Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Милякова Лариса Александровна
(МБОУ СОШ №28 города Брянска)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Проект организации инклюзивного образовательного пространства
в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г. Брянска»
По программе повышения квалификации для руководителей образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2015 год
Актуальность проекта
Создание условий для полноценного воспитания и образования, включения детей с ограниченными возможностями психического и/ или физического здоровья, адекватного их состоянию и здоровью, внедрение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства. Инклюзивная практика в образовании предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, не ухудшая качества жизни других участников образовательного процесса, и создание необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации и образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В МБОУСОШ №28 в 2014- 2015 учебном годуобучается 889 учащихся, из них 7 детей- инвалидов.
Выбор нашего образовательного учреждения родителями детей с ОВЗ обусловлен несколькими причинами. Во-первых, чаще всего эти дети проживают на территории, закрепленной зашколой. Во-вторых, вблизи нет специальных образовательных учреждений, способных удовлетворить особые образовательные потребности таких детей. В-третьих, не у всех родителей есть возможность сопровождать ребенка на значительные расстояния, и чаще всего для обучения ребенка с ОВЗ они выбирают школу, расположенную недалеко от места проживания.
Инклюзивное образование позволяет формировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенокс разными психофизиологическими и индивидуальными особенностямиможет быть включен в образовательную и социальную жизнь образовательного учреждения, что позволяет ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.
Коллектив школы составляют 51 человек, в большинстве своем это учителя, имеющие педагогический стаж более 20 лет. Среди них 15человек имеют высшую квалификационную категорию, 31 человек– первую, 5 человек – базовую категорию. Средний возраст педагогов составляет 45 лет.Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья ведется по разным формам: индивидуальное на дому, частичная и полная инклюзия в общеобразовательных классах.
В нашем ОУ созданы предпосылки для реализации инклюзивного образования:
Для организации сопровождения детей с отклонениями в развитии непосредственно в условиях образовательного учреждения создан и ведет свою работу психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), специалистами которого осуществляется сопровождение как детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, так и их нормально развивающихся сверстников.
В школе имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (социальный педагог, медсестра, зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, учителя с большим стажем работы).
Выстроена планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития. Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, в следующем учебном году пройдут обучение поинклюзивному обучению.
В школе имеются: 1 компьютерный класс, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, локальная сеть, доступ к сети Интернет, в том числе электронная почта.
Модель взаимодействия специалистов МБОУ СОШ №28
при реализации проекта
Руководитель - директор школы: организует работу по реализации проекта, подбираетспециалистов
Координатор - зам. директора по УВР:
координирует действия специалистов, осуществляет сбори анализ информации в образовательном процессе в рамкахпроекта, осуществляет руководство реализацией проекта.
Консультант: Руководитель МО: Консультирует педагогово содержании и методах педагогическогопроцесса.
Консультант -Зам. директора по ВР: консультирует педагогов понаучно-методической составляющей воспитательного процесса
Классный руководитель:педагогическая диагностика, трудовая деятельность, досуг, работа с семьей
Школьная медсестра:
обеспечение медицинского сопровождения учебного процесса,контроль за состоянием физического здоровья
С Социальный педагог:
Консультирует участников образовательного процессапо вопросам успешной социализации детей с ОВЗ
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья и его родители (законные представители)
Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание системы работы для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, не зависимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
Задачи проекта:
Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей с учетом специфики их личностных и психофизических особенностей.
Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к детям с ОВЗ, имеющим различные нарушения.
Развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ОВЗ и принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования с целью координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей.
Внесение раздела «инклюзивное образование» в основную образовательную программу школы является основной задачей всей системы коррекционной помощи.
Основные принципы работы в рамках проекта:
Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса (наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ).
Принцип дифференцированной помощи (учет уровня мотивации, базового уровня знаний, степени готовности к сотрудничеству значимых взрослых).
Принцип сотрудничества и равной ответственности (объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого).
