Просмотр содержимого документа
«Опыт работы "Система работы педагога -психолога с детьми раннего возраста"»
Опыт работы педагога – психолога МОУ детский сад № 30 Ворошиловского района Волгограда Борисовой Елены Николаевны
«Система работы
педагога –психолога ДОУ
с детьми раннего возраста»
Подготовили:
Педагог-психолог Е.Н. Борисова
Старший воспитатель Л.В. Борисова
Волгоград 2024
Данный опыт формировался на базе МОУ Детский сад № 30 Охрана и укрепление психического здоровья детей одна из главных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Необходимость психологической помощи детям раннего возраста позволила определить мне тему опыта работы .
- Перспективность опыта заключается в том, что разработана система работы с детьми раннего возраста, в которой я использую эффективные методы и формы, помогающие заинтересовать детей, тем самым способствуя их развитию. Так же создана база психолого – педагогического материала по работе с детьми данной возрастной категории.
С чего начать?
- Цель работы
- - создать условия, содействующие успешной адаптации к ДОУ и полноценному развитию детей раннего возраста с использованием эффективных методов и форм работы.
- Задачи:
- Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период их адаптации к ДОУ;
- Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь педагогам и родителям по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста;
- Вести развивающую работу с детьми раннего возраста;
- Регулярно пополнять базу материалов по работе психолога с детьми раннего возраста.
Работа с детьми раннего возраста
- начинается с психолого – педагогической диагностики:
- Наблюдение;
- "Диагностика нервно-психического развития детей". Аксарина Н.М., Пантюхина Г.В., Печора К.Л.
- "Контроль за поведением детей раннего возраста" (по рекомендациям Э.Л. Фруфт).
этапы
- Доадаптационный этап характеризуется совместной деятельностью с вновь поступающими детьми в ДОУ. Организовываются совместные прогулки в летний период.
- На этапе привыкания детей к условиям детского сада основной вид деятельности – это наблюдение. Совместно с воспитателем заполняются адаптационные листы, карты наблюдения. Оказывается необходимая психолого – педагогическая помощь в преодоление трудностей.
- Следующий этап постадаптационный. На данном этапе начинаются групповые и индивидуальные развивающие занятия, которые проводятся 1 раз в неделю
Используемые формы и методы
- Метод песочной терапии
- Рисование крупами
- Дидактические и сюжетные игры с водой
- Лепка из пластилина .
- Техника рисования пальчиковыми красками.
-
- Пальчиковые игры
- «Сказкотерапия»
- Релаксационные упражнения
- Камешки «Марблс»
Работа с родителями
- Доадаптационный период: выступления на родительском собрании, обеспечение наглядной информации на сайте ДОУ, индивидуальные беседы с родителями (по запросу).
- Адаптационный период: наглядная информация в родительском уголке, индивидуальные консультации по вопросам хода периода адаптации, индивидуальные консультации для родителей детей, нуждающихся в психологической помощи и поддержке.
- Постадаптационный период: регулярные совместные мероприятия
Работа с педагогами
Доадаптационный период : организация консультаций
оказание помощи в организации благоприятной предметно - развивающей среды группы.
Адаптационный период : беседы с воспитателями
совместное планирование организации детской деятельности в течение дня, консультирование педагогов
по сопровождению детей с тяжелой степенью адаптации, совместное составление адаптационных листов и карт развития.
Постадаптационный период : диагностика эффективности процесса адаптации, совместные занятия и мероприятия.
Результативность
Доказательством того, что данная система работы эффективна, являются следующие результаты:
Анализ результатов степени адаптации детей к ДОУ по методике «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» А. Остроуховой
2022 – 2023 уч. год (36 чел.) 2023 – 2024 уч. год (30 чел.)
Вывод: данная система работы с детьми раннего возраста эффективна, так как имеет положительную динамику развития
.
- Данный опыт может быть использован педагогами – психологами ДОУ, воспитателями, работающими с детьми раннего возраста.
- СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!