СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт системного внедрения в урочную и внеурочную школьную практику активных форм и методов обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены такие активные формы и методы обучения, как технология развития критического мышления, работа в группах сменного состава, исследовательские методы обучения, которые автор использует в своей практической деятельности, и результат работы с обучающимися за последние 3 года на школьном, муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

Просмотр содержимого документа
«Опыт системного внедрения в урочную и внеурочную школьную практику активных форм и методов обучения»

Тимкова Татьяна Степановна,

учитель русского языка и литературы МКОУ «Щученская СОШ»

Лискинского муниципального района Воронежской области

Опыт системного внедрения в урочную и внеурочную школьную практику активных форм и методов обучения.

(Публичная презентация результатов педагогической деятельности 07.05.2017г.)

2 слайд. Активные формы и методы обучения характеризуются активной коммуникацией учителя и учащихся друг с другом:

  1. технология развития критического мышления обеспечивает наиболее высокое качество организации образовательного процесса, состоит из 3 стадий:

I стадия: вызов – пробуждение любопытства, целеполагание; II стадия: осмысление – поиск ответов на поставленные на стадии вызова вопросы; III стадия: рефлексия – получение обратной связи, обобщение, выделение существенного, общих способов действия;

2) работа в группах сменного состава – наиболее эффективная форма обучения, развивающая дивергентное мышление – поиск нескольких решений одной задачи. В результате работы в группах у обучающихся формируются следующие ключевые компетенции:

I. Коммуникативная компетентность (умение выразить мысль, умение понять собеседника, умение управлять собой в процессе общения).

II. Социально-психологическая компетентность (понимание групповой структуры, умение организовать группу, умение управлять групповой динамикой).

III. Социально-перцептивная компетентность (перцепция – восприятие) (умение понимать психическое состояние человека по его вербальным и невербальным проявлениям, умение интерпретировать свойства и качества человека вне зависимости от отношения к нему, умение прогнозировать поведение человека на основе наблюдения).

  1. сравним проектные методы обучения (проект предполагает на выходе готовый продукт, заранее известный. В ходе создания проекта возникают ответы на вопросы: Зачем нужен проект? На кого ориентирован? Что предполагается сделать? Получилось ли?) Пример – «Празднование юбилея Чехова» или «Защитим донскую рыбу от браконьеров».

  2. исследовательские методы обучения (исследование – ответ «да» или «нет» на выдвигаемую гипотезу, итог исследования заранее неизвестен. Исследование проходит следующие этапы: постановка проблемы, совместное планирование, сопровождение, подготовка отчёта, конференция). Пример – «Принцип интериоризации (интроспекции) в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» или «Причины резких колебаний численности донской рыбы».

Формы организации исследовательской деятельности:

    1. индивидуальные исследовательские работы (слайд 5),

    2. конференции исследовательских работ (пилотный образовательный проект – межшкольная конференция «Исследовательская деятельность учащихся»: 3 школы).

    3. конкурсы исследовательских работ (слайды 5-6).

Проектно-исследовательская работа приживается в школах с таким трудом, потому что требует огромных затрат, интеллектуальных, эмоциональных, физических и финансовых ресурсов.

3 слайд. Мной разработаны 6 авторских программ и 5 индивидуальных образовательных программ для одарённых детей. Мои методические и дидактические материалы, опубликованные в Интернете на моём личном и школьном сайтах, сайтах Педсовет, Мультиурок, в газете «Лискинские известия», в альманахах «Богатый затон», «Тихий Дон», журнале «Подъём» (Воронеж), сборнике «Наш бессмертный полк» (Самара), используются в учреждениях образования (школах, техникумах) и культуры (библиотеках, музеях).

4 слайд. Высокое качество знаний, степень обученности (0,88 по русскому языку и литературе в 2015-2016 учебном году), 100% участие моих учеников в исследовательской деятельности обусловлено тем, что я работаю в старшей школе. Но, с другой стороны, преподавание в 10-11 классах – это Дамоклов меч, поскольку в конкурсе ЛУ учитываются показатели не за 2, а за 3 года, поэтому я желаю особого везения учителям старшей школы.

5 слайд. Позволит нам поговорить о таком важном понятии как адресат. У каждого сочинения, выступления, исследовательской работы есть свой адресат. Моё вступление сейчас по-разному воспринимают учителя русского языка и литературы и других специальностей, представители отдела образования и завучи, родители и ученики. Точно так же по-разному воспринимаются и исследовательские работы. (Сравнительный анализ результатов за последние 3 года).

6 слайд. Анастасия Чвирова «Принцип интериоризации в рассказе А.П.Чехова «Ионыч». Медаль лауреата Всероссийского конкурса. Грамоты призёров Всероссийских конкурсов:

«За новаторскую постановку научной проблемы», «За перспективность исследования»

«За интересную тему и самостоятельность исследования», «За интерес к проблеме»

«Лучшее полевое исследование», «Лучшая работа, представленная сельской школой»

7 слайд. Несмотря на то, что я работаю в школе 41-й год, мне кажется, что всё интересное ещё только начинается. Поэтому я продолжаю учиться, совершенствовать свою педагогическую деятельность, осваивать современные методы обучения русскому языку и литературе. Например, в новом учебном году буду пробовать с новыми для меня 10-классниками новые методы активного обучения: техника свободного и сфокусированного письма и композиционный анализ текста.

Спасибо за внимание. Желаю всем вдохновения в работе и победы в конкурсе!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!