СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме "Театрализованная деятельность как средство социализации детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описан опыт работы по теме самообразования "Театрализованная деятельность как средство социализации детей". Данный опыт будет полезен воспитателям, руководителям дополнительного образования по направлению "Театрализованная деятельность".

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме "Театрализованная деятельность как средство социализации детей"»

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.
                      Вольтер



Театрализованная деятельность как средство социализации детей среднего дошкольного возраста


Автор: Алексюк Алёна Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 66 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара


В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе, у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству.

Решение этих проблем – театрализованная деятельность.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К.С. Станиславский). В театре возникает так называемый эффект присутствия, всё происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им.

По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т.Н.Дороновой, А.И.Бурениной, Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, Э.Г.Чуриловой, М.Д.Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

Однако многие детские сады испытывают затруднения в оснащении предметно – развивающей среды и отсутствии в ДОУ специалистов: отсутствие декораций и костюмов, различных видов театров, хореографов и руководителей театральных студий.

Проведенный в начале года мониторинг освоения детьми средней группы образовательной области «Социализация» показал, что общий уровень освоения детьми ОО «Социализация» - средний. На высоком уровне – 17% (3 ребенка), на среднем уровне – 39% (7 детей), на низком уровне – 44% (8 детей). 10 детей (55,5%) могут принимать на себя роли, владеют способом ролевого поведения, соблюдают ролевого соподчинения, участвуют в ведении ролевых диалогов, проявляют инициативу по обогащению сюжета. Не все дети могут адекватно воспринимать в театре (кукольном, драматическом) худо­жественный образ героя, обустроить место для самостоятельной театрализованной игры. Большинство детей не используют в роли интонацию, мимику, атрибуты и реквизиты, не имеют простейших представлений о театральных профессиях.

Актуальность и необходимость формирования у детей интереса к театрализованной деятельности и повышения уровня освоения детьми ОО «Социализация» определили мою тему самообразования на 2012 – 2013 учебный год «Театрализованная деятельность как средство социализации детей среднего дошкольного возраста».

Изучение данной темы я начала с обработки методической литературы, поиска интересных форм совместной деятельности с детьми и родителями и составления поэтапно – творческого плана работы над темой самообразования (приложение №1).

Совместно с музыкальным руководителем были подобраны художественные и литературные произведения для постановки спектаклей, музыкально – литературных композиций, инсценировок.

В группе был создан «Уголок театра», куда мы поместили различные виды театров (пальчиковый, настольный, кукольный, на фланелеграфе), костюмы, шапочки, маски, книги и журналы с иллюстрациями о театре, рабочим по обслуживанию здания была изготовлена ширма, настольно – печатные игры по сказкам, дидактические игры по теме «Эмоции», «Мы идем в театр», был создан театральный словарик.

В течение года в работе с детьми использовала такие виды деятельности как:

  • Знакомство с различными видами театров, обогащение представлений о театре и театральных профессиях через показ презентаций, рассматривание иллюстраций, бесед о правилах поведения в театре и посещение театров города

  • Разучивание стихов с различной интонацией «Кисонька - Мурысонька», «Обедать».

  • Инсценировки народных песенок «Перчатки» в переводе С. Маршака, стихотворений «Разгром» Э. Успенского, «Воробушки» П. Берестова, «Старушка» из английской народ­ной поэзии в переводе С. Маршака, «Девочка - ревушка» А. Барто и П. Барто, «Чив-чив, воробей!» (из коми-пермяцкого фольклора).

  • Игровая самостоятельная деятельность с различными видами театров (настольный, пальчиковый, кукольный)

  • Игры, направленные на сплочение детского коллектива «Давайте познакомимся!», «Здравствуй - прощай», «Услышь меня», «Лунный камень», «Динозавр, который ничего не видит», «Птички на жердочке», «Звуковая волна», «Два зеркала» (приложение №5).

  • Театрализованные игры «Веселые обезьянки», «Поварята», «И я тоже!», «Угадай, что я делаю?» (приложение №5).

  • Игры и упражнения на действия с воображаемыми предметами «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем», «День рождения», «Давайте поиграем» (приложение №5).

  • Этюды на основные эмоции – радость, огорчение - «Покупка театрального билета», «Утешение» (приложение №5).

