- замена исследовательской работы рефератом
- отсутствие законченности в работе (штурмовщина)
- несоблюдение правил оформления работы
- неспособность учащегося грамотно вести дискуссию, отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении работ
{
}
Исследование – «из следа»
Сопоставление первоисточников, их анализ и
проведение на его основании новых выводов
{
}
Реферат – «референция»
Выбор материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему
Исследовательская деятельность
такая система организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с
неизвестным заранее решением
Научно-исследовательская деятельность
это вид деятельности, направленный на получение новых объективных знаний
Учебно-исследовательская деятельность
это деятельность, главной целю которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления, активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний
(т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося)
При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается.
Этапы исследовательской работы
- Подготовка к проведению исследования
- Проведение исследования
- Оформление исследовательской работы
- Защита результатов исследования
I. Подготовка к проведению исследования
- Определение объектной области ,объекта и предмета исследования
- Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности
- Изучение научной литературы и уточнение темы
- Формулирование гипотеза
- Формулирование цели и задачи исследования
{
}
объектная область – сфера науки и практики в которой находится объект исследования (учебная дисциплина)
объект исследования – определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию
предмет исследования – конкретная часть объекта внутри которой ведется поиск
}
{
}
{
Критерии выбора темы исследования
(не только на текущий момент, но и в перспективе профессионального развития)
- Обоюдная мотивация и ученика, и педагога («мастер – ученик»)
- Реализуемость в имеющихся условиях (доступность литературы, оборудования)
- Актуальность в современной науке
(наличие проблемы в данной области исследования)
Виды внутренней мотивации
- мотивация по результату (обучающийся ориентирован на результаты деятельности);
- мотивация по процессу (обучающийся заинтересован самим процессом деятельности);
- мотивация на оценку (обучающийся заинтересован в получении хорошей оценки);
- мотивация во избежание неприятностей (обучающемуся абсолютно не важен результат, но ему хочется не иметь неприятностей со стороны родителей, учителей и т.д.)
Условия осуществления исследовательской деятельности
- готовность учащихся к этому виду работы
- желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности
{
}
Гипотеза должна удовлетворять требованиям:
- содержать предположение
- быть проверяемой
- быть логически непротиворечивой
- соответствовать фактам
( «если…, то…»; «так…, как…»; «при условии, что…»)
{
}
Цель исследования - конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы
( выявить…, установить…, обосновать…, уточнить…, разработать…)
Задачи исследования – выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой
(утверждение того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута)
{
}
Методы исследования
- Специальные
- Общие ( используются в различных науках):
Математические:
статистические
метод визуализации
данных
методы и модели
динамического
программирования
методы и модели
теории графов и
сетевого моделирования
Эмпирические:
наблюдение
сравнение
эксперимент
измерение
Теоретические:
моделирование
абстрагирование
анализ и синтез
II. Проведение исследования
- Технологический этап ( собственно проведение)
- Аналитический, рефлективный этап
Рабочий план – планируемые эксперименты, необходимый инвентарь, первичная обработка результатов, их проверка
Наиболее продуктивно - обсуждение результатов в группах
III. Оформление работы
- Тезисы – сжатое перечисление основных положений и выводов
- Научно-исследовательская работа – развернутые тезисы, подробное изложение всего хода исследования и результатов
- Проблемно-реферативные
- Экспериментальные
- Натуралистические и описательные
- Исследовательские
творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы
творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий
творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования
творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования
IV. Защита результатов исследования
- Цели, задачи и методы исследования
- Ход и результаты исследования
- Личный вклад автора
- Выводы, возможные варианты дальнейших исследований
" Если в конце исследования не видно начала следующего значит исследование не доведено до конца“
(Дмитрий Сергеевич Лихачев)
Место исследовательской
деятельности учащихся в
к онцепци и образовательных
стандартов второго поколения
Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
К результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических задач на основании:
— системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
— умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности;
— коммуникативных и информационных умений.
При смене одной образовательной парадигмы на другую акценты в организации большинства видов учебной деятельности должны существенно меняться
Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец)
ключевая идея, лежащая в основе построения концепции; исходная позиция (понятие, модель) в постановке проблем, их объяснении и решении;
Педагогическая парадигма - устоявшаяся точка зрения, ставшая образцом в решении образовательных и исследовательских задач.
Л ичностно-ориентированн ое образование :
- личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты;
- целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости;
- в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира» ;
- отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора .
Личносто-ориентированная модель
Знаниевая
модель
развитие личностного своеобразия «Я - исследователь», механизмов рефлексии , самообучения и личностного опыта
получение навыков
исследовательской
деятельности,
конкретные результаты
работы
этапы исследования
вариативность этапов исследовательской деятельности, в зависимости от личностных и индивидуальных особенностей ученика
четкое и строгое
следование принятым
в научном мире
этапам организации
исследования
тема исследования
исходит из личностных интересов школьников и формулируется совместно с научным руководителем
выбирается учеником
из готового списка
вариантов
гипотеза, задача и методы исследования
в большей степени определяются научным руководителем
попытки самостоятельного определения , согласование с научным руководителем; множество формулировок и попыток
план исследования
зачастую написан формально и не отражает реального «маршрута» исследования
разрабатывается, меняется и уточняется по ходу исследования , в зависимости от промежуточных результатов деятельности
эксперимент
нацелен на получение заранее ожидаемого однозначного результата, иногда «подгоняется» под гипотезу для обеспечения позитивных результатов
предполагает множество результатов, которые заранее точно не известны . Результаты, опровергающие гипотезу, даже более ценны, чем ожидаемые с точки зрения приобретения опыта. Множество «проб и ошибок» в реализации эксперимента
результаты деятельности сначала фиксируются как внутренние и качественные достижения школьника, а потом как способы социального признания, начиная с ближайшего окружения (что особенно ценно!)
