СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Организация проектной деятельности на уроках в начальной школе УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу, положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить.

 

Просмотр содержимого документа
«"Организация проектной деятельности на уроках в начальной школе УМК "Школа России"»

Семинар районного методического объединения площадки ПИЛ  ТЕМА СЕМИНАРА:  «Организация исследовательской и проектной деятельности  педагогов и обучающихся с целью повышения мотивации обучения  на уроках и во внеурочной деятельности».   Тема выступления: «Организация проектной деятельности на уроках» (из опыта работы)  Подготовила учитель начальных классов  МОУ «СОШ р.п. Озинки»  Афанасьева Татьяна Евгеньевна

Семинар районного методического объединения площадки ПИЛ ТЕМА СЕМИНАРА: «Организация исследовательской и проектной деятельности педагогов и обучающихся с целью повышения мотивации обучения на уроках и во внеурочной деятельности».

Тема выступления:

«Организация проектной деятельности на уроках»

(из опыта работы)

Подготовила учитель начальных классов

МОУ «СОШ р.п. Озинки»

Афанасьева Татьяна Евгеньевна

«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность».                                                                 Бернард Шо у

  • В новом  Федеральном государственном  стандарте в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обучающихся с опорой на приобретённый ими опыт практической деятельности. Ведущая роль при этом отводится системно – деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
  • Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу, положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить .
  • Целью проектной деятельности является :

- создание технологии устойчивого развития качества образования;

- разработка инструментария образовательной деятельности участников образовательного процесса на пути к качеству знаний.

Проект как педагогическая технология . Если же говорить о работе над проектом, как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект, – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды.  Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  В основе проектов лежит развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Школьники с исследовательской потребностью любят решать задачи разных видов, стремятся сами доходить до правильного ответа.

Проект как педагогическая технология .

  • Если же говорить о работе над проектом, как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект, – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды.  Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
  • В основе проектов лежит развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Школьники с исследовательской потребностью любят решать задачи разных видов, стремятся сами доходить до правильного ответа.
Использование проектов в учебном процессе . Использование проектов в учебном процессе требует от учителя серьёзной подготовительной работы.  1-й этап   Умение управлять проектной работой – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Для организации самостоятельного добывания школьниками знаний с целью более эффективного их усвоения применяют учебные проекты. Учебный проект - это и форма организации учебного процесса, это и метод обучения, который применяется на уроке.  УЧИТЕЛЬ ученик Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:  2-й и 3-й этапы   учитель   УЧЕНИК  Последний этап  УЧИТЕЛЬ ученик

Использование проектов в учебном процессе .

  • Использование проектов в учебном процессе требует от учителя серьёзной подготовительной работы.

1-й этап

  •   Умение управлять проектной работой – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
  • Для организации самостоятельного добывания школьниками знаний с целью более эффективного их усвоения применяют учебные проекты. Учебный проект - это и форма организации учебного процесса, это и метод обучения, который применяется на уроке.

УЧИТЕЛЬ ученик

  • Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

2-й и 3-й этапы

учитель   УЧЕНИК

Последний этап

УЧИТЕЛЬ ученик

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам начальных классов трудно сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским и научным опытом.  В процессе работы над проектом участники выполняют разные роли.

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам начальных классов трудно сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским и научным опытом. В процессе работы над проектом участники выполняют разные роли.

Организация работы над учебным проектом на уроках. Как сделать так, чтобы работа учащихся на уроке действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? 1.Выбор, определение темы . Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. 2. Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся. 3.  На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы.

Организация работы над учебным проектом на уроках.

Как сделать так, чтобы работа учащихся на уроке действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? 1.Выбор, определение темы . Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес.

2. Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

3. На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы.

4.Третий этап начинается после того, как спланирована работа, пора действовать. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. стать “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности .

4.Третий этап начинается после того, как спланирована работа, пора действовать. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. стать “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности .

5.Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.   Как метод обучения учебный проект эффективен, так как он ориентирован на достижение целей самих учащихся, дает ученикам опыт деятельности, формирует невероятно большое количество умений и навыков.   Сегодня, ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования, становится популярной формой организации творческой активности учащихся.

5.Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. Как метод обучения учебный проект эффективен, так как он ориентирован на достижение целей самих учащихся, дает ученикам опыт деятельности, формирует невероятно большое количество умений и навыков. Сегодня, ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования, становится популярной формой организации творческой активности учащихся.

Целью моей работы в данном направлении является формирование у младших школьников умений использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения – «научить учиться».   Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности на уроках: Проектную деятельность  организую  в виде двух взаимосвязанных блоков работы: 1)Учёт интересов детей; 2)Учение через деятельность; 3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей; 4) Сотрудничество участников педагогического процесса; 5) Свободное творчество в выборе решения проблемы, оформления и защиты проекта. 1)сбор сведений по теме проектной деятельности; 2)работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.  На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе.  Для направления деятельности учеников была разработана памятка.

Целью моей работы в данном направлении является формирование у младших школьников умений использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения – «научить учиться».

Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности на уроках:

Проектную деятельность  организую  в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1)Учёт интересов детей; 2)Учение через деятельность; 3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей; 4) Сотрудничество участников педагогического процесса; 5) Свободное творчество в выборе решения проблемы, оформления и защиты проекта.

1)сбор сведений по теме проектной деятельности;

2)работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе.

Для направления деятельности учеников была разработана памятка.

