Организация исследовательской деятельности во внеурочное время
Михайлова В.А. 3-6кп
Внеурочная деятельность организуется в младших классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
.
Исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в современной школе и может проходить как на уроках, так и во внеурочное время.
Именно исследовательская деятельность способствует формированию и развитию универсальных учебных действий, закреплённых в ФГОС
Задачами исследовательской деятельности считаются :
1. Образовательные: стимуляция и актуализация новых познаний, приобретенных обучающимися при исследовании установленной темы; систематизация познаний; знакомство с комплексом использованных материалов, заранее выходящими за границы школьной программы.
2. Развивающие: формирование умения рассуждать в контексте исследуемой проблемы, исследовать, сопоставлять, выполнять личные заключения; выбирать и систематизировать материал; применять ИКТ при оформлении проведённого
3. Воспитательные: сформировать такой продукт, который станет интересен другим и востребован другими.
Методологическим основанием организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время является системно - деятельностный подход, который предполагает развитие таких качественных характеристик личности как инициатива, самостоятельность, дисциплинированность и ответственность, а также раскрытие личностного потенциала школьника,
что является главной стратегией Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения
Организация исследовательской деятельности поможет решить многие проблемы и задачи современного образования:
- развитие творческого потенциала учащихся, учебной мотивации;
- преодоление проблемы включенности каждого в деятельность;
- формирование исследовательской компетентности;
- профессиональное самоопределение школьников и др.
Лобузнова Е.Н. считает, что исследовательская деятельность учащихся призвана не только для развития их исследовательских умений, но и для формирования фундамента мировоззрения современного человека; она способна обеспечить обретение молодым поколением культурных ценностей через вхождение в культуру научных сообществ
Каждый ребёнок от природы наделён склонностью познавать и исследовать окружающий мир.
При организации внеурочной исследовательской деятельности учащихся важным моментом является определение этапов, в последовательность которых можно вносить изменения, связанные с процессом прохождения исследования, с его условиями, со своеобразием объекта исследования, степенью осознанности результата всеми участниками исследования, наличием определённых знаний и умений у учащихся.
Участие во внеурочной исследовательской деятельности, конечно, дело добровольное. Но иногда учащихся можно просто привлечь. И средствами привлечения, можно считать:
- посещение городской библиотеки;
- проведение экскурсий, встреч, бесед;
- участие в работе школьного краеведческого музея;
- участие в школьных, муниципальных, областных научно-исследовательских конференциях и конкурсах «В науку первые шаги», «Путь к успеху», «Отечество».
Об успешности исследовательской деятельности следует говорить лишь тогда, когда соблюдены условия:
- личный интерес учащегося;
- четкость и конкретность постановки цели проекта;
- определение планируемых результатов;
- подтверждение исходных данных.
В процессе исследовательской деятельности у учащихся развиваются такие способности и умения, как:
- умение без помощи других создавать свои знания;
- умение объединять знания из разных областей наук;
- умение критически размышлять.
- познавательные умений и способностей учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
Говоря о практической направленности исследовательской деятельности, надо отметить следующее:
- школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;
- появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати;
- есть возможность представить свои работы для участия в межшкольных, муниципальных и областных конференциях и конкурсах;
- учащиеся имеют возможность познакомиться с исследовательскими работами своих сверстников и расширить свой кругозор.
Учебное исследование школьника, включает следующие основные этапы:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
- Поиск и предложение возможных вариантов решения.
- Сбор материала.
- Обобщение полученных данных.
- Подготовка проекта (сообщение, доклад и др.)
- Защита проекта.
Для оценивания уровня сформированности исследовательских умений учащихся необходимо наличие определенных критериев:
Практическая готовность учащегося - это основной критерий оценки уровня развития исследовательских умений.
Мотивация учащегося по отношению к исследовательской деятельности.
Проявление креативности
учащихся в осуществлении исследовательской деятельности.
Проявление самостоятельности учащихся при осуществлении исследовательской деятельности.
Важными педагогическими условиями формирования исследовательских умений младших школьников являются:
Учет возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуальный подход позволяет учитывать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, регулировать помощь, оказываемую в процессе учебного исследования.
Мотивационность учебно-исследовательской деятельности реализуется за счет создания ситуации затруднения в процессе обучения и во внеурочной деятельности, осознание учащимися необходимости потребности в новых знаниях, расширение круга интересов учащихся.
Мотивированность исследовательской деятельности учащихся.