Деятельностный принцип (повышение активности родителей путем участия в разных видах совместной деятельности).
Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.
Принципы инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
Каждый человек способен чувствовать и думать
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
Все люди нуждаются друг в друге
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
Для всех обучающихся достижение прогресса
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Стратегия достижения поставленной цели
Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы в рамках внутришкольного контроля и творческая группа. Отчет о работе заслушивается на педсоветах (в середине и конце учебного года), заседаниях МО учителей начальных классов (один раз в год), заседаниях творческой группы.
Реализация проекта рассчитана на 1 год и будет проходить в несколько этапов:
Подготовительный этап - создание творческой группы учителей, курсовая подготовка участников проекта, сбор информации попредпосылкам вступления в проект по инклюзивному образованию, разработка проекта.
Организационный этап –разработка пакета документов, регламентирующих реализацию инклюзивного образования в образовательном учреждении (локальных актов школы, разработка индивидуальных образовательных планов, индивидуальных образовательных маршрутов, рабочих программ).
Основной этап - информирование общественности по внедрению инновации. Проведение групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих занятий, повышение квалификации по инклюзивному образованию педагогов, использование здоровьесберегающих технологий в работе специалистов сопровождения. Работа методической службы по созданию условий для инклюзивного обучения. Сбор материалов для мониторинга результатов реализации проекта.
Заключительный этап - Оформление сборников коррекционно-развивающих занятий, составление методических рекомендаций по реализации проекта. Подготовка показателей развития, динамики успехов обучающихся данной категории. Мониторинговые мероприятия в ОУ.
Аналитический этап - обобщение опыта, информирование общественности о результатах внедрения инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Проведение семинаров для всех заинтересованных лиц. Оформление отчетной документации. Публикация в СМИ материалов по внедрению проекта.
План мероприятий.
Мы понимаем, что нам придётся многое изменить на образовательном уровне, но не имеем опыта работы с обучающимися,имеющими особые образовательные потребности. В первую очередь необходимо провести обучение педагогического коллектива.
№ п/п | Форма работы | ответственный | сроки |
1 | Семинар «Инклюзивная школа. Какая она?» Темы для обсуждения. Стереотипы, существующие в обществе по отношению к инвалидам и людям с особыми потребностями. Права на образование «для всех». Терминология и этикет в общении с детьми-инвалидами и детьми с особыми образовательными потребностями. Основные подходы к пониманию проблем инвалидности. Понятия и опыт инклюзивного образования. Необходимость создания школьной программы «Инклюзивное образование». | администрация школы, специалисты по приглашению | В течение 2015-2016 г. |
2 | Практика по включению детей с особыми потребностями в образовательный процесс. | координатор | в течение года |
3 | Педагогическая конференция «Школа для всех» | зам. директора по УВР | Апрель 2016 г. |
4 | Консультации узких специалистов. | учитель | постоянно |
5 | Создание школьной программы «Инклюзивное образование в школе» | Администрация, Творческая группа учителей | Май-июнь 2016 г. |
Создание условий для включения в образовательный процесс
детей с особыми образовательными потребностями.
№п/п | форма работы | ответственный | сроки |
1 | Создание «Сенсорной комнаты» | Администрация школы | Декабрь 2015 |
2 | Доступные классы: | Директор школы, работники школы | 2015 год |
4 | Оборудование туалета внутри школы для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. | Директор школы | Декабрь 2015 |
5 | Создание индивидуальных программ для обучения детей с особыми потребностями. | методический совет | май – июнь 2016 |
6 | Тренинги, направленные на социальную адаптацию детей с особыми образовательными потребностями. | Социальный педагог | постоянно |
7 | Включение в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями. | Педагоги школы | постоянно |
8 | Организация летнего отдыха детей с особыми образовательными потребностями. | Зам. Директора по ВР | ежегодно |
9 | Предоставление путёвок в санатории, реабилитационные центры, оздоровительные лагеря. | Социальный педагог | ежегодно |
Дети, подростки проводят небольшую часть своей жизни в школе. Однако после семьи школа оказывает существенное влияние на формирование личности учащихся, начиная с того возраста, когда они идут в школу, и до конца жизни. Так влияние школы и родителей длится всю жизнь. Но не все родители готовы осознать сложность ситуации, когда остаются один на один с проблемами. Пытаются самостоятельно инстинктивно защитить своего ребенка от стрессовой ситуации. Необходимо донести до них, что лишь совместными усилиями можно решить проблемы и добиться успеха.
