СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской деятельности учащихся.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию); «выращивание» у него способности и потребности к творчеству, в первую очередь социальному и личностному – творчеству самого себя»

(А.А. Леонтьев).

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности учащихся.»

Организация исследовательской деятельности учащихся.

«Важнейший результат воспитания –
готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию); «выращивание» у него способности и потребности к творчеству, в
первую очередь социальному и личностному – творчеству самого себя»

(А.А. Леонтьев).

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, несмотря на это, каждый учитель должен дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. И каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, которые способствовали бы повышению качества образовательного процесса, воспитанию интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.

Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников.

Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала – например, провести самостоятельное исследование по заданной теме в форме наблюдения и записать результаты, а так же мотивировать успешного ученика на поиск решений своей гипотезы и защитить результаты исследования.

В ходе работы над учебным исследованием возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.

На уроках и внеклассных занятиях (веду детское объединение «Чистые воды» по программе «Лес и человек» для 6-7 классов) учащиеся выступают в роли «юных ученых» - исследователей и принимают активное участие в конкурсах школьного, районного, республиканского, всероссийского уровня. Организуя познавательную деятельность учащихся, развиваются  интеллектуальные умения (умения ставить проблему, работать с информацией, планировать ход работы, выдвигать и проверять гипотезы, проводить рассуждения).

Виды исследовательской деятельности на уроке: Применение исследовательских методов изучения (предлагается проблемное задание, учащиеся сами ищут способ решения)

Экспресс-исследование

По такому типу строится исследовательская деятельность учащихся в пятом классе. На экскурсиях даются индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований, какие птицы живут, какие растения произрастают на территории школы.

Теоретические экспресс-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких исследований должны позволять изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, давать большой материал и позволяют увидеть множество тем для собственных изысканий, построения различных гипотез.


Учащиеся 5-6 классов достаточно успешно справляются с этой формой исследования. Тематика исследований: “Приспособленность растений степей к засушливым условиям обитания”, “Растения-фитонциды ”, «Растения-воздухоочистители» “Приспособления насекомых к сбору пыльцы и нектара”. По результатам исследований авторы делают краткие сообщения, обязательно содержащие выводы.


В 7-9-х классах теоретические исследования оформляются в виде реферата, содержащего гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследования. В процессе поиска информации для написания реферата ученик приобретает навыки работы с каталогами в библиотеке, классификации и систематизации материала, знакомится с основами оформления текстовых документов, учится выделять главное, анализировать данные и делать выводы. Работа над рефератом помогает глубже разобраться в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета. Исследовательские проекты по химии «Исследование почвы на УОУ», проект «Удивительное вещество вода», «Переработка углеводородного сырья», «История названий химических элементов».



 Проведение учебного эксперимента

Сюда относятся все лабораторные и практические работы по биологии, начиная с 6-го класса и заканчивая 11 классом. Выполняя лабораторную работу, ученик получает субъективно новые знания.

При выполнении этих работ учащиеся приобретают навыки наблюдения, фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам.. Учащиеся выполнили: 2015г проект «Маленькие шаги к будущему» научно-практическая конференция агрономического факультета Бурятской ГСХА им. Филиппова В.Р – диплом 3 место, проект «Рассада с нашего участка» районный конкурс лучших школьных бизнес-проектов «Я- предприниматель-2016» -грамота, Проект «Живи родник «Светлый» - Республиканская научно-практическая конференция культурно-просветительского проекта «Уроки экологии. Спасем Священный Байкал» - 2 место, 2017г- районный этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: культура, природа, этнос» - 2 место, 2018г - Проект "Энергосбережение в МБОУ "Новозаганская СОШ» -районный конкурс «Вместе Ярче» - 1 место


Внеурочная деятельность. В рамках программы детского объединен «Чистые воды» по программе «Лес и человек» для 6-7 классов. Исследовательские проекты «Посади дерево», «Сдай макулатуру- получи дерево». Учащимися выполнены исследовательские проекты и представлены на конференциях - 2017г - районный этапе Всероссийского конкурса «Моя малая родина: культура, природа, этнос» в номинация «Живой символ Родины» «Береза – символ единства заганцев», 5кл -2 место, 2018г - Всероссийский форум исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины» «Пряно-лекарственный отдел на учебно-опытном участке», 7 кл -3 место, 2018г - Международная научно-практическая конференция «Байкал-бесценный дар природы» «Природоохранная деятельность учащихся «МБОУ «Новозаганская СОШ» 10 кл -1 место, 2019г - районная конференция «Серебряная альфа среди 5- 11 классов» «Выращивание картофеля из семян», 8 кл -2 место, «Развитие птенцов черной вороны», 5 кл -3 место


В школе ежегодно проводятся массовые мероприятия и праздники: Ярмарка «Золотая осень», конкурсы цветов, «День птиц», «Всемирный день воды», «День леса», агитбригада «Лес – наше богатство», конкурс экологического плаката, конференция юных исследователей, конкурс «Альтернативной ёлки» и другие. Ребята участвуют в районных, республиканских конференциях и конкурсах.


Пришкольный участок является базой опытнической, исследовательской работы учащихся. Учащиеся учатся фиксировать, собирать, анализировать, сопоставлять собранный материал и компетентно излагать результаты исследований. Наработана определённая методика по организации и проведению научно-исследовательской работы учащихся.

Мы как участники сельскохозяйственного проекта «Семейский огород: современность и традиции» (2017-2018гг), провели опыты на голландских сортах- капусты 3 сорта ранней и 3 сорта среднеспелой, моркови 3 сорта и свеклы 3 сорта.

Опытническая работа на УОУ школьники проводят опыты с овощными культурами: «Сортоизучение картофеля», «Выращивание картофеля сортов «Лада», «Баллада», «Краса» из семян», «Влияние органических и минеральных удобрений на урожай», «Влияние удобрений на урожай свеклы», «Изучение развития свеклы и моркови, как двулетней культуру», «Изучение влияния длины дня (редис, салат)», «Влияние закалки семян и рассады на рост, развитие и продолжительность цветения сортов астр», «Влияние сроков прореживания всходов моркови на урожай», « Рассадный и безрассадный способы выращивания огурцов», «Влияния биоудобрения Байкал-М на сроки созревания и урожайность перцев», «Сравнение сортов моркови голландской селекции Калгари, Самсон с отечественными сортами Королева осени по урожайности», «Сравнение сортов свеклы Бикорес, Клауд F1 с отечественным сортом Бордо по урожайности», «Влияние смешанных посадок овощей лука Штутгарт Ризен и моркови Королевы осени на урожай», «Выращивание репчатого лука сорта Эксибишен рассадным способом», «Выращивание чеснока» ,


начинается с обсуждения алгоритма проектирования.

1. Алгоритм проектирования

  • выбор темы проекта;

  • актуальность проекта, постановка цели, задач;

  • анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;

  • формирование гипотезы;

  • планирование и разработка исследовательских действий;

  • подготовка и написание работы;

  • оценка проекта экспертами (практическая проверка);

  • последействие – устранение недостатков в проекте, оформление.

  • выступление, защита проекта.

Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.


Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир. Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика и родителей. Главная задача учителя – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской деятельности школьников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!