  • Музыкальная ритмопластика (свободная импровизация ритмических движений)

  • Игры и упражнения на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга» (приложение №5).

  • Игры и упражнения на развитие воображения, фантазии «Одно и то же по-разному», «Превращение предмета» (приложение №5).

  • Творческие игры со словом «Ручной мяч», «Сочини сказку» (приложение №5).

  • Совместная изобразительная деятельность по изготовлению декораций, масок.

В рамках подготовки к педагогическому совету по игровой деятельности мною было подготовлена и проведена режиссерская игра по р.н.ск. «Теремок» (приложение№2).

Так же ребята приняли участие в презентации «Наш веселый огород» с инсценировкой «Спор овощей».

Проведенный в апреле 2017 года мониторинг освоения детьми ОО «Социально – коммуникативное развитие», показал, что результаты заметно улучшились: общий уровень освоения детьми ОО - высокий. На высоком уровне – 20% (3 ребенка), среднем уровне – 60% (9 детей), низком уровне - 20% (3 ребенка).

   Данные результаты мониторинга и наблюдений за свободной деятельностью детей позволяют сделать вывод о том, что у детей сформировался интерес к театрализованной деятельности, возросло количество желающих участвовать в театрализованных играх, сценках, представлениях, дети самостоятельно выбирают себе роли, используют интонацию, мимику, жесты, участвуют в ролевых диалогах, сопереживают героям произведений, умеют слушать, не перебивая друг друга, активно приглашают зрителей на свои показы. В процессе театрализованной деятельности у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. У детей появилось желание придумать и показать сказку, историю, сочинить танец и т.д.

В результате совместной целенаправленной работы педагогов, музыкального руководителя и родителей в течение учебного года было поставлено 3 большие постановки. Ко дню Матери мы поставили наш первый спектакль «Про внучку и собачку Жучку, в котором приняли участие все дети нашей группы. В рамках реализации проекта «Светлый праздник Рождества» детский коллектив участвовал в постановке музыкально – литературной композиции по стихотворению С. Черного «Рождественское». С данной композицией мы приняли участие в городском конкурсе «Свет Рождественской звезды» и были приглашены на открытие праздника Рождества Христова в дом Епископа Сыктывкарского и Воркутинского. Следующей театральной постановкой к Международному дню 8 марта стала «Сказка о цыпленке, который очень хотел вырасти» О. Ведерниковой. За участие в городском конкурсе наш театральный коллектив занял 1 место в номинации «Лучшая театральная постановка».

Таких результатов мы не смогли бы достичь без активного взаимодействия с семьями наших воспитанников. В начале года для родителей было проведено анкетирование «Театр и дети» (приложение №4). По результатам анкетирования большинство родителей уделяют внимание театрализованной деятельности в своей семье. 73% опрошенных родителей посещают театры, кинотеатры с целью расширения кругозора у детей (100%), а так же развлечься и отдохнуть (73%). Большее число родителей посетили театр (кинотеатр) в этом году (64%).

100% родителей во время просмотра телевизионных передач, спектаклей, мультфильмов не переключают канал, а 64% родителей смотрят передачи вместе со своими детьми. Все родители (100%) положительно относятся к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра. 64% родителей из числа опрошенных готовы принять участие в театрализованных представлениях вместе с ребенком в нашем детском саду.

Однако лишь 46% родителей устраивают вместе с ребенком домашние театрализованные представления.

В родительском уголке были оформлены тематические стенды «Воспитание дружеских отношений в игре», «Развитие у детей навыков сценического искусства», «Игровая деятельность детей 4-5 лет». Родители приняли активное участие в подготовке спектаклей: создавали реквизиты, закупали яркие красивые ткани для пошива костюмов, оформляли яркие, красочные, прочные декорации, учили с детьми роли. С помощью родителей были организованы выходы в детские театры города.

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна,   так   как   она   тесно   связана  с   другими  видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Необходимость контакта и систематизирования её в едином педагогическом процессе очевидна.

Данный опыт работы по теме самообразования был представлен на заключительном педсовете. Наши дети на следующий год пойдут в старшую группу, к нам придут новые дети, а значит, будут новые постановки, новые герои, новые конкурсы.

