Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 8 комбинированного вида города Бокситогорска"
Опыт работы по теме
« Приобщение детей к русской народной культуре в условиях детского сада »
Воспитатель
высшей квалификационной
категории: Васильева С.В.
город Бокситогорск
2021г
« Приобщение детей к русской народной культуре в условиях детского сада »
Я – человек! Я живу на этой Земле!
Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди.
Я люблю эту Землю, мой родной край,
все что живет и радуется вместе со мной.
Я хочу научиться заботиться о них!
Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа!
Я учусь мастерить,
рисовать у лучших мастеров своей Земли!
Мне читают сказки, легенды, былины о героях,
их подвигах, о доброте и отваге,
о вечной победе добра над злом!
Это все – моя Родина!
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст – самый удачный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности.
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств детей воплощается через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, того общества, в котором они живут.
Дошкольный возраст уникален, именно в этом возрасте дети воспринимают окружающий эмоционально, приобретая привязанность к месту, где родился и живет, восхищение культурой своего народа, гордостью за свою страну.
Однако, у детей очень мало знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Поэтому, необходимо заложить и закрепить у ребенка основу знаний народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитание патриотических чувств.
Актуальность работы.
Актуальность выбранной мною темы это интерес к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на традициях русского народа, можно развить у них национальное самосознание, позволить ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Сегодня мы многое осознаем, открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Уверенно можно сказать, что многое малознакомо, например, народная культура. Как жили русские люди? Как работали , как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие у них были обычаи? Как украшали свой быт? О чем мечтали?
Ответить на все эти вопросы — значит вернуться в прошлое, вспомнить утраченные ценности.
Сущность опыта работы.
Знание культуры собственного народа, желания изучать ее развитие могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их знакомить с народной культурой с самого раннего детства.
Работая по теме: « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» анализируя накопленный материал, я решила разнообразить чем-то интересными новым свой педагогический процесс. Остановилась на интегрированном подходе в построении занятий, включая сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Именно в этом я вижу главную значимость опыта моей работы.
Первые годы жизни ребенка — важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые смогут связать его со своим народом, своей страной и определить последующий путь его жизни. В чем отражается это влияние? В языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, играх и игрушках, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. Поэтому, я твердо уверена в необходимости знаний, которые хочу донести до своих воспитанников в изучении русской народной культуры.
Цель работы: Создать все условия для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре, используя интегрированный подход в образовательной деятельности.
Исходя их данной цели, определились и задачи:
1.Обустроить предметно – развивающую среду для приобщения детей народной культуре.
2.Познакомить детей с фольклором, как особенной областью народного творчества, включающую в себя ряд поэтических и музыкально – поэтических жанров.
3.Познакомить детей с традиционными и обрядовыми праздниками.
4.Знакомить с произведениями русского народного искусства формируя эмоциональную отзывчивость, яркость, народность.
5.Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем,с особенностями народного костюма и традиционных русских блюд.
6.Познакомить с русскими народными играми, выявляя их самобытность и
многообразие.
Работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организации особых условий, создания яркой образности и наглядности, которая будет обеспечивать детям особые ощущения.
В нашей группе был создан музей “Русская изба”. В нем представлен интерьер русской избы, в котором дети знакомятся с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, с изделиями народных промыслов.
Основная цель – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, знакомства с их жизнью и бытом, его характером, традициями, особенностями материальной и духовной среды.
Еще одним из направлений приобщения детей к истокам народной культуры считаю работу над проектами. Проект определяет новые цели в нравственно-патриотическом воспитании детей.
В нашей группе был проведен долгосрочный проект: «Приобщение дошкольников к культуре и традициями русского народа».
Итогом проекта является презентация своей работы, открытое занятие, выставка детского творчества «Русские народные росписи»; концерт для родителей в русском народном стиле.
Результатом такой работы является то, что дети приобрели обширные знания, умения, навыки, заинтересованно участвовали в коллективном труде, У детей стимулируется познавательная деятельность, творческая активность. Проводятся игры – драматизации, литературные викторины, вечера загадок, русских народных игр.
Особое и очень важное внимание уделяется взаимосвязи с родителями. Проводятся совместные с родителями и детьми творческие мероприятия: “Встречи в русской избе”, “Посиделки”,и др. Это помогает сплотить семьи и наполнить досуг новыми впечатлениями. Создание условий для совместной творческой деятельности, совмещение индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует взаимопониманию педагогов, родителей и детей, выстраивается положительное отношение друг к другу. Родители становятся активными участниками педагогического процесса: принимают активное участие в организации праздников, изготовлении атрибутов в мини-музее “Игрушка своими руками”, участвуют в играх.
Чтобы дать хорошие знания детям педагог должен разбираться в предмете, поэтому педагоги нашего детского сада проводят круглые столы, семинары, консультации, обсуждают темы самообразования.
Свою деятельность по приобщению детей к народной культуре я считаю очень важной и значимой. В будущем планирую продолжать начатую работу, сохранять в нашей группе атмосферу увлеченности совместного творчества взрослых и детей.
Список литературы:
1.Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. В: Учитель, 2016.
2. Наседкина И.И. Здравствуй, русская сторонка! примерные сценарии тематического общения с детьми 3-7 лет/ Р.М. Абрамова. - М.: Вентана-Граф, 2016.
3. Неизведанное рядом / О.В. Дыбина и др. М.: Сфера, 2010.
4. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Е.К. Ревина М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М.: Сфера, 2007.
6. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфера, 2012.