 2007.

6. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфера, 2012.