П


Поэтапно – творческий план работы по теме самообразования воспитателя Алексюк А.Н. на 2016 – 2017 учебный год

риложение №1

Приложение №2


Сценарий режиссерской игры в средней группе по русской народной сказке «Теремок»


Образовательная область: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Игра», «Познание», «Социализация»


Задачи:

Образовательные:

-учить детей разыгрывать сказку в ее целостной эстетической форме, не искажая композицию;

-учить передавать образ героя посредством имитации движений персонажей сказки;

-совершенствовать навыки актерской игры;

-совершенствовать звуковую культуру речи, повторяя звукосочетания выбранных героев;

-упражнять детей в создании на основе игровой мотивации из набора строительных элементов целостные постройки.

Развивающие:

-развивать связную речь;

-развивать у детей познавательные способности в процессе игры;

-развивать воображение, память, произвольное движение рук.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к сказкам и умение сопереживать их героям, желание инсценировать простые сказки;

-воспитывать умение не перебивать друг друга.

Предшествующая работа:

-Знакомство с дидактическими играми: «Кто как кричит», «Кто в домике живет».

-Чтение простых кумулятивных сказок: «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Лиса, заяц и петух».

-Заучивание потешек, русских народных песенок.

-Загадывание загадок о животных.

Дидактический материал: ширма, фигурки настольного театра, игровое поле, строительный набор

Технические средства обучения: аудиозапись с русскими народными мелодиями.

Ход игры:

I. Вводная часть. Дидактическая игра «Угадай животных и скажи, кто как кричит».

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам снова принесла сундук сказок, а кто из сказочных героев находится в нем, узнаете, если отгадаете загадки.

  1. Норушка пищит, убегает, а кот караулит, догоняет. (Мышка)

Из-за ширмы появляется игрушка – мышка.

Воспитатель: Ребята, кого вы видите?

Дети: Мышку.

Воспитатель: А как мышка пищит?

Дети: Пи-пи-пи.

  1. Любит он морковку кушать,

Оттопырив кверху уши.

Наш пугливый «попрыгайка»,

Детки, кто же это?

Дети: Зайка (из-за ширмы выставляется фигурка Зайки)

Воспитатель: А вот и зайчик. Покажите, как прыгает зайчик? (дети показывают)

  1. Воспитатель: Кто же следующий гость – угадайте.

На болоте кто живет?

Громко квакая поет?

Спит в кувшинках –

без подушки?

Это видимо ( Лягушка)

Воспитатель выставляет фигурку лягушки и говорит: Прискакала лягушка – покажите, и заквакала. Как она заквакала?

Дети: Ква-ква-ква.

  1. Воспитатель: Молодцы, а еще одного гостя отгадаете?

Эта рыжая плутовка,

Кур ворует очень ловко.

Волку серому сестричка,

А зовут её (Лисичка – из-за ширмы выставляется фигурка Лисы).

Воспитатель: Молодцы. Вот и появилась хитрая рыжая лиса. Какая лиса появилась?. (Дети: Хитрая и рыжая). Покажите как ходит лиса?

  1. Воспитатель: А этого гостя лесного вы быстро отгадаете.

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый ... (Волк – Далее из-за ширмы раздаются звуки «у-у-у», появляется фигурка Волка)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как воет волк?

Дети: У-у-у. А как ходит волк?

  1. Воспитатель: Последний наш гость Косолапый и мохнатый,

Греет он в берлоге лапы.

Летом любит погулять

И зверушек охранять.

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Дети: Медведь).

Воспитатель: Какой медведь? (Дети: косолапый, мохнатый - покажите). А как медведь рычит?

Дети: Р-р-р.

Воспитатель: Вот сколько много зверей пришло к нам в гости. А как мы будем развлекать наших гостей? (Дети – поиграем с ними).

Дети определяют себе роль согласно взятой игрушки.

II. Режиссерская игра

Воспитатель: И вот все звери пошли в поле. Увидели домик. А как же называется этот домик?

Дети: Теремок.

Воспитатель: Давайте поиграем в сказку «Теремок».

И начинает развивать сюжет.

Воспитатель: Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка (ребенок «Мышка» показывает). Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Ребенок – «мышка»:Пи-пи-пи. Терем-теремок, кто в тереме живет?

Воспитатель: Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.

Далее все роли выполняют дети, а воспитатель выступает в роли автора и руководителя игры.

