ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
План:
1. Принципы построения программ по математике для начальных классов: а) Содержание начального курса математики б) Связь программы по математике с программами по другим учебным дисциплинам.
2. Формы организации учебной работы по математике: а) Урок - основная форма организации учебной работы по математике. б) Типы уроков. в) Внеурочные, индивидуальные и групповые занятия. г) Домашняя самостоятельная работа.
3. Внекласная работа по математике
4. Проверка и оценка знаний, умений и навыков по математике .
5. Планирование учебной работы по математике.
Вопросы для самоконтроля.
1. Различия в содержании, организации, планирование преподавания математики в школе.
2. Особенности уроков математики в начальных классах.
Литература - (1), (2), (3), (4), (5), (6),(7), (8), (9), (10)
Ключевые понятия.
– Содержание- программные требования.
– Организация - урок, другие виды занятий, домашняя самостоятельная работа, экскурсии.
– Планирование - учебный план; четвертные, годовые тематические планы; календарно-тематический план.
Принципыпостроение программы по математике для начальных классов почти те же, что и в массовой школе. Обучение математике идет на основе программ, составленных по концентрическому и линейному принципам. Концентрический подход выражается в том, что любые понятия математики сначала изучаются в элементарном виде, затем эти понятия углубляются и расширяются, например понятие чисел.
В начальных классах для изучения чисел применяется концентрический метод, сначала издается до числовой период, затем идут концентры чисел, только в массовых школах концентры делятся на:
числа в пределах 10
числа в пределах 100
числа в пределах 1000
концентр многозначных чисел
В последующих классах тема чисел повторяется, только в более углубленном расширенном виде. Например, отрицательные дроби, рациональные числа и т.д.
Линейный принцип. Принцип линейности заключается в том, что программа составлена так, что обучение математике идет от простого к сложному. Наглядно это можно проследить на геометрическом материале, т.е. сначала идут геометрические понятия на прямой, на плоскости, в пространстве и т.д.
Программы по математике составлены в тесной связи с программами по другим учебным дисциплинам, особенно с программой по ручному труду.
Основная форма организации учебной работы по математике в начальных классах является урок. Уроки математики делятся на следующие типы:
1. Урок сообщение нового материала.
2. Уроки закрепления знаний, умений и навыков.
3. Комбинированные уроки.
4. Контрольный или учетный урок.
Каждый тип урока имеет свою структуру, которая заключается в следующем:
1. Закрепление и проверка знаний ранее изученного материала.
2. Изучение нового материала.
3. Закрепление нового материала.
4. Задание на дом.
а) Изучение нового материала
б) Закрепление изученного на данном уроке и ранее пройденного.
в) Практическое задание на дом.
г) Подготовительная работа к изучению следующей темы.
Вышеизложенная структура целиком и полностью относится к комбинированному уроку. Ещё одним типом урока математики является урок анализа контрольной работы. К каждому уроку учитель готовит тщательно, обдуманный план-конспект. который составляется на основе четверного плана, в свою очередь четвертной план составляется учителем в начале учебного года на основе программы по предмету, а программа составляется опытными, преподавателями. Программы являются государственным документом, кроме этого ежегодно издаются учебные планы, которые утверждаются министерством образования. В этих учебных планах указывается, сколько часов в неделю отводится каждому предмету в данном классе и на основе этого с помощью программы учителем составляется четвертной, полугодовой и годовой план по предмету.
На каждый класс в этом плане отражается:
1. Каждая тема
2. Количество часов на каждую тему
3. Дата проведения
Четвертные планы обсуждаются на метод. объединении школы, заверяются председателем метод. Объединения, завучем и утверждаются директором школы. Кроме этого на каждый урок составляется план-конспект, наглядное пособие по теме. План-конспект заверяется завучем. Без плана-конспекта учитель не имеет право вести урок.
План-конспект состоит из следующего:
1. Название урока.
Число.
Тема урока.
Цель урока и задачи (образовательные, воспитательные и коррекционные).
5. Оборудование (технические средства обучения, наглядные пособия, раздаточный материал, дидактический материал, различные приборы, линейки, транспортиры и т.д.)
6. Организационный момент (посещаемость, внешний вид учащихся, состояние классной комнаты, проверка домашнего задания, речевая зарядка)
7. Ход урока: а) Устные упражнения, направленные на осуществление коррекционной работы. б) Повторение пройденного материала. в) Изложение нового материала. г) Закрепление нового материала. д) Домашнее задание. е) Итог урока.
Общие требования к уроку:
1.На каждом уроке математике нужно проводить самостоятельную работу, рассчитанную на 5-7 минут или при повторении пройденного материала или при закреплении нового материала.
2.На каждом уроке необходимо, чтобы решалась, хотя бы одна задача.
З. Домашнее задание задается из расчёта 50 % пройденного на уроке.
4. На всех уроках проводятся устные упражнения, кроме уроков контрольной работы.
5. На уроках контрольной работы обычно нет домашнего задания.
6. На каждом конспекте к каждому этапу планируется определенное количество времени. Например, организационной момент 3-5 минут, устной счет не более 10 минут, объяснение 15-20 минут.
7. На каждом уроке планируется 5 минут на объяснение домашнего задания и на подведение итога.