Для родителей организуются мероприятия:
№п/п | форма работы | ответственный | сроки |
1 | Обучающий семинар «Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания» | методсовет | Сентябрь 2015 г. |
3 | Тренинг «Принятие и поддержка ребенка- ключ к успеху» | соц. педагог | Ноябрь 2015 г. |
4 | Коррекционное занятие «Роль ребенка в семье» | соц. педагог | апрель 2016 г. |
Нормативно- правовая база проекта по внедрению инклюзивного образования:
«Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.)
«О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6;
«О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6)
«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373
Конвенция о правах инвалидов
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271
Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11- 13 от 20.02.1999);
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).
Локальные акты школы (положение о ПМПк, положение об инклюзивном обучении, положение о создании ИОМ, положение о ведении дневника динамического наблюдения, Положение о рабочей программе учителя).
8.Ожидаемые результаты проекта
При условии успешной реализации данного проекта мы планируем получить следующие результаты:
1. В МБОУ СОШ №28 будут созданы условия для получения более качественного и доступного образования всеми детьми, независимо от их нервно-психических и физических особенностей.
2. Успешная социализация и расширение социального пространства детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. У детей с ОВЗ будут сформированы и развиты такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социальным реалиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе.
4. Повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (родители получат необходимые знания для воспитания своих детей).
5. Будет создана сеть информационного взаимодействия по вопросам сопровождения детей с ОВЗ в контексте внедрения инклюзивного образования.
6. Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с детьми с разными возможностями.
7. Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов.
8. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения и толерантного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
Риски
Поскольку инклюзивное образование направлено на обеспечение равных прав детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников, то реализация его на практике предполагает учет интересов всех участников образовательного процесса. В связи с этим, в нашем образовательном учреждении могут возникнуть определенные риски, которые мы выделяем как наиболее значимые:
Во-первых, многие педагоги могут испытывать чувство тревоги, т.к. боятся не справиться с возросшей ответственностью, Не все учителя понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям, которые появляются в связи с введением инклюзивного образования.
Во-вторых, семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в классе присутствуют «особые» учащиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание учителя будет направлено на детей с ОВЗ, а другие дети в этом время не будут получать необходимую помощь.
В- третьих, не все родители детей с ОВЗ готовы отдать своего ребенка в обычный класс, т.к. боятся, что его обидят или ему будет тяжело справляться с учебой наравне со сверстниками.
В –четвертых, материально-техническая база ОУ может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.
В –пятых, не исключен и риск так называемой «формальной» инклюзии, когда права детей с ОВЗ на образование будут реализовываться поверхностно без создания специальных условий и подготовки всех участников образовательного процесса.
Формы отслеживания результатов реализации проекта
- личностного развития детей (диаграммы, графики, сводные
таблицы, результаты продуктивной деятельности)
-уровня детско-родительских отношений.
Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в дальнейшей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Литература.
1. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л.Ратнер, А. Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
2. Кривошей Б. З., Фастова-Морозова Р. А. Обойденные жизнью. – СПб., 2005. Кузьмин С. В. Организация инновационной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения. Методические рекомендации. Курбанов, А. С., Мониторинг концепции инновационного развития образовательного процесса/ А. С. Курбанов, А. Ф. Костенко //Инновации в образовании.- 2007.-№10.
3. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании Текст. / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5.- 3-12.
4. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями. Пособие для учителей, психологов и родителей … - Минск, Национальный институт образования, 2005.
11