«Организация индивидуальной работы с обучающимися по подготовке к ГИА»
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс компетенций, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к прохождению государственной итоговой аттестации необходимо выделять основные составляющие, которые определяют цель и задачи данной работы.
Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ должна осуществляется по следующим направлениям:
I. информационная работа;
II. содержательная (предметная) подготовка (Формула эффективного действия: учебник - носитель содержания образования + технология обучения + технология оценивания);
III. психологическая подготовка (состояние готовности – «настрой»,
внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможности
личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Основываясь на выделенных направлениях, отнесем к актуальным вопросам подготовки к ОГЭ и ЕГЭ следующие:
В информационной деятельности по подготовке к экзаменам выделим
два направления:
Информационная работа с учениками.
Информационная работа с родителями, в результате которой проводят ознакомление с правилами поведения на экзамене, правами выпускников правилами заполнения бланков ГИА.
Содержательная (предметная) подготовка (готовность по предмету, умение решать тестовые задания).
На данном этапе учитель должен осмыслить основные требования,
предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам выпускников школы , изучить кодификаторы и спецификацию ЕГЭ и ОГЭ, изменения в КИМах и выстроить
траекторию подготовки выпускников к итоговой аттестации.
Исходя, из субъективных проблем при подготовке обучающихся к итоговой аттестации необходимо вносить дополнения и корректировку в календарно-тематическое планирование по биологии с учетом содержания КИМов и развития универсальных мыслительных операций учащихся.
Поэтому необходимо начинать подготовку к итоговой аттестации уже с
того класса, когда изучаются темы, вошедшие в кодификатор, и целенаправленную подготовку с 8 класса, когда закладывается технология выполнения заданий разделов ЕГЭ.
Если экзамен по предмету выбрало большое число учащихся класса, при
организации повторения необходимо планировать уроки с обязательным
повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы. То
есть, в календарно-тематическое планирование (независимо от УМК по
предмету) педагогу целесообразно включить раздел «Подготовка к ЕГЭ», где
будут указаны темы и коды контролируемых элементов, к которым учитель
обращается в рамках данного урока, а также сроки и формы диагностики
уровня усвоения материала.
Для подготовки к ГИА школьников, изучающих предмет на базовом уровне, желательно использовать элективный курс, расширяющий программу, внеурочные и факультативные формы работы по предмету для коррекции расхождения действующего учебного плана и требований ГИА.
Для того чтобы обеспечить в школе системный подход к подготовке учащихся к прохождению ГИА я использую следующие приемы:
На разных этапах урока использую формулировки экзаменационных заданий;
предлагаю алгоритмы к выполнению этих заданий;
тестирование при проверке домашних заданий
При подготовке к ГИА необходимо с учащимися детально разобрать демонстрационный вариант ЕГЭ и ОГЭ, назначение которого заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Следует учесть, что при подготовке к итоговой аттестации лучше избрать
тематическое повторение и систематизацию учебного материала. После
повторения каждой темы проверять её усвоение выполнением тестовых заданий.
Для эффективной подготовки школьников к ГИА необходимо использовать различные виды контроля. При этом контроль должен восприниматься обучающимися не как что-то нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может ориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.
Данные виды контроля определяют деятельность учителя:
- по отработке и совершенствованию предметных и надпредметных
компетенций.
- обсуждение результатов мониторинга с учащимися и составление индивидуальных планов коррекции.
- по проведению тематических, тренировочных консультаций по запросам учащихся.
Психологическая подготовка учащихся к ОГЭ И ЕГЭ заключается в выработке психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ОГЭ и сдаче ЕГЭ и позволят каждому школьнику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.
Вопросы подготовки к ГИА решаемы, если деятельность учителя будет базироваться на принципах:
- системности - подготовка ведется последовательно по различным
направлениям - предметно, информационно, психологически;
- гибкости - отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ и ОГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ и ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. Если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.
Источники:
http://www.eduportal44.ru/BuyR/uprobr/SiteAssets/SitePages.pdf
https://infourok.ru/sistema-individualnoy-raboti-s-uchaschimisya-pri-podgotovke-k-gia-po-matematike-631647.html
http://mbou-shkola11.narod.ru/podgotovka_k_gia_2_chetvert_2014-15.pdf