Организация коррекционной работы (учителем в классе) по результатам мониторинговых исследований оценки качества образовательных достижений учащихся 1-3 классов в соответствии с ФГОС НОО (личные наработки для методического сборника).
Коррекционную работу по результатам мониторинговых исследований оценки качества образовательных достижений учащихся 1-3 классов в соответствии с ФГОС НОО в соответствии со Стандартом я строю, исходя из следующих целей:
преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
Содержание коррекционной работы определяют следующие принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность и непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения их образовательных потребностей.
2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность рассматриваемой категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно- диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.
4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Мною проанализированы результаты мониторинга образовательных достижений учащихся с соответствии с ФГОС НОО, проходившего в апреле 2015 года. Таким образом, общая успешность выполнения 3-х итоговых работ на конец учебного года в 3 б классе составляет 56%.
Успешность в освоении программы по математике, русскому языку и чтению в 3б классе.
Из 17 обучающихся достигли базового уровня по результатам выполнения итоговых работ по математике - 6, высокого уровня – 2, повышенного – 9 человека (эти показатели несколько лучше по сравнению с мониторингом, проведенным в конце 2 класса);
по русскому языку – базового уровня достигли 10 учеников, высокого – 0, повышенного – 7 учеников (эти показатели несколько лучше по сравнению с мониторингом, проведенным в конце 2 класса);
по литературному чтению – базового уровня достиг 13 учеников, повышенного – 0 ученика, высокого уровня – 5 учеников (эти показатели являются стабильными по сравнению с мониторингом, проведенным в конце 2 класса).
Среднее значение общего балла по классу по математике из 17 человек составило 49%, что на 10% ниже по сравнению со средним значением прошлого года, но на 2% ниже среднего значения по региону. Процент от заданий базового уровня по классу составил 72%, что на 1% ниже по сравнению со средним значением прошлого года и на 3% ниже среднего значения по региону. Уровень достижений по классу составил 100%, что на 20% выше среднего значения по региону.
Среднее значение общего балла по классу по русскому языку составило 49%, что на 4% выше по сравнению со средним значением прошлого года и на 9% ниже среднего значения по региону. Процент от заданий базового уровня по классу составил 73%, что на 3% ниже по сравнению со средним значением прошлого года и на 4% ниже среднего значения по региону. Уровень достижений по классу составил 94%, что на 5% выше среднего значения по региону.
Среднее значение общего балла по классу по чтению составило 56%, что на 8% выше по сравнению со средним значением прошлого года и на 12% ниже среднего значения по региону. Процент от заданий базового уровня по классу составил 74%, что на 5% ниже по сравнению со средним значением прошлого года и что на 5% ниже среднего значения по региону. Уровень достижений по классу составил 94%, что на 6% выше среднего значения по региону.
% обучающихся повысивших, понизивших уровень и показавших стабильный результат по классам и ОУ в целом.
Класс | Предмет | Повысили (уч-ся) | Повысили (%) | Понизили (уч-ся) | Понизили (%) | Показали стабильный результат (уч-ся) | Показали стабильный результат (%) |
3б | математика | 4 | 24 | 1 | 6 | 12 | 70 |
русский язык | 6 | 35 | 0 | 0 | 11 | 65 |
чтение ХТ | 1 | 6 | 3 | 18 | 13 | 76 |
чтение НПТ | 1 | 12 | 3 | 18 | 13 | 76 |
. Общие выводы по итогам обследования учащихся третьего класса.
Выводы по 3б классу
Значительных проблем среди учащихся 3б класса не выявлено. Реальные достижения учащихся соответствуют базовому уровню. Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени обучения.
Дети, овладевшие только базовым уровнем, демонстрируют знание основного учебного материала и его применения в простых знакомых ситуациях. Эти дети испытывают затруднения в тех случаях, когда способ решения учебной задачи неочевиден.
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Пути решения проблем:
С учащимися 3б класса, которые испытывают затруднения в познавательной сфере, проводить коррекционную работу (групповая работа по математике: Бабаев А., Обуховский И., Дойняк Н., Смольников Е., Сардина А., Хусаенов Е.; индивидуальная работа по русскому языку: Бабаев Н., Дойняк Н, Чекан А., Хусаенов Е.; групповая работа по чтению: Дойняк Н., Чекан А., Хусаенов Е.) Уделить особое внимание формированию и развитию учебных действий планирования, контроля учебной деятельности, поиска разных решений учебной задачи, использования информации, представленной в разной форме.
С учащимися, показавшими повышенный и высокий уровни достижения, в процессе работы в четвертом классе учитывать достижения учащихся 3 класса и продолжать работу по развитию у них интереса к предмету, решению поисковых и исследовательских задач.
Мною составлен реестр затруднений обучающихся 3б класса и разработан план мероприятий, направленных на отработку данных затруднений как на уроке, так и вне урока.