Воспитатель: Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает.

В это время ребенок показывает, как скакала лягушка по полю.

Ребенок – «лягушка»: Терем-теремок, кто в тереме живет?

Воспитатель: Я – мышка-норушка. А ты кто?

Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.

Воспитатель: Иди ко мне жить. Лягушка прыгнула в теремок и стали они жить вдвоем. Бежит мимо зайчик-побегайчик.

Ребенок показывает, как бежит по полю зайчик.

Ребенок – «зайчик»: Терем-теремок, кто в тереме живет?

Воспитатель: Я – мышка-норушка.

Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.

Вместе:А ты кто?

Ребенок – «зайчик»: А я зайчик-побегайчик.

Вместе: Иди к нам жить.

Воспитатель: Заяц скок в теремок. И стали они жить втроем. Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.

Ребенок – «лисичка»: Терем-теремок, кто в тереме живет?

Воспитатель: Я – мышка-норушка.

Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.

Ребенок – «зайчик»: Я зайчик-побегайчик.

Вместе: А ты кто?

Ребенок – «лисичка»: А я лисичка-сестричка.

Вместе: Иди к нам жить.

Воспитатель: Лисичка забралась в теремок, и стали звери вчетвером жить.

Далее сказка продолжается, аналогично разыгрывается сюжет с появлением волка.

Воспитатель: Вот они все в тереме живут, песни поют. Но вдруг идет мимо медведь косолапый, увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел.

Ребенок – «медведь»: Р-р-р. Терем-теремок, кто в тереме живет?

Воспитатель: Я – мышка-норушка.

Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.

Ребенок – «зайчик»: Я зайчик-побегайчик.

Ребенок – «лисичка»: Я лисичка-сестричка.

Ребенок – «волк: Я волк – зубами щелк.

Вместе: А ты кто?

Ребенок – «медведь»: А я медведь косолапый.

Вместе: Иди к нам жить.

Воспитатель: Медведь и полез в теремок. Лез, лез в теремок, никак не может влезть и говорит.

Ребенок – «медведь»: Я лучше на крыше у вас жить буду.

Звери: А ты нас не раздавишь?

Ребенок – «медведь»: Нет, не раздавлю.

Вместе: Ну, так влезай.

Воспитатель: Влез медведь на крышу. И только уселся – трах – и раздавил теремок. Затрещал теремок и упал на бок. А звери выбежали все целы и невредимы.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Что же делать? Где мы будем жить?

Дети: Мы построим новый теремок.

Воспитатель: А из чего можно построить его?

Дети предполагают: Из досок, бревен и т.д.

Воспитатель: Давайте построим из кирпичиков. Неси, лягушка, кирпичик.

Все звери несут кирпичики.

Воспитатель: И построили новый теремок. Большой, теплый, прочный, уютный, все звери теперь помещаются в нем. Стали жить-поживать, песни распевать да гостей принимать. Ребята, скажите, какие еще звери могут прийти в теремок? (Дети: кабан, ворона, ежик и т.д.)

Воспитатель: но это уже будет другая новая сказка. Давайте попрощаемся с нашими гостями, поблагодарим их за сказку. Вам понравилось играть с ними в сказку? А мы пойдем подбирать новых героев для новой сказки.









Приложение №4

Анкета для родителей «Театр и дети»

  1. Посещаете ли вы со своим ребёнком театр, кинотеатр?

  • да

  • нет

2. Для чего вы посещаете театр, кинотеатр?

  • расширить кругозор ребёнка

  • развлечься, отдохнуть

  • случайное посещение

  1. Каковы, на Ваш взгляд, воспитательные, развивающие и обучающие
    возможности мероприятий, связанных с театром?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Когда вы последний раз были в театре:

  • в этом году

  • год назад

  • не помню когда

  1. Когда по телевидению показывают детский фильм, спектакль, мультфильм, вы:

  • разрешаете смотреть ребёнку

  • переключаете на другой канал

  • смотрите вместе с детьми

  1. Как вы относитесь к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра?

  • положительно

  • отрицательно

  1. Устраиваете ли Вы вместе с ребенком театрализованные представления на домашних праздниках?

  • да

  • нет

  1. Готовы ли Вы принять участие в театрализованном представлении вместе с вашим чадом в нашем детском саду?

