АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ,
УЧАЩИХСЯ 5 - 11 ЛЬГОТНОЙ КАТЕГОРИИ, УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ, УЧАЩИХСЯ ГПД
В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19.06.2015г. № 55-IHC, требованиям ст.18 Закона «Об обеспечении санитарного эпидемиологического благополучия населения (от 10.04.2015г. № 40 - IHC). Порядком организации питания, установленным информационным письмом Министерства образования и науки Донецкой Народной республики от 28.01.2016г. № 85, Указом Главы Донецкой Народной Республики от 14.03.2020 №57 «О введении режима повышенной готовности» (с изменениями), «Санитарно-противоэпидемическими нормами и правилами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденными приказом Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики от 14 апреля 2020 года № 755, приказом управления образования администрации г. Донецка от 28.08.2020 № 349 «Об организации питания обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях г. Донецка в 2020 2021 учебном году», приказу отдела образования администрации Ворошиловского района г. Донецка «Об организации питания обучающихся Ворошиловского района г. Донецка в 2020-2021 учебном году» от 31.08.2020г. № 212, с целью организации питания обучающихся, его качества и предоставляемых услуг по питанию в 2020-2021 учебном году:
Ответственной за организацию горячего питания и ежедневный учет бюджетного питания для учащихся 1-11 классов назначена заместитель директора Ващенко Э.Г.
Организовано питание учащихся 1-4 классов и учащихся 5-11 классов льготных категорий бесплатным питанием за бюджетные средства, согласно письму Министерства финансов ДНР от 10.02.2016 № 12.88/466 «О питании в дошкольных и образовательных учреждениях» и в соответствии со среднестатистическими ценами на пищевые продукты.
Организовано питание для учащихся группы продлённого дня в первом полугодии за средства родителей. Во втором полугодии для учащихся ГПД 1-4 классов бесплатное питание за бюджетные средства, согласно Указу Главы Донецкой Народной Республики от 20.10.2017 № 372 «Об организации бесплатного питания детей в группах продлённого дня».
В школе разработаны и утверждены локальные акты об организации горячего питания: приказы «О назначении бракеражной комиссии»; утверждено Положение по организации питания, График работы буфета. На официальном сайте школы в разделе Организация питания имеется вся необходимая информация по организации питания в школе. Документация столовой: имеются сертификаты качества на продукты питания, ведутся: Журнал здоровья, Журнал контроля температурного режима холодильного оборудования, Журнал учета дезинфекции, Журнал контроля качества готовой продукции (бракеражный журнал). В состав бракеражной комиссии входит медицинский работник. Ежедневно ведутся журналы учета питания учащихся по классам и категориям. Все приобретаемые продукты имеют сертификаты соответствия. Витаминизация проводится за счет включения в блюда витамина «С» (в охлаждённый чай, компот). Оценка качества готовой продукции ведётся бракеражной комиссией и делается запись в журнале бракеража готовой продукции. Работником буфета пройдены медицинский осмотр, гигиеническое обучение и аттестация гигиенической подготовки.
В течение учебного года проводился ежедневный контроль за качеством питания и учетом детей, получающих разные виды питания. Организован питьевой режим в школе с использованием кипяченой воды.Большое внимание уделено эстетическому оформлению обеденного зала и своевременному обновлению наглядности (стендов, уголков здоровья и т.п.). Школа обеспечена достаточным количеством моющих и дезинфицирующих средств.
Классными руководителями проводилась разъяснительная работа среди участников учебно- воспитательного процесса по организации питания учащихся 1-11 классов. С этой целью проводились мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и предупреждению пищевых отравлений, привитию навыков культуры приёма пищи.
По категориям обучающихся (на конец года) обеспечены горячим питанием:
Дети из малообеспеченных семей – 2 чел.
Дети, находящиеся под опекой – 4 чел.
Дети – инвалиды – 1 чел.
Дети из многодетных семей – 12 чел.
Учащиеся 1-4 х классов – 68 чел.
Вопросы организации питания рассматривались на общешкольном родительском собрании, на совещаниях под руководством директора школы и на оперативных планерках с педагогическим коллективом.
На пищеблоке определены места для хранения продуктов с ограниченным доступом для посторонних лиц. Своевременно отбираются суточные пробы готовых блюд. Ведётся строгий учёт расходования продуктов бюджетного питания.
Для хранения товаров длительного хранения, оборудования выделено отдельное помещение.
