СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной и исследовательской деятельности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта по теме. 

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной и исследовательской деятельности»

Мои педагогические находки в организации исследовательской и проектной деятельности детей


Своей педагогической задачей считаю готовить детей к жизни, чтобы все знания, которые они получают, пригодились им в последствии. Один из вариантов решения этой проблемы указан в ФГОС НОО, где большое внимание уделяется формированию у школьников универсальных учебных действий, развитию умения учиться.

Метод проектов представляет педагогическую технологию, которая ориентирована не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. При организации проектной деятельности в классах следует учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности учеников.

Проектная деятельность школьников представляет совместную учебно-познавательную, исследовательскую, игровую или творческую деятельность, которая имеет определенную цель, методы, способы деятельности и направлена на достижение определенного результата.

Учебный проект – это самостоятельная, завершённая работа школьника, которая соответствует его возрасту и воз­можностям. В проектной работе исследователь выделяет два результата: внутренний, который представляет опыт деятельности школьника, полученные им знания и внешний, то есть тот продукт, который получается в результате такой деятельности.

Учебный проект организуется мной и выполняется школьниками. Он завершается созданием оригинального творческого продукта (книги, поделки, презентации и т.д.). В ходе работы над проектом мной используются совокупность ис­следовательских, поисковых, про­блемных методов. Метод проектов позволяет мне не давать знания в готовом виде. Вместо готовых знаний, школьник получает саморазвитие, раскрытие его творческих способностей, чувства личной ответственности.

Метод учебного проекта активно используется в начальных классах, позволяя решать ряд важных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.

Проектная деятельность подготавливает учащихся к реальным условиям жизни, формирует УУД: учебно-познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные. Он выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

В начальной школе использу­ются я практикую такие виды проектов, как:

– исследовательско-творческие (школьники проводят самостоятельное исследование, а результаты представляют в виде газет, презентаций, мини-книги, макета и т.д.);

– ролево-игровые (с элементами драматизации, творческих игр);

– информационно-ориентирован­ные (дети изучают информацию и предоставляют ее слушателям);

– практико-творческо-ориентированные (предметная неделя, урок-проект, внеклассное мероприятие и т.д.).

Главная ценность проектной системы обуче­ния, на мой взгляд, в формировании универсальных учебных действий. Проект ориенти­рует учащихся на создание образо­вательного продукта, а не на про­стое изучение определённой темы. Младшие школьники выполняют исследова­тельскую, конструкторскую, познавательную работу на определенную тему [15, с.18].

Я считаю, что включать школьников в проектную деятельность необходимо постепенно, с первого класса. Вначале детям даются доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Предлагаю следующие этапы работы над проектом:

1-й – погружение в проект;

2-й – организация деятельности;

3-й – осуществление деятельности;

4-й – презентация результатов и рефлексия.

Я формулирую проблему проекта, но не всякая проблема заставляет человека действовать. Тема проекта должна быть дана в общих чертах, а дети её обсудят, домыслят, может быть переформулируют, или даже выберут тему проекта самостоятельно. Это должна быть тема, над которой детям было бы интересно поработать.

Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно или социально значимая проблема.

Когда появилось чёткое представление о проблеме проекта и ясна её цель, следует планировать работу. Планирование представляет для многих учащихся определённую трудность. Здесь нужно им помочь, учить составлять план.

Ученик на этом этапе определяет задачи, способы работы, определяет сроки работы, выявляет имеющиеся и недостающие ресурсы. Таким образом, на данном этапе работ у учащихся развиваются познавательные УУД.

Далее ученики ищут необходимую информацию, пользуясь книгами, интернет-ресурсами, консультируются с взрослыми по теме проекта, посещают библиотеки, проводят опросы и анкетирование, опыты и исследования. Таким образом, на этом этапе у детей развиваются познавательные УУД. Полученную информацию учащиеся анализируют, обобщают, систематизируют. Подготавливают творческую презентацию или изготовляют определенный продукт.