  • да

  • нет




Благодарим за участие!


Приложение №5

(по Дороновой Т.Н. материалы взяты из журнала «Дошкольное воспитание, 2001»)

Игры, направленные на сплочение детского коллектива

  1. «Давайте познакомимся!»

Дети встают в круг, поочередно пере­дают какой-либо предмет стоящему справа соседу и громко произносят его имя.

  1. «Здравствуй - прощай»

Предварительная работа. Вос­питатель разучивает с детьми вариан­ты приветствий и прощаний.

Варианты приветствий: здравствуй, привет, приветствую вас, рад тебя видеть, добрый день, доброе утро, добрый вечер и т.д.

Варианты ответов на приветст­вия: прекрасно, все в порядке, хоро­шо, ничего, нормально, как всегда, не­важно, так себе.

Варианты прощаний: до свидания, прощай, всего доброго, всего хороше­го, счастливо, пока, до встречи, в добрый час. счастливого пути.


Игроки становятся в круг, в центре которого — водящий. Он бросает ко­му-то из детей мяч и говорит слова приветствия пли прощания. Ребенок, возвращая мяч, произносит ответные фразы. Игра повторяется несколько раз. Затем выбирается новый водящий.


Вариант игры:

Воспитатель одному из игроков пред­лагает выбрать роль какого-либо ска­зочного персонажа. Остальные участ­ники игры должны приветствовать и прощаться с ним в зависимости от осо­бенностей выбранной роли (Айболит. Петрушка. Карлсон. Мальчик с паль­чик. Баба Яга и т.д.)


  1. «Услышь меня»

Дети образуют два круга: большой и малый (внутри большого).

Задание игрокам, стоящим в малом круге: «Тихо-тихо полаять как собачка (помяукать как кошечка, прокукарекать как петушок и т.д.)». Дети, стоящие в большом круге, должны отгадать, какое животное так «говорит».


  1. «Лунный камень»

Вы будете рассказы­вать стихи, скороговорки, загадки, счи­талки. Правило игры: говорит только тот, у кого в руках «лунный камень» (показывает). Нужно произнести одно слово стихотворения и передать камень соседу.


Информация для воспитателя.

Приводимые ниже стихи рекомендует­ся выучить с детьми заранее. (Педагог может подобрать произведения по сво­ему усмотрению.)

Мы едем, едем, едем в далекие края.

Хорошие соседи, счастливые друзья.


В круг широкий, вижу я.

Встали все мои друзья.

Я для вас, мои дружки.

Затеваю пирожки.

Быстро нужно их испечь.

Ты пойдешь затопишь печь.


Мама Милу мыла мылом.

Мила мыло не любила.


Вез корабль карамель.

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.


Скачет зверушка. Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку

И комар, и мушка (Лягушка.)

  1. «Динозавр, который ничего не видит»

Дети делятся на две группы. Воспи­татель предлагает игрокам первой группы построиться в колонну, держа руки на поясе стоящего впереди. Ребенку, возглавляющему колонну, завязывают глаза — это «голова дино­завра», остальные игроки становятся его «телом».

Дети второй группы, разделившись на маленькие и большие подгруппы, изоб­ражают различные «препятствия» на пути «динозавра», например: «озеро, гу­стой лес, тоннель». «Тело» подсказками помогает «голове» добраться до своего логова. «Препятствия» тоже преду­преждают «динозавра».

  1. «Птички на жердочке»

Педагог кладет на пол веревку и со­общает, что это жердочка, а дети — птички.

Воспитатель. Сначала «поет» одна птичка. Ее слова: «Одни (одна) пою». Затем присоединяется вторая. Вместе они произносят: «Вдвоем поем».

Когда поющих становится трое, они говорят: «Втроем поем» и т.д. После того как к «птичкам» присоединился последний игрок, они завершают «пе­ние» слонами: «Всполошился целый дом».

  1. «Звуковая волна»

Дети встают друг за другом и изобра­жают поезд. Стульями обозначается вокзал.

Воспитатель. Мы едем на поезде. Как стучат колеса? (Дети подража­ют стуку колес.) На станции сидит наш друг Зайчишка и ждет этот поезд. Когда поезд далеко от станции, стук колес еле слышен. А когда близки — звук очень громкий. Пора отправ­ляться в путь! (В соответствии со словами педагога голоса детей зву­чат то тихо, то громко.)