Согласно утверждённому плану мероприятий по улучшению качества услуг по питанию для создания условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания школьников, увеличению охвата учащихся горячим питанием, в 2020-2021 учебном году перед школой стояли следующие задачи:
обеспечить детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
обеспечить доступность школьного питания;
гарантировать качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;
предупреждать (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
пропагандировать принципы здорового и полноценного питания;
В школьном буфете 75 % питания - это порционные заказы и буфетная продукция, 10 % детей приносят бутерброды из дому.
При опросе общественного мнения (анкетирование обучающихся и отзывы родителей) отрицательных мнений не выявлено. Родителями оставлены положительные отзывы о качестве питания в книге жалоб и предложений. Учащиеся в анонимных анкетах также отмечали хорошее качество приготовленной пищи.
Большое внимание уделяется состоянию материально-технической базы пищеблока на предмет ее соответствия санитарно-гигиеническим требованиям.
Проводится текущий ремонт школьного пищеблока, производственных помещений, обеденного зала. По мере необходимости проводится обновление кухонного инвентаря, посуды и приборов.
На родительских собраниях регулярно вопрос организации питания один из самых важных. Для родителей проводится анкетирование «Питание глазами родителей» с целью выяснения устраивает ли их организация питания в школе, работа школьного Совета по питанию, удовлетворены ли они санитарным состоянием раздаточной и обеденного зала, качеством приготовления пищи.
С целью усиления контроля за качеством питания, в школе работает бракеражная комиссия, работа которой проводилась согласно Порядку работы бракеражной комиссии. Бракеражная комиссия создана приказом директора школы (31.08.2021 № 192) на начало учебного года.
В функции бракеражной комиссии входит осуществление контроля за:
- соблюдением санитарно-гигиенических норм при транспортировке, доставке и разгрузке продуктов питания;
- правильностью составления меню;
- соблюдением правил личной гигиены работниками пищеблока;
- сроками реализации продуктов питания и качества приготовления пищи;
- организацией работы на пищеблоке;
- соответствием объемов приготовленного питания объему разовых порций и количеству детей;
- пригодностью складских и других помещений для хранения продуктов питания, а также условия их хранения;
- закладкой основных продуктов, проверка выхода блюд;
- осуществление повседневной оценки качества приготовляемых блюд и температуры горячих блюд при раздаче;
- оценивание качества приготовленных блюд (каждой партии), подлежащих реализации по органолептическим показателям (внешний вид, вкус, цвет запах, выход блюда, температуру подачи блюд);
- своевременное принятие мер по улучшению качества готовой продукции или снятия её с реализации;
- составление актов контроля.
Согласно плана работы бракеражной комиссии в школе составлено 20 актов. Проводился контроль по следующим пунктам:
Готовность пищеблока к новому ученому году;
Бракераж готовой продукции;
Соответствие количества учащихся 1-4 классов, 5-11 классов учащихся льготной категории количеству присутствующих (ежемесячно);
Работа пищеблока в новом учебном году, его санитарно-техническое состояние;
Проверка сертификатов качества на продукцию, завезенную на пищеблок. Сроки реализации продуктов питания;
Режим питания учащихся;
Работа столовой во время питания учащихся;
Состояние организации питания учащихся;
Состояние учётно-отчётной документации;
Выполнение санитарно-гигиенического режима на пищеблоке;
Подготовка столовой к летнему оздоровлению детей.
Замечаний и нарушений по организации питания и работе пищеблока не выявлено.
Ожидаемые конечные результаты программы достигнуты:
сохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения;
повышение приоритета здорового питания;
повышение мотивации к здоровому образу жизни;
поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей;
улучшение состояния здоровья детей по показателям заболеваний, зависящих от качества потребляемой пищи;
повышение качества и безопасности питания учащихся;
обеспечение всех обучающихся питанием;
обеспечение бесплатным питанием детей льготных категорий.
Остается проблема – организованный охват горячим питанием учащихся 9-11 классов. Ведется постоянная, организационная, целенаправленная работа с учащимися и их родителями. Учащиеся старших классов питаются за счет предварительных заказов и свободной продажи блюд в школьном буфете.
Большое внимание уделяется состоянию материально-технической базы пищеблока на предмет ее соответствия санитарно-гигиеническим требованиям.
Проводится текущий ремонт школьного пищеблока, производственных помещений, обеденного зала. По мере необходимости проводится обновление кухонного инвентаря, посуды и приборов.