Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Н.К. Горбанева
Россошанского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрено на заседании МСШ Протокол № 1 от 30.08.2018 г. Руководитель МСШ _____________ О. А. Фоменко | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________М. В. Нардова | «Утверждаю» Директор школы Н. В. Иващенко ____________ Приказ № 136 от 01.09.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по орфографическому практикуму
4 КЛАССЫ
Уровень обучения: начальное общее образование
Программа разработана:
методическим объединением
учителей начальных классов
2018 – 2019 учебный год
РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по орфографическому практикуму для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, согласно учебному плану МКОУ Поповская СОШ имени Героя Советского Союза Н.К.Горбанева Россошанского муниципального района Воронежской области на 2017 – 2018 учебный год на изучение модуля «Орфографический практикум» отводится 17ч.
Модуль «Орфографический практикум» включен в разделы «Предложение», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение».
Цели и задачи учебного предмета
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение орфографического практикума в начальной школе направлено на достижение следующих целей
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие письменной речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя обшей культуры человека.
открыть младшим школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.
Задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Место предмета «Орфографический практикум» в учебном плане
Согласно требованиям ФГОС НОО в учебный план начального общего образования МКОУ Поповская СОШ имени Героя Советского Союза Н.К.Горбанева в части, формируемой участниками образовательных отношений введен предмет орфографический практикум. На изучение предмета отводится 0,5 часа в неделю, 34 учебных недели (17 часов).
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
Личностные результаты:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной
речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица,
схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными
орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы,
подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без
союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях
из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Клюхина И.В. Сценарии занятий по изучению слов с непроверяемым написанием: 2 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 240 с. – (Мастерская учителя).
2. Васильева .Л.С. Русский язык: Тетрадь с печатной основой для учащихся 4-го кл.: В 2-х ч. – Саратов: Лицей – Ч.1 и Ч. 2 – 64с.
3.
4. Примерные рабочие программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение ,2011
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Орфографический практикум»
4 класс
Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
• безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
•выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; •оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
•различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
• различать простые и сложные предложения.
• подбирать примеры с определенной орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержание учебного предмета
Предложение
Основа предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения Однородные члены предложения. Однородные члены предложения с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения Простые и сложные предложения.
Имя существительное
Правописание ударных окончаний имен существительных. Склонение имён существительных.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия).
Имя прилагательное
Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Правописание ударных и безударных падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных.
Местоимение Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).
Глагол
Не с глаголами. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы.
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Повторение изученного материала
Правописание в корне безударных гласных не проверяемых ударением. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных.
Содержание программы
4 класс
17 часов (34 недели по 0,5 часа)
Предложение (2ч).
Основа предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения (2 ч) Однородные члены предложения. Однородные члены предложения с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (1 ч) Простые и сложные предложения.
Имя существительное (1 ч)
Правописание ударных окончаний имен существительных.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия).
Имя прилагательное (1 ч)
Правописание ударных и безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Местоимение (1 ч) Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).
Глагол (8 ч)
Не с глаголами. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы.
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Повторение изученного материала(1ч)
Правописание в корне безударных гласных не проверяемых ударением.
РАЗДЕЛ 3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
РАЗДЕЛ 3.1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
4 «А» КЛАСС
(0,5 ч в неделю, всего 17 ч)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
План. | Факт. |
1 | Главные члены предложения | 1 | | |
2 | Второстепенные члены предложения | 1 | | |
3 | Однородные члены предложения | 1 | | |
4 | Однородные члены предложения с союзами и без союзов. | 1 | | |
5 | Простые и сложные предложения | 1 | | |
6 | Ударные и безударные окончания имен существительных | 1 | | |
7 | Правописание ударных и безударных падежных окончаний имён прилагательных. | 1 | | |
8 | Правописание местоимений с предлогами. | 1 | | |
9 | Не с глаголами | 1 | | |
10 | Правописание безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | | |
11 | Глаголы 1-го лица множественного числа | 1 | | |
12 | Глаголы 2-го лица единственного числа | 1 | | |
13 | Глаголы 3-го лица единственного числа | 1 | | |
14 | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа | 1 | | |
15 | Написание глаголов на –тся и –ться | 1 | | |
16 | Правописание безударных гласных перед –л- в глаголах прошедшего времени | 1 | | |
17 | Правописание в корне безударных гласных, не проверяемых ударением | 1 | | |
| Итого: | 17ч | | |
РАЗДЕЛ 3.2. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
4 «Б» КЛАСС
(0,5 ч в неделю, всего 17 ч)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
План. | Факт. |
1 | Главные члены предложения | 1 | | |
2 | Второстепенные члены предложения | 1 | | |
3 | Однородные члены предложения | 1 | | |
4 | Однородные члены предложения с союзами и без союзов. | 1 | | |
5 | Простые и сложные предложения | 1 | | |
6 | Ударные и безударные окончания имен существительных | 1 | | |
7 | Правописание ударных и безударных падежных окончаний имён прилагательных. | 1 | | |
8 | Правописание местоимений с предлогами. | 1 | | |
9 | Не с глаголами | 1 | | |
10 | Правописание безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | | |
11 | Глаголы 1-го лица множественного числа | 1 | | |
12 | Глаголы 2-го лица единственного числа | 1 | | |
13 | Глаголы 3-го лица единственного числа | 1 | | |
14 | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа | 1 | | |
15 | Написание глаголов на –тся и –ться | 1 | | |
16 | Правописание безударных гласных перед –л- в глаголах прошедшего времени | 1 | | |
17 | Правописание в корне безударных гласных, не проверяемых ударением | 1 | | |
| Итого: | 17ч | | |