Информация для воспитателя.

Для регуляции звука можно использо­вать жесты. Исходное положение — ладони вместе. Если они медленно рас­ходятся, звук нарастает, если приближа­ются друг к другу, звук становится ти­ше.

  1. «Два зеркала»

Для игры выбираются: Королева (Король), два зеркала. Невидимый король (Невидимая королева).

Игроки располагаются следующим образом: перед Королевой стоят два ребенка, изображающие зеркала. За Королевой стоит Невидимый король. Остальные участники игры выстраива­ются за его спиной.

Воспитатель объясняет Королеве: «Сейчас ты попробуешь отгадать, кто из детей Невидимый король. Он стоит у тебя за спиной. Но тебе нельзя огляды­ваться! Смотри на зеркала! Одно зерка­ло ничего не говорит, но с помощью мимики и жестов изображает челове­ка, которого нужно отгадать. Другое зеркало говорящее: оно дает описание этого человека, но не называет его имени. Как только Королева отгадает, кто стоит за ее спиной, Невидимым ко­ролем становится следующий ребенок, и игра продолжается».

Аналогично проводится игра, если пе­ред зеркалом стоит Король, а за его спиной — Невидимая королева.


Театрализованные игры

  1. Игра «Веселые обезьянки»

Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы выбираем на роль по­сетителя зоопарка. Он будет стоять в центре и делать раз­личные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают по­сетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью считалки выбирают «посетителя».

«Посетители» в течение игры меняются несколько раз.

  1. Игра «Поварята»

Дети делятся на две команды (рассчитываются на первый-второй). Первая команда готовит первое блюдо, а вторая — салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, пер­цем, солью и т. п. — для первого блюда; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом и т. п.—для салата.

Затем все дети становятся в круг—получается «кастрюля» — и поют песню (импровизация):

Сварить можем быстро мы борщ или суп

И вкусную кашу из нескольких круп,

Нарезать салат и простой винегрет,

Компот приготовить —вот славный обед.

Дети останавливаются, а ведущий (педагог) по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший се­бя ребенок входит в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить другое блюдо.

  1. Игра «И я тоже!».

Педагог говорит, что он де­лает, а дети по сигналу громко отвечают: «И я тоже!»: Утром я встаю... (Ия тоже!) Умываюсь... Чищу зубы... Надеваю чи­стую одежду... Завтракаю... Выхожу на улицу... Сажусь в гряз­ную лужу...»

Педагог. Кто это у нас поросенок, кто любит поваляться в лужах? Можно только пожалеть его мамочку. Давайте попро­буем еще раз! Я люблю смотреть спектакль. (И я тоже!) Я в зале не разговариваю... Я самый аккуратный... Я на улице гуляю... Всех ребят я обижаю...

Педагог. Это кто же здесь у нас такой смелый — обижа­ет ребят? Ребят обижать нехорошо! Но думаю, что сейчас никто не ошибется. Я люблю веселую музыку... (Ия тоже!) Я танцую вместе с друзьями... (И я тоже!)

А теперь пока­жите, как вы умеете танцевать.

Звучит музыка.

Дети танцуют.

  1. Игра «Угадай, что я делаю?»

Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает опреде­ленную позу и оправдывает ее:

- стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю кон­фету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.);

- стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.);

- сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.);

- наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю пла­ток, срываю цветок и т.п.).

Педагог предлагает ребятам повторить игру «Угадай, что я делаю?» в движении.

Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только му­зыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают оп­ределенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).



Игры на действия с воображаемыми предметами

  1. Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

Комната делится пополам шнуром. С одной стороны на­ходятся 6 ребят, выбранных с помощью считалки,—«дедуш­ка и пятеро внучат». С другой стороны — остальные дети и пе­дагог; они будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети . Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бо­родой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?

Дети . Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы де­лали, не скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если отгадка дана неправильно, дети называют верный ответ и после слов педагога: «Раз, два, три—догони!» бегут за шнур, в свою по­ловину комнаты, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока ребята не пересекли линию.

После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «вну­чата». В загадках дети показывают, как они, например, мо­ют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, рубят топором дрова и т. п. Педагог хвалит детей за правиль­ные действия с воображаемыми предметами, которые они показывали в загадках.

