Семинар районного методического объединения площадки ПИЛ ТЕМА СЕМИНАРА: «Организация исследовательской и проектной деятельности педагогов и обучающихся с целью повышения мотивации обучения на уроках и во внеурочной деятельности».
Тема выступления:
«Организация проектной деятельности на уроках»
(из опыта работы)
Подготовила учитель начальных классов
МОУ «СОШ р.п. Озинки»
Афанасьева Татьяна Евгеньевна
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Бернард Шо у
- В новом Федеральном государственном стандарте в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обучающихся с опорой на приобретённый ими опыт практической деятельности. Ведущая роль при этом отводится системно – деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
- Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу, положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить .
- Целью проектной деятельности является :
- создание технологии устойчивого развития качества образования;
- разработка инструментария образовательной деятельности участников образовательного процесса на пути к качеству знаний.
Проект как педагогическая технология .
- Если же говорить о работе над проектом, как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект, – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды. Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
- В основе проектов лежит развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Школьники с исследовательской потребностью любят решать задачи разных видов, стремятся сами доходить до правильного ответа.
Использование проектов в учебном процессе .
- Использование проектов в учебном процессе требует от учителя серьёзной подготовительной работы.
1-й этап
- Умение управлять проектной работой – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
- Для организации самостоятельного добывания школьниками знаний с целью более эффективного их усвоения применяют учебные проекты. Учебный проект - это и форма организации учебного процесса, это и метод обучения, который применяется на уроке.
УЧИТЕЛЬ ученик
- Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
2-й и 3-й этапы
учитель УЧЕНИК
Последний этап
УЧИТЕЛЬ ученик
Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам начальных классов трудно сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским и научным опытом. В процессе работы над проектом участники выполняют разные роли.
Организация работы над учебным проектом на уроках.
Как сделать так, чтобы работа учащихся на уроке действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? 1.Выбор, определение темы . Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес.
2. Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
3. На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы.
4.Третий этап начинается после того, как спланирована работа, пора действовать. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. стать “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности .
5.Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. Как метод обучения учебный проект эффективен, так как он ориентирован на достижение целей самих учащихся, дает ученикам опыт деятельности, формирует невероятно большое количество умений и навыков. Сегодня, ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования, становится популярной формой организации творческой активности учащихся.
Целью моей работы в данном направлении является формирование у младших школьников умений использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения – «научить учиться».
Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности на уроках:
Проектную деятельность организую в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1)Учёт интересов детей; 2)Учение через деятельность; 3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей; 4) Сотрудничество участников педагогического процесса; 5) Свободное творчество в выборе решения проблемы, оформления и защиты проекта.
1)сбор сведений по теме проектной деятельности;
2)работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.
На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе.
Для направления деятельности учеников была разработана памятка.
- От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становиться все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами.
- Я постепенно учу детей работать группами. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке, искать нужную информацию в интернете, оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.
В работе над проектами в начальных классах активное участие и помощь оказывают родители. Не всегда удаётся реализовать цели в рамках урока. Некоторые наблюдения и исследования нужно провести в домашних условиях, поработать с домашним архивом, словарями , интернет- ресурсами и т.д. Родители мотивируют, помогают и консультируют в поиске информации, оформлении проекта.
Презентация результатов работы над учебным проектом в начальной школе может проходить в разных формах. У нас чаще всего продукт презентуется в классе в виде сообщения, рисунков, плаката, мультимедиа.
Русский язык
1 класс
«Скороговорки» , «Сказочная страничка».
2 класс
« И в шутку и всерьёз», « Пишем письмо», « Рифма», « В словари - за частями речи!».
3 класс «Рассказ о слове», «Семья слов»,
«Тайна имени»,«Зимняя» страничка»,
«Имена прилагательные в загадках».
4 класс
«Говорите правильно!»,
«Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина».
Темы проектов по УМК «Школа России»
Темы проектов по УМК «Школа России»
Математика
1 класс
« Числа в загадках, пословицах, поговорках», « Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
2 класс
«Математика вокруг нас. Узоры на посуде», « Оригами».
3 класс
«Математические сказки»,
«Задачи – расчёты».
4 класс
«Создание математического справочника «Наш город (село),
«Составление сборника математических задач и заданий».
1 класс
«Составляем сборник загадок», «Наш класс – дружная семья».
2 класс
« О чём может рассказывать школьная библиотека», « Мой любимый детский журнал», « Мой любимый писатель - сказочник».
3 класс
«Сочиняем волшебную сказку», «Как научиться читать стихи» на основе научно – популярной статьи Я. Смоленского», «Праздник поэзии».
4 класс
«Создание календаря исторических событий», «Природа и мы», «Они защищали Родину».
Темы проектов по УМК «Школа России»
Темы проектов по УМК «Школа России»
1 класс
«Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».
2 класс
«Родной город (село)», «Красная книга» или «Возьмём под защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира».
3 класс
«Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».
4 класс
Презентация проектов по выбранной теме.
Результаты работы над проектами учащихся 3 «В» класса МОУ «СОШ р.п. Озинки». ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Работе над проектом «Моя малая родина» предшествовала экскурсия в музей.
РУССКИЙ ЯЗЫК
МАТЕМАТИКА Сколько выдумки и фантазии проявили ребята в проекте «Математические сказки»!
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Проект «Они защищали родину» . Ребята готовили сообщения о своих родных- участниках ВОВ, о героях-земляках.
Интересной была работа над проектом «Сочиняем волшебную сказку»
ТЕХНОЛОГИЯ и ИЗО На творческих уроках каждая тема – это проект.
ВЫВОД: Итак, благодаря использованию метода проектов на уроках - повышается вероятность творческого развития учащихся; - естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; -развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; - укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.