План мероприятий, направленных на отработку реестров затруднений обучающихся 3-х классов в ОУ, сформированных по результатам мониторинга образовательных достижений обучающихся в соответствии с ФГОС НОО
Предмет: Математика
№ п/п | Затруднение | Мероприятия, сроки |
| Работа с текстовыми задачами. Планировать ход решения задачи в 2 действия, выбирать арифметическую модель предложенной сюжетной ситуации (37,5%) | При решении текстовых задач продолжать систематически использовать схемы, чертежи, рисунки для более наглядного представления условия задачи. Выполнение дополнительных заданий в школе и дом в тетрадях для закрепления: С.И. Волкова, «Рабочая тетрадь, пособие для учащихся 4 класс в двух частях». Организация на уроках и во внеурочное время систематической целенаправленной дифференцированной и индивидуальной работы с обучающимися по преодолению отставания. Разработка планов индивидуального сопровождения учащихся, показавших низкий результат по основным предметам. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с результатами мониторинговых исследований и рекомендациями по повышению качества подготовки учащихся I ступени обучения В течение года. |
| Работа с текстовыми задачами. Решать текстовую задачу (2 действия), записывать объяснение ответа. (50%) | При решении текстовых задач продолжать систематически использовать схемы, чертежи, рисунки для более наглядного представления условия задачи. Выполнение дополнительных заданий в школе и дома в тетрадях для закрепления: С.И. Волкова, «Рабочая тетрадь, пособие для учащихся 4 класс в двух частях». Организация на уроках и во внеурочное время систематической целенаправленной дифференцированной и индивидуальной работы с обучающимися по преодолению отставания. Разработка планов индивидуального сопровождения учащихся, показавших низкий результат по основным предметам. обучающихся с результатами мониторинговых исследований и рекомендациями по повышению качества подготовки учащихся I ступени обучения Поиск и применение новых методических подходов к изложению трудных тем, проблемных вопросов по основным предметам; Организация работы платных услуг В течение года. |
| Геометрические фигуры. Распознавать треугольники на чертеже, содержащем разные многоугольники. (53,1%) | Выполнение дополнительных заданий в школе и дома в тетрадях для закрепления: С.И. Волкова, «Математика и конструирование, 4 класс». В течение года. |
| Работа с информацией. Читать и использовать информацию, представленную на диаграмме, для ответа на вопрос (28,1 %) | Выполнение дополнительных заданий в школе и дома в тетрадях для закрепления: С.И. Волкова, «Рабочая тетрадь, пособие для учащихся 4 класс в двух частях». В течение года. |
Предмет: Русский язык
№ п/п | Затруднение | Мероприятия, сроки |
| Фонетика и графика. Соотносить звуковой и буквенный состав слов. Группировать слова по заданному основанию. (46,9%) | Организация на уроках и во внеурочное время систематической целенаправленной дифференцированной и индивидуальной работы с обучающимися по преодолению отставания. Разработка планов индивидуального сопровождения учащихся, показавших низкий результат по основным предметам. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с результатами мониторинговых исследований и рекомендациями по повышению качества подготовки учащихся I ступени обучения Поиск и применение новых методических подходов к изложению трудных тем, проблемных вопросов по основным предметам. Организация работы платных услуг. Посещение логопедических занятий отдельными учащимися. В течение года. |
| Фонетика и графика. Характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие. (50%) | Выполнение дополнительных заданий в школе и дома в тетрадях для закрепления: В. П.Канакина, «Русский язык, рабочая тетрадь,4 класс, учебное пособие в двух частях». Посещение логопедических занятий отдельными учащимися. В течение года. |
| Состав слова. Определять возможный состав слова. Выбирать несколько правильных утверждений. (53,1%) | Поиск и применение новых методических подходов к изложению трудных тем, проблемных вопросов по основным предметам. Организация на уроках и во внеурочное время систематической целенаправленной дифференцированной и индивидуальной работы с обучающимися по преодолению отставания. В течение года. |
| Морфология. Находить имена существительные, отличать их от других частей речи. (40,6%) | Организация на уроках и во внеурочное время систематической целенаправленной дифференцированной и индивидуальной работы с обучающимися по преодолению отставания. Выполнение дополнительных заданий в школе и дома в тетрадях для закрепления: В. П.Канакина, «Русский язык, рабочая тетрадь,4 класс, учебное пособие в двух частях». В течение года. |
| Синтаксис. Характеризовать предложение по цели высказывания (12,6%) | Выполнение дополнительных заданий в школе и дома в тетрадях для закрепления: О.Н. Крылова, «Чтение. Работа с текстом, 4 класс» В течение года. |
| Развитие речи. Составлять план прочитанного текста (53,1%) | Выполнение дополнительных заданий в школе и дома в тетрадях для закрепления: О.Б. Панкова, «Литературное чтение, проверочные работы,4 класс». В течение года. |
Предмет Литературное чтение (художественный текст)
№ п/п | Затруднение | Мероприятия, сроки |