Игра «День рождения»

С помощью считалки выбирается ребенок, который при­глашает детей на «день рождения». Гости приходят по оче­реди и приносят воображаемые подарки. С помощью выра­зительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они дарят.

Лучше, если гостей будет немного, а остальные ребята сна­чала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом дети могут поменяться ролями. Подарки мо­гут быть самые разнообразные: коробка конфет, шоколад, шар­фик, шапка, книжка, фломастеры и даже живой котенок.

  1. «Давайте поиграем»

Дети встают в круг. Водящий по оче­реди вызывает каждого и предлагает выполнить какие-либо действия с во­ображаемыми предметами. Например, говорит: «Представь, что у тебя в руках мяч. Подбрось его и поймай».

Варианты:

У тебя в руках расческа. Приче­шись. Положи ее на стол.

Ты держишь сумочку. Открой ее. Достань из нее кошелек. Положи его в сумочку и закрой ее.

Представь, что у тебя в руках веер. Разверни его. Помаши им около своего лица. Сверни веер.

На столе стоит стакан лимонада. Выпей его маленькими глотками и по­ставь стакан на стол.

Игру можно усложнить, если те же действия будет выполнять какой-либо сказочный персонаж (лиса Алиса, кот Базилио, Баба Яга, Царевна-Несмея­на и др.).


Разыгрывание этюдов

  1. Этюд «Покупка театрального билета»

Педагог предлагает детям сочинить этюд на тему «Коллективный выход в театр», спрашивает: «Что необходимо прежде чем идти в театр? А где продаются билеты (В театральной кассе.) Кто продает билеты? (Кассир.)

Для этюда необходимы стол и стул. Дети устанавливают на сцене реквизит. Педагог расставляет на столе табличку с надписью «Театральная касса».

Педагог. У нас есть театральная касса. Нужен исполни­тель роли кассира. (Желающий ребенок садится за стол.) Прежде чем пойти в кассу за билетами, вы должны ответить на вопросы. Кто вы, откуда пришли, сколько хотите купить билетов и для кого?

Все дети встают в очередь в кассу.

Педагог. Ребята, вы наблюдали когда-нибудь за тем, как создается очередь? Это происходит, когда кассир не успевает обслуживать покупателей. Что можно придумать, чтобы в кассе не было очереди? (Добавить кассиров). Вот так мы и сде­лаем—увеличим число кассиров. Подходить к кассе будут не все сразу, а постепенно по 2—3 человека. Этюд репетируется два-три раза.


  1. Этюд «Утешение».

Мальчик нечаянно сломал игрушку де­вочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить де­вочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант уте­шения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.).

  1. Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх.

Педагог вспоминает с детьми значение слова «этюд», за­тем спрашивает: «Что такое эмоция? Эмоция —это душевное переживание, чувство. Какие эмоции вы знаете? (Радость, грусть.) Сегодня мы поиграем в этюды на эмоции. Приду­майте этюды на такие эмоции, как радость, гнев, грусть, удив­ление, отвержение, страх».

Ребята предлагают свои этюды. Педагог поправляет их, да­ет советы.

Каждый этюд разыгрывают два ребенка. Можно придумать этюд на одного ребенка или на всех детей, присутствующих на занятии.

Этюды на эмоцию радость.

Педагог предлагает детям сесть на стульчики.

Педагог. Сейчас перед вами выступят известные кло­уны. Они покажут вам свое мастерство. Встречайте!

Ребята громко хлопают, радостно кричат. Педагог подхо­дит к двери, чтобы встретить клоунов, но за дверью никого не оказывается. Следующее событие в этюде —эмоциональ­ное состояние детей: грусть. Педагог извиняется за то, что клоуны не пришли на выступление.

Далее вспом­инают этюд из спектакля «Теремок»: когда Волк пытался попасть в теремок, его жители сначала испугались (страх), а затем в гневе кричали, размахивая руками:

Уходи, зубастый Волк,

Не ломись ты в нашу дверь.

Крепко заперт теремок

На засов и на замок.


Игры на развитие двигательных способностей

  1. Игра «Снеговик»

Педагог дает детям задание: «Эта игра поможет вам научиться напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. Встаньте в круг и превратитесь в снеговиков: ноги на шири­не плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти ок­руглены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Пригрело солнышко, под его теплыми веселыми лучами снего­вик начал медленно таять».

