СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфограммы. Гласные и согласные.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: Усвоение понятия орфограммы и опознавательных признаков орфограмм. Формирования навыка нахождения орфограмм-гласных и орфограмм-согласных в разных морфемах.

Просмотр содержимого документа
«Орфограммы. Гласные и согласные.»

Тема: Орфограмма.

ЦЕЛЬ: Усвоение понятия орфограммы и опознавательных признаков орфограмм. Формирования навыка нахождения орфограмм-гласных и орфограмм-согласных в разных морфемах.


Ход урока

1. Проверка домашнего задания (упр. 22; теоретические сведения об однокоренных словах; определения приставки, корня, суффикса и окончания). Одновременно три ученика работают у доски с индивидуальными заданиями.

К а р т о ч к а 1. Среди предложенных слов полевой, поход, помнить, покой найдите слово с приставкой по-, запиши те его на доске, приставку обозначьте графически. Свой выбор обоснуйте.

К а р т о ч к а 2. От существительных город, осина, осень, туман, орех образуйте прилагательные с суффиксами -о-, -ск-, -н-. Разберите их по составу, подчеркните слова, в которых рядом оказалось -нн.

К а р т о ч к а 3. Прочитайте слова: дума ет, лесн ик, большог о, смотр ит, окн о. Запиши на доске те из них, в которых окончание выделено неверно. Обозначь окончания правильно. В чем особенность окончания слова лесник?


2. Работа по теме урока.

У записанного на доске слова дом поочередно заменяем каждую букву на другую. Полученные слова записываются в тетрадь (том, дым, док). Что происходит со словом после подобной замены? (В ы в о д: замена любой буквы исконного корневого слова меняет значение. Ошибиться в написании этого слова невозможно).

Запись слова — дома (множественное число от слова дом). Как произносится в нем безударная гласная о?

В ы в о д у ч и т е л я: если есть выбор букв, значит, мы имеем дело с орфограммой.

Чтение правила об орфограммах на стр. 12 учебника.


3. Проверка первичного понимания. Выполнение упр. 23, нахождение и графическое выделение орфограмм по опознавательным признакам.

Работа с текстом (записан на доске или спроецирован на экран).

Это было ранней весной. Лес еще не успел одеться. Мы шли в лесу по нашей тропинке. Вдруг послышались тихие и очень приятные звуки. Это, сидя на ветках деревьев, птички пели и щебетали.

Прочитать, найти в нем слова с орфограммой-гласной в корне слова. Запись этих слов в тетрадь, графическое обозначение в них орфограммы.

Чтение лингвистического текста на стр. 12, 13, знакомство с опознавательными признаками орфограмм. Нахождение опознавательных признаков орфограммы «безударная гласная в корне» в тексте предыдущего упражнения.


4. Тренировочные упражнения.

Упр. 25 (по вариантам: 1-й вариант выписывает слова с опознавательными признаками «гласная без ударения», 2-й вариант — с опознавательными знаками «гласные после шипящих и ц»).

Упр. 26 (выборочно-распределительное списывание). Записать слова с орфограммой-согласной в два столбика: слова с опознавательным признаком «стечение согласных» и с опознавательным признаком «конец слова» (по три примера).


5. Самостоятельная проверочная работа.

Упр. 24 — списать текст, вставить пропущенные буквы, обозначить морфемы в словах с орфограммами


6. Задание на дом.

Запомнить определение орфограммы и опознавательных признаков орфограмм. Упр. 27.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!