| Умение интерпретировать содержание прочитанного и обобщать полученную информацию (53,1%) | Организация на уроках и во внеурочное время систематической целенаправленной дифференцированной и индивидуальной работы с обучающимися по преодолению отставания. Разработка планов индивидуального сопровождения учащихся, показавших низкий результат по основным предметам. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с результатами мониторинговых исследований и рекомендациями по повышению качества подготовки учащихся I ступени обучения. В течение года. |
| Умение интерпретировать содержание прочитанного и обобщать полученную информацию (31,3%) | Организация на уроках и во внеурочное время систематической целенаправленной дифференцированной и индивидуальной работы с обучающимися по преодолению отставания. Разработка планов индивидуального сопровождения учащихся, показавших низкий результат по основным предметам. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с результатами мониторинговых исследований и рекомендациями по повышению качества подготовки учащихся I ступени обучения. Организация чтения вслух и про себя обучающимися каждый день. Ответы на вопросы по прочитанному. В течение года. |
| Умение выделить последовательность событий, описанных в тексте (56,3%) | Организация чтения вслух и про себя обучающимися каждый день. Ответы на вопросы по прочитанному. Пересказы текстов. Составление планов. В течение года. |
| Умение понимать использованные в тексте языковые средства (48,4%) | Тренировочные упражнения в чтении наиболее трудных фрагментов текста. Объяснение значения непонятных слов. В течение года. |
| Умение сформулировать на основе прочитанного несложный вывод (50%) | Выполнение дополнительных заданий в школе и дома в тетрадях для закрепления: О.Б. Панкова, «Литературное чтение, проверочные работы,4 класс», О.Н. Крылова, «Чтение. Работа с текстом, 4 класс» В течение года. |
| Умение интерпретировать содержание прочитанного и обобщать полученную информацию(56,3%) | Выполнение дополнительных заданий в школе и дома в тетрадях для закрепления: О.Б. Панкова, «Литературное чтение, проверочные работы,4 класс», О.Н. Крылова, «Чтение. Работа с текстом, 4 класс» В течение года. |
| Умение понимать использованные в тексте языковые средства (21,9%) | Тренировочные упражнения в чтении наиболее трудных фрагментов текста. Объяснение значения непонятных слов. В течение года. |
| Умение интерпретировать содержание прочитанного и обобщать полученную информацию (12,5%) | Выполнение дополнительных заданий в школе и дома в тетрадях для закрепления: О.Б. Панкова, «Литературное чтение, проверочные работы,4 класс», О.Н. Крылова, «Чтение. Работа с текстом, 4 класс» В течение года. |
Предмет Литературное чтение (научно-популярный текст)
№ п/п | Затруднение | Мероприятия, сроки |
| Умение находить информацию, заданную в неявном виде (50%) | Тренировочные упражнения в чтении наиболее трудных фрагментов текста. В течение года. |
| Умение интерпретировать содержание прочитанного и обобщать полученную информацию (38,7%) | Выполнение дополнительных заданий в школе и дома в тетрадях для закрепления: О.Б. Панкова, «Литературное чтение, проверочные работы, 4 класс», О.Н. Крылова, «Чтение. Работа с текстом, 4 класс» В течение года. |
| Умение находить информацию, заданную в явном виде (51,6%) | Выполнение дополнительных заданий в школе и дома в тетрадях для закрепления: О.А. Холодова «Комплексные работы по текстам». В течение года. |
| Умение интерпретировать содержание прочитанного и обобщать полученную информацию (40,3%) | Выполнение дополнительных заданий в школе и дома в тетрадях для закрепления: О.А. Холодова «Комплексные работы по текстам». В течение года. |
| Умение понимать использованные в тексте языковые средства (16,1 %) | Тренировочные упражнения в чтении наиболее трудных фрагментов текста. Объяснение значения непонятных слов. В течение года. |
| Умение сформулировать на основе прочитанного вывод (38,7%) | Выполнение дополнительных заданий в школе и дома в тетрадях для закрепления: О.Б. Панкова, «Литературное чтение, проверочные работы,4 класс», О.Н. Крылова, «Чтение. Работа с текстом, 4 класс» В течение года. |
| Умение анализировать структуру текста (19,4%) | Разработка планов индивидуального сопровождения учащихся, показавших низкий результат по основным предметам. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с результатами мониторинговых исследований и рекомендациями по повышению качества подготовки учащихся I ступени обучения. Организация чтения вслух и про себя обучающимися каждый день. В течение года. |
| Умение сформулировать на основе прочитанного вывод (0%) | Разработка планов индивидуального сопровождения учащихся, показавших низкий результат по основным предметам. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с результатами мониторинговых исследований и рекомендациями по повышению качества подготовки учащихся I ступени обучения. Организация чтения вслух и про себя обучающимися каждый день. В течение года. |
| Умение интерпретировать содержание прочитанного и обобщать полученную информацию (0%) | Выполнение дополнительных заданий в школе и дома в тетрадях для закрепления: О.А. Холодова «Комплексные работы по текстам». В течение года. |