Дети постепенно расслабляют мышцы, опускают бессильно голову, руки, затем сгибаются пополам, опускаются на кор­точки, падают на пол, полностью расслабляются.

Игра повторяется 2—3 раза.

  1. Игра «Баба Яга»

В этой игре дети учатся напрягать и расслаблять в движе­нии то правую, то левую ногу. Они ходят по залу врассып­ную, приговаривая потешку и выполняя соответствующие тек­сту движения:

Бабка Ежка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала! (Дети ходят по залу.)

А потом и говорит:

«У меня нога болит!» (Дети останавливаются.)

Пошла на улицу —

Раздавила курицу,

Пошла на базар—

Раздавила самовар!

Вышла на лужайку —

Испугала чайку!

Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу; прихрамывают.


Игры на развитие воображения, фантазии

  1. Игра «Одно и то же по-разному».

Дети в творческом полукруге. Один ребенок придумывает свой вариант поведения, а дети должны догадаться, чем он занимается и где находится (человек идет, сидит, бежит, под­нимает руку, слушает и т. д.).

Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на творческие группы, и каждая по­лучает определенное задание.

I группа получает задание сидеть. Возможные варианты:

- сидеть у телевизора;

- сидеть в цирке;

- сидеть в кабинете врача;

- сидеть у шахматной доски;

- сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.

II группа получает задание идти. Возможные варианты:

- идти по дороге;

- идти по горячему песку;

- идти по палубе корабля;

- идти по бревну или узкому мостику;

- идти по узкой горной тропинке и т.д.

III группа получает задание бежать. Возможные варианты:

- бежать, опаздывая в театр;

- бежать от злой собаки;

- бежать, попав под дождь;

- бежать, играя в жмурки, и т.д.

IV группа получает задание размахивать руками. Возмож­ные варианты:

- отгонять комаров;

- подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

- сушить мокрые руки и т.д.

V группа получает задание ловить зверюшку. Возможные варианты:

- ловить кошку;

- ловить попугайчика;

- ловить кузнечиков и т.д.

Педагог и зрители отмечают, кто правильно выполнил за­дание.

  1. Игра «Превращение предмета».

Сначала педагог объясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение—это уме­ние с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая услов­ное превращение».

Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол или передает по кругу от одного ребенка к другому. Каж­дый ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понят­на суть превращения.

Варианты превращения разных пред­метов:

карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколад­ка, обувная щетка, игра и т.д.

Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети долж­ны оправдывать условное название предмета. Например, боль­шой стул может быть превращен в королевский трон, памят­ник и др.



Творческие игр со словом

  1. Игра «Сочини сказку».

Дети в творческом полукруге. Педагог начинает рассказывать сказку, например, «Жил был маленький кузнечик...» Дети по очереди продолжают сказку: каждый ребенок добавляет свое предложение.

  1. Игра «Ручной мяч».

Педагог поочередно бросает каждому ребенку мяч, назы­вая слово. Поймав мяч, ребенок должен придумать и назвать свое слово:

а) противоположное по значению (день —ночь, горячий — холодный, дождь —снег и т. д.);

б) определение к данному слову (елка — колючая, волк—зу­бастый и т. д.);

в) действие (дерево — растет, мальчик —бежит и т.д.).
3. Игра со скороговорками «Испорченный телефон».
Играют две команды. Капитан каждой команды получает

свою скороговорку. Выигрывает команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и послед­ний ее представитель лучше и точнее произнесет скороговорку вслух. Скороговорки:

На дворе трава, на траве дрова.

Наш Полкан попал в капкан.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.









Литература

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

  2. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение. 2005г.

  3. Званцева А. А. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности. – //Дошкольная педагогика, № 1,2007 с.20.

  4. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

  5. Маханева М. Д. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.

  6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.

  7. Мигунова Е.В.  Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно – методическое пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.

  8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004г.

  9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество - дети».- М.: АРКТИ, 2004.

  10. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5 - 6 лет / Под редакцией О.Ф. Городновой – М.: Мозаика – Синтез, 2008 – 144с.

  11. Журнал «Ребенок в детском саду», 2001, № 2,3,4,5









7