Организация практико – ориентированного подхода в преподавании биологии
Цыбикова С.Н.,
преподаватель биологии КТИНЗ
2024г
Введение ФГОС предусматривает, что биология как учебный предмет должна обеспечивать обучающихся не только знаниями, но и умениями применять их на практике в различных ситуациях.
Цель образования смещается с получения знаний на компетентность, что позволяет обучающимся в процессе обучения использовать полученные знания для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
Практико –ориентированные задачи в курсе биологии позволяют организовать наиболее эффективную работу по развитию метапредметных компетенций.
В моей педагогической практике темы проектов часто возникают из практико- ориентированных заданий и практических и лабораторных работ и наоборот.
Практико-
Ориентированное задание
Проект
Так, практическое занятие «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах».
Задание: создать мини проект по озеленению территории на примере колледжа.
Тип вопроса: свободный выбор ответа.
Компетенция: использование научных знаний.
Содержание раздела биологии: основы экологии
Область применения: умение выступать перед аудиторией.
Из данной практической работы выбран проект,
с которым выступала студентка на НПК (БАК)
Практическая занятие
«Описание и практическое создание искусственной экосистемы».
Задание: Какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?
Задание: С какой целью проводят побелку стволов плодовых деревьев?
Тип вопроса: свободный выбор ответа.
Компетенция: использование научных знаний.
Содержание раздела биологии: основы экологии, сельское хозяйство.
Область применения: выращивание культурных растений.
Обучающиеся приобретают умение ухода
за растениями.
Существует и обратная стратегия: формулировка темы практической работы или практико – ориентированного задания из темы.
Темы: Выращивание культурных растений. Начальные этапы селекции.
Задание: Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?
Тип вопроса: свободный выбор ответа.
Компетенция: использование научных знаний.
Содержание раздела биологии: основы экологии, сельское хозяйство.
Область применения: выращивание культурных растений.
Тема: Генетика- теоретическая основа селекции.
Задача: Вырастили с использованием питательной среды микрозелень. Известно, что потребление в пищу данных растений оказывает положительное влияние. Объясните, почему важно для человека разноообразное сбалансированное питание?
Тип вопроса: свободный выбор ответа.
Компетенция: использование научных знаний.
Содержание раздела биологии: основы экологии, сельское хозяйство.
Область применения: выращивание растения с ценными свойствами.
Участие в выставке профессионального мастерства среди студентов.
Тема: Размножение организмов. Размножение- важнейшее свойство живых организмов.
Задание: Почему окучивание картофеля способствует повышению его урожайности?
Почему при закладке на хранение клубней картофеля масса уменьшается к весне?
Тема : Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека.
Задание: В чем проявляется вредное влияние наркотиков на потомство человека?
Тема: Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы.
Задача: К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
Задача: В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?
Тема : Родство и единство происхождения человеческих рас.
Задание: Почему людей разных рас относят к одному виду?
Таким образом, практико- ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают обучающихся использовать дополнительную литературу, что повышает мотивацию к изучению предмета.