ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | Цель – подготовка учащихся к исследовательской деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей, гипотезы, методов исследования в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над исследовательской работой. | Поиск и анализ проблемы, выбор темы, обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов проведения исследования. | Обсуждает тему. Определяет свои потребности.Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы исследования и аргументирует свой выбор. Ищет противоречия,формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему. Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель и задачи исследовательской деятельности. Выдвигает (самостоятельно или в составе группы) гипотезу, определяет объект и предмет исследования. Самостоятельно или с помощью учителя выбирает методы проведения исследования. | Предлагает тематическое поле. Мотивирует учащихся к обсуждению. Предлагает схемы анализа потребностей. Наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему. Консультирует учащихся при постановке цели, при необходимости корректирует ее формулировку. | Определена тема исследования. Обоснована актуальность выбранной темы исследования. Сформулированы цель и задачи, гипотеза исследования. Определены объект и предмет исследования. Выбраны методы проведения исследования |
ПЛАНИРОВАНИЕ | Цель – пооперационная разработка хода исследования с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, возможных форм презентации результатов исследования, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Анализ имеющейся информации. Поиск информационных лакун. Сбор и изучение информации. Поиск оптимального способа достижения цели исследования (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. Составление плана проведения исследования. Анализ ресурсов. | Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации. Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию. Осуществляет выбор. Осуществляет процесс планирования Оценивает ресурсы. Определяет свое место (роль) в групповом исследовании Представляет продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе. Проводит оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации. Организует процесс анализа альтернативных решений. Помогает уточнить (скорректировать) формулировку цели, проблемы, гипотезы. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | Составлен библиографический список используемой литературы, план проведения исследования. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ | Цель – осуществление исследования. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым планам. промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время); оформление результатов исследования. | Выполнение запланированных технологических операций. Текущий контроль качества. Внесение (при необходимости) изменений в плане проведения исследования. | Теоретически и/или практически выявляет свойства объекта исследования; осуществляет поиск нового практического применения найденных свойств; делает анализ и обобщение найденных знаний. Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты. При необходимости консультируется с учителем (экспертом). | Наблюдает. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Оформленные результаты теоретического и/или практического изучения объекта исследования. |
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ | Демонстрация результатов исследования. | Подготовка презентационных материалов. Презентация продукта исследовательской деятельности. | Выбирает (предлагает) форму презентации. Готовит и проводит презентацию, при необходимости консультируется с учителем (экспертом). Выступает в качестве эксперта, т.е. задает вопросы и высказывает критические замечания (при презентации других групп \ учащихся). | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации. Выступает в качестве эксперта. | Защита исследовательской работы. |
КОНТРОЛЬНЫЙ | Самооценка собственной деятельности. | Анализ результатов проведения исследования. Оценка качества проведения исследования. | Оценивает как полученный продукт, так и собственное продвижение в проведении исследования. | Организует ситуации, вынуждающие учащихся проводить самоконтроль.Оценивает уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся | Рефлексия проведения исследования. |