результатами деятельности считаются в основном внешние параметры: выступления на конференциях, грамоты, победы на конкурсах
система организации исследовательской деятельности построена так, что у школьника обязательно есть возможность продолжить исследовательскую деятельность , для того чтобы закрепить успех, учесть результаты обратной связи, обеспечить новый уровень личностного развития
предполагается, что полученный опыт собственно организации исследования будет использован ребёнком «во взрослой жизни»: институте, будущей профессиональной и научной деятельности
ДИАЛОГ выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования
в ходе организации исследовательской деятельности постоянно поддерживается исследовательский диалог учителя/научного руководителя и ученика
по ходу исследования ученик периодически отчитывается учителю/научному руководителю о собственной работе
Три формы диалогового взаимодействия
Первая форма — непродуктивная . Взаимодействие осуществляется на формальном уровне, преобладает монологичная форма, учитель не создает условий для сотрудничества, отсутствие движения к сотворчеству по линии коммуникативной связи ученик — учитель.
Вторая форма — предпродуктивная . Взаимодействие осуществляется при доминирующей роли педагога, при преобладании монологичной формы, частично вводится диалог, ученик присваивает отдельные факты, знания.
Третья форма — продуктивная . Взаимодействие осуществляется на личностном уровне, возникают отношения равноправного сотрудничества, преобладает диалогичная форма, ученик и учитель достигают в ходе урока сотворчества, восходящего к единым смыслам и ценностям.
Исследовательская деятельность
творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.
- Анкетирование по процессу общей организации деятельности
- Анкетирование по ходу отдельных этапов исследования
- Групповая форма интервью
- Что тебя побудило, твои первичные ожидания?
- Как ты представлял себе конечный результат?
- Как ты понимал что движешься в правильном направлении?
- Что было твоими критериями?
- Как понимал, что не все получается?
- Что ты делал, если что-нибудь не получалось?
- Как ты понял, что достиг цели?
- Как ты начал поиск необходимой литературы?
- Как представлял результат работы на этом этапе?
- Какие использовал источники, сколько источников нашёл и как?
- Какими критериями отбора литературы ты пользовался?
- Как работал с текстами, что и в каком порядке читал?
- Как определял важное содержание, как отмечал его?
- Как систематизировал записи?
- Какие затруднения ты встретил? Как ты с ними справлялся?
- Как ты понял, что теоретический обзор готов?
- рассказ о собственном опыте;
- обсуждение сходства и различий в ключевых действиях;
- обсуждение наиболее эффективных действий;
- выявление критериев эффективности;
- коллективный анализ основных затруднений;
- составление памятки самому себе на будущее;
- анализ составленных памяток, дискуссия о результатах и применении.
Результаты осуществления такого рода рефлексии обеспечивают существенный прирост в способностях к исследованию, обучению и развитию, а в конечном итоге – к качественно иной личностной самореализации!
Литература
- И.В.Зверева. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении.- Волгоград,: Корифей, 2007.-112с.
- О.Б. Даутова, Н.Л. Лапина . Диалог как принцип образования .// Диалог в образовании Сборник материалов конференции Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
- А.А. Плигин. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования.
В.И. Борзенко, А.С. Обухов. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» http://www.researcher.ru
- М.М.Фирсова. Исследовательская деятельность учащихся гимназии. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. http://www.eidos.ru
- Проект Концепци и стандартов второго поколения
Интернет-ресурсы
- Интернет-портал «Исследовательская деятельность
школьников» http://www.researcher.ru
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru
- Общероссийское общественное движение творческих
педагогов «Исследователь» http :// www.oodi.ru
- Лаборатория образовательных технологий.
Проект «Исследователь»: организация исследовательской
деятельности учащихся http://www.trizway.com
- Научно-популярный проект «Элементы» http://elementy.ru
- Департамент образования города Москвы.
«Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности» http://www.educom.ru
- Фестиваль педагогических идей «Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ» http ://
- Сайт Федерального Государственного Образовательного
стандарта http://standart.edu.ru
Интернет-ресурсы
- Интернет-портал «Исследовательская деятельность
- Интернет-портал «Исследовательская деятельность
школьников» http://www.researcher.ru
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru
- Общероссийское общественное движение творческих
педагогов «Исследователь» http :// www.oodi.ru
- Лаборатория образовательных технологий. Проект «Исследователь»: организация исследовательской
деятельности учащихся http://www.trizway.com
- Научно-популярный проект «Элементы» http://elementy.ru
- Департамент образования города Москвы «Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности» http://www.educom.ru
- Фестиваль педагогических идей «Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ» http :// festival.1september.ru
- Сайт Федерального Государственного Образовательного
стандарта http://standart.edu.ru