Презентация – это витрина проекта. Важнейшим навыком, который приобретают дети в ходе проектной деятельности - это навык публичного выступления. Школьники учатся кратко и убедительно представлять свою работу. Так же ученики готовятся к тому, что автору придётся отвечать на вопросы публики. Любой вопрос по теме проекта даёт автору ещё один шанс показать свою компетентность. Таким образом, в ходе обсуждения работ у детей развиваются коммуникативные УУД.

К работе над проектами можно привлекать родителей, которые на протяжении всей работы мотивируют школьников, наблюдают, советуют, помогают в сборе информации, оформлении. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя часть работы детей над проектами. С этой целью я провожу родительские собрания, консультации в ходе которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей.

В процессе работы с младшими школьниками были организованы следующие проекты: «Самые необычные книги», «Тайны воды», «Компьютер - друг или враг?», «Птицы», «Рассказ о слове», «Звездные герои Воркуты», «Растения и животные Красной книги Республики Коми».

В ходе проекта «Растения и животные Красной книги Республики Коми» младшие школьники познакомились с охраняемыми растениями и животными нашей республики.

Школьники видели необходимость своей работы, старались подходить к подготовке проекта ответственно, таким образом, у них формировались такие личностные качества, как ответственность, аккуратность, исполнительность.

В ходе подготовки проекта «Компьютер - друг или враг?», дома дети осуществляли самостоятельно подготовку проектов, у них развивались познавательные УУД. Школьники искали необходимую информацию о компьютерах и их влияние на здоровье человека, узнавали что-то интересное, оформляли свои работы. Таким образом, у них формировались познавательные УУД.

В процессе работы над проектом «Птицы» школьники изготавливали книжки-малышки. В ходе написания книги, школьники осуществляли контроль своей деятельности, оценивали результаты оформления, качество выполнения работы. В этом случае у них развивались регулятивные УУД.

В ходе презентации своих проектов «Тайны воды» учащимся было важно поделиться своей информацией, они готовились к выступлению, отвечали на вопросы, презентовали свои проекты. Мы помогали формированию коммуникативных УУД. При оценке своих работ, учащиеся учились давать оценку своим успехам и неудачам, оценивать свои результаты. Таким образом, у них формировались регулятивные УУД. Работа над проектом «Звездные герои Воркуты» учила школьников ответственности за порученное дело, дисциплинированности, аккуратности, чувству товарищества. Поэтому у них формировались личностные УУД.

Технология проектного обучения определяется построением образова­тельного процесса на исследовательской деятельно­сти каждого ученика, активной основе, ориентирован­ной на его интересы и потребности.

Использование метода проектов позволяет включить школьников в моделирование жизненных ситуаций, в решение интересных, познавательных и полезных задач, стимулирует развитие творческих способностей, способности применять свои знания на практике.

Достоинства метода проектов заключаются в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.

  1. Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

  2. Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые ка­чества детей.

  3. Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

  4. Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.

  5. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, от­ветственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Участие в проектной работе способствует формированию УУД, способности сравнивать, анализировать, мыслить, оценивать результаты своей деятельности.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться, сформировать универсальные учебные действия – важная задача современной начальной школы в чём нам несомненно помогает использование метода проектов.

В ходе проектной деятельности на уроках в начальной школе я стараюсь заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды. Особенностью содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. Важно так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна.

Итак, можно сделать вывод о том, что метод проектов представляет собой организованный учителем и самосто­ятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. Выполнение проектов на уроках способствует формированию универсальных учебных действий, вызывает повышенную познаватель­ную активность, способствует овладению учебной деятель­ностью, развивает у детей произвольность психических процессов, формирует личностные новообразования, стимулирует стрем­ление к исследованию.


Список литературы

  1. Игошина Н.В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития // Начальная школа до и после. – 2014. – № 01. – С.25-29.

  2. Илюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся / Л.С. Илюшин // Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ Сост. О. Е. Лебедев. – СПб.: Бизнес, 2009. – 160 с.

  3. Камерилова Г.С., Родыгина О.А. Технология проектной деятельности как условие развития учебного сотрудничества // Начальная школа до и после. – 2013. – № 08. –С. 20–23.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!