От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становиться все труднее. Так возникает необходимость  групповой работы над проектами.  Я  постепенно учу детей  работать группами. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке, искать нужную информацию в интернете, оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися. В работе над проектами в начальных классах активное участие и помощь оказывают родители. Не всегда удаётся реализовать цели в рамках урока. Некоторые наблюдения и исследования нужно провести в домашних условиях, поработать с домашним архивом, словарями , интернет- ресурсами и т.д. Родители мотивируют, помогают и консультируют в поиске информации, оформлении проекта.
  • От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становиться все труднее. Так возникает необходимость  групповой работы над проектами.
  • Я  постепенно учу детей  работать группами. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке, искать нужную информацию в интернете, оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.

В работе над проектами в начальных классах активное участие и помощь оказывают родители. Не всегда удаётся реализовать цели в рамках урока. Некоторые наблюдения и исследования нужно провести в домашних условиях, поработать с домашним архивом, словарями , интернет- ресурсами и т.д. Родители мотивируют, помогают и консультируют в поиске информации, оформлении проекта.

Презентация результатов работы над учебным проектом в начальной школе может проходить в разных формах. У нас чаще всего продукт презентуется в классе в виде сообщения, рисунков, плаката, мультимедиа.

Презентация результатов работы над учебным проектом в начальной школе может проходить в разных формах. У нас чаще всего продукт презентуется в классе в виде сообщения, рисунков, плаката, мультимедиа.

Русский язык   1 класс «Скороговорки» , «Сказочная страничка». 2 класс « И в шутку и всерьёз», « Пишем письмо», « Рифма», « В словари - за частями речи!». 3 класс «Рассказ о слове», «Семья слов»,  «Тайна имени»,«Зимняя» страничка»,  «Имена прилагательные в загадках». 4 класс «Говорите правильно!»,  «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина».   Темы проектов по УМК «Школа России»

Русский язык

1 класс

«Скороговорки» , «Сказочная страничка».

2 класс

« И в шутку и всерьёз», « Пишем письмо», « Рифма», « В словари - за частями речи!».

3 класс «Рассказ о слове», «Семья слов»,

«Тайна имени»,«Зимняя» страничка»,

«Имена прилагательные в загадках».

4 класс

«Говорите правильно!»,

«Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина».

 

Темы проектов по УМК «Школа России»

Темы проектов по УМК «Школа России» Математика 1 класс « Числа в загадках, пословицах, поговорках», « Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».   2 класс «Математика вокруг нас. Узоры на посуде», « Оригами». 3 класс «Математические сказки»,  «Задачи – расчёты». 4 класс «Создание математического справочника «Наш город (село), «Составление сборника математических задач и заданий».

Темы проектов по УМК «Школа России»

Математика

1 класс

« Числа в загадках, пословицах, поговорках», « Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

  2 класс

«Математика вокруг нас. Узоры на посуде», « Оригами».

3 класс

«Математические сказки»,

«Задачи – расчёты».

4 класс

«Создание математического справочника «Наш город (село),

«Составление сборника математических задач и заданий».

 1 класс «Составляем сборник загадок», «Наш класс – дружная семья».  2 класс « О чём может рассказывать школьная библиотека», « Мой любимый детский журнал», « Мой любимый писатель - сказочник».  3 класс «Сочиняем волшебную сказку», «Как научиться читать стихи» на основе научно – популярной статьи Я. Смоленского», «Праздник поэзии».  4 класс «Создание календаря исторических событий», «Природа и мы», «Они защищали Родину».  Темы проектов по УМК «Школа России»

1 класс

«Составляем сборник загадок», «Наш класс – дружная семья».

2 класс

« О чём может рассказывать школьная библиотека», « Мой любимый детский журнал», « Мой любимый писатель - сказочник».

3 класс

«Сочиняем волшебную сказку», «Как научиться читать стихи» на основе научно – популярной статьи Я. Смоленского», «Праздник поэзии».

4 класс

«Создание календаря исторических событий», «Природа и мы», «Они защищали Родину».

Темы проектов по УМК «Школа России»

Темы проектов по УМК «Школа России» 1 класс «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».   2 класс «Родной город (село)», «Красная книга» или «Возьмём под защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира».  3 класс «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».  4 класс Презентация проектов по выбранной теме.

Темы проектов по УМК «Школа России»

1 класс

«Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».

2 класс

«Родной город (село)», «Красная книга» или «Возьмём под защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира».

3 класс

«Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

4 класс

Презентация проектов по выбранной теме.

Результаты работы над проектами учащихся 3 «В» класса МОУ «СОШ р.п. Озинки».  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Результаты работы над проектами учащихся 3 «В» класса МОУ «СОШ р.п. Озинки». ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Работе над проектом «Моя малая родина» предшествовала экскурсия в музей.

Работе над проектом «Моя малая родина» предшествовала экскурсия в музей.

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК

МАТЕМАТИКА  Сколько выдумки и фантазии проявили ребята в проекте «Математические сказки»!

МАТЕМАТИКА Сколько выдумки и фантазии проявили ребята в проекте «Математические сказки»!

 ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ  Проект «Они защищали родину» . Ребята готовили сообщения о своих родных- участниках ВОВ, о героях-земляках.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Проект «Они защищали родину» . Ребята готовили сообщения о своих родных- участниках ВОВ, о героях-земляках.

Интересной была работа над проектом «Сочиняем волшебную сказку»

Интересной была работа над проектом «Сочиняем волшебную сказку»

  ТЕХНОЛОГИЯ и ИЗО  На творческих уроках каждая тема – это проект.

ТЕХНОЛОГИЯ и ИЗО На творческих уроках каждая тема – это проект.

ВЫВОД:   Итак, благодаря использованию метода проектов на уроках   - повышается вероятность творческого развития учащихся; - естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; -развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; - укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.    Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

ВЫВОД: Итак, благодаря использованию метода проектов на уроках - повышается вероятность творческого развития учащихся; - естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; -развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; - укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.