Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
изучение интересов детей;
презентация кружков на линейке в начале смены;
ознакомление детей с режимом работы кружков;
самоопределение детей и запись их в кружки;
деятельность ребят в кружках;
текущее отражение результатов деятельности детей;
подведение итогов работы кружков в конце смены.
В кружках могут заниматься ребята как младшего, так и старшего школьного возраста. В одну группу рекомендуется записывать ребят с разницей в возрасте не более одного-двух лет. Например, младшая группа – 3-4-е классы, средняя – 5-6-е, старшая – 7-8 классы.
Планы работы кружков для разных возрастных категорий отличаются как по количеству часов работы в день и в целом на всю лагерную смену, так и по степени сложности практических дел кружка. С младшими стоит провести кружковые соревнования, а старшие могут подготовить показательные выступления. Кружок состоит из 12-15 ребят, объединенных общим интересом. В условиях лагеря занятия целесообразно проводить с одним кружком 3-4 раза в неделю по 2-3 академических часа.
Руководитель кружка составляет план работы, подготавливает материальную базу, литературу, наглядные пособия и т.д.
В плане должно быть указано:
полное наименование кружка;
фамилия, имя, отчество руководителя;
период, на который составлен план (смена или весь лагерный период);
время работы кружка единовременно и периодичность (2, 3, 4 раза в неделю), то есть указывается, сколько всего часов в неделю будет работать кружок;
возраст кружковцев;
предполагаемое количество кружковцев.
Важно, чтобы в лагере было достаточное количество различных кружков технического, эстетического, спортивного, краеведческого направлений.
Например, кружки прикладного искусства: вышивка, вязание, швейное дело, одежда для кукол, выжигание, выпиливание, художественная обработка дерева, роспись по ткани и по дереву, макраме, мягкая игрушка, театр кукол, драматический, бальных танцев, художественного слова, фольклорный, хоровой.
Натуралистические кружки: юных ботаников, цветоводов, по изучению лесных растений; начального технического моделирования, переплетного дела, фотокружок, авиамодельный, судомодельный, обслуживания радиоузла и др.
Туристко-краеведческие: юных краеведов, следопытов, географов, спортивного ориентирования; спортивные секции: волейбола, баскетбола, бадминтона, футбола, настольного тенниса, шахмат, шашек, легкой атлетики.