СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся по технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целесообразность и эффективность использования метода проектов в технологическом обучении школьников.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся по технологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 4













Проектная работа:

«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся по технологии»


учитель: Аверин Алексей Васильевич


























н.п. Ёнский

2017

I. Теоретические аспекты 


В современном образовании в соответствии с требованиями Стандарта становится актуальным не только создание эффективных условий формирования и развития универсальных учебных действий, но и оценка метапредметных результатов обучающихся, в том числе и на этапе завершения основного общего образования. Реализовать стандарт без педагогического сотрудничества невозможно. Только общими усилиями можно достичь запланированных результатов.

Ключевое условие реализации ФГОС – это системно-деятельностный подход в образовании. В связи с этим, педагоги должны использовать современные образовательные технологии деятельностного типа. К ним можно отнести проектно-исследовательскую деятельность.

Обратимся к определению. Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.  Метод проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов [4, с.251].

Проект на уроке технологии – это творческая задача интеллектуально-практического характера. Начиная работу, надо сразу определить, что мы будем исследовать  и что должны создать. Если этого мы не сделаем,  то проект у нас не состоится. Тогда мы получим реферат или уже готовое изделие [1, с.4].   

Под методом проектов в образовательной области «Технология» мы понимаем способ организации познавательно  - трудовой деятельности учащихся. Он представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие наблюдательности и стремление  решить поставленные задачи. А также проверять  правильность их решения, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Результатом проектов могут быть изделия, услуги, системы [5,с.7].

Учитель предлагает примерный перечень тем, сформированный из потребностей школы, семьи, окружающей среды. Школьники делают самостоятельный выбор темы проекта и проводят исследование. После этого необходимо разработать конструктивно-техническую документацию  с учётом  экономических и экологических условий проекта. Затем сделать оценку и публичную защиту результата своего труда.

Метод проектов  позволяет  интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые идеи и  материальные ценности. Эти межпредметные связи могут быть как сопутствующие, так и опережающие [6,с.70]. С помощью проектов можно создавать стенды, плакаты, учебно-наглядный материал, оформлять интерьер школы и школьные мероприятия.

Поскольку способности у учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Например, весь класс выполняет один проект (по тематике). Одни дети могут провести больше исследований, рассмотреть  сложное изделие и полно спланировать работу. Другие  обучающиеся острее нуждаются в помощи  при выполнении проекта со стороны руководителя. В этом случае, можно ограничить объём  исследования, рассмотреть меньшее число идей (до двух) или упростить изделие. Преподаватель решает это на собеседовании с учащимися. Если проект выполняется быстрее, чем планировалось, его можно углубить [6,с.70].

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Для освоения универсальных учебных действий необходимо подготовить учеников к самостоятельной работе. Подготовку можно реализовать в рамках постоянного усложнения учебных проектов, а для этого нужно постепенно вводить умения и навыки, необходимые для организации самостоятельного добывания знаний.

Использование метода творческих проектов играет ключевую роль в достижении метапредметных результатов. Проектная деятельность изначально ориентирована на формирование метапредметных навыков. Даже поверхностный анализ основных этапов проектной деятельности и сформулированных в ФГОС основного общего образования метапредметных результатов показывает дидактический потенциал этой технологии.

Анализируя предложенную таблицу, мы получаем наглядное доказательство того, что значимость проектной технологии как личностно-ориентированной технологии деятельностного типа в условиях внедрения ФГОС переоценить сложно.

Формирование метапредметных результатов в ходе проектной деятельности

Основные этапы

проектной деятельности

Метапредметные результаты

(ФГОС ООО)

Выбор темы проекта, анализ проблемы, постановка цели исследования

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Обсуждение возможных вариантов организации исследования, сравнение предполагаемых стратегий и выбор способов исследования проблемы

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Составление плана работы, распределение обязанностей

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов

Сбор и изучение информации

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

смысловое чтение

формирование и развитие ИКТ-компетентности

Определение способа представления продукта проектной деятельности и требований к продукту

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

формирование ИКТ-компетентности

Выполнение исследования

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в процессе учебной и познавательной деятельности

Представление результатов проекта


умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной  речью

формирование ИКТ-компетентности

Анализ результатов проведенного исследования

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов на уроках технологии является защита итогового индивидуального проекта.





II. Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках технологии

Хочу поделиться своим опытом организация проектной и исследовательской деятельности на уроках технологии. На практике последних лет я убедился в целесообразности и эффективности использования метода проектов в технологическом обучении школьников. Исходя из этого тема моей методической работы в 2010-2014 «Проектная деятельность на уроках технологии как путь формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы и самообразования». Изучил много литературы по проектному методу и на основе всех изученных материалов выбрал свой, наиболее приемлемый, именно для условий нашей сельской школы, метод проектного обучения. Специфика нашей школы такова, что из-за малочисленного состава учащихся в классах приходится вести обучение одновременно в двух классах, притом с учащимися коррекционных классов с задержкой психического развития. Поэтому на уроке учатся дети с разными интеллектуальными, психофизическими и социальными возможностями. Не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим у меня сформировался «банк проектов».

Учащимся с низкой мотивацией к учёбе и ребятам из коррекционных классов я предлагаю выполнение проекта с меньшим объёмом работ. В этом случае основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково-исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума. Ученикам из малообеспеченных семей предлагаются темы, связанные с обновлением и ремонтом мебели или изготовлением изделия с наименьшими материальными затратами. Для технически одарённых детей разрабатываю индивидуальную программу на основе интегративного подхода.

Межпредметные связи позволяют заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Например, детей с техническим или гуманитарным складом ума. Используя интегрированный подход в обучении, удалось показать интеграцию образовательной области “технология” с взаимно удалёнными предметными областями, такими как физика, химия, биология, психология, история, экономика, филология. Физические и химические свойства материалов, исторические справки, влияние экологических факторов на человека, расчёт себестоимости – всё это рассматривается на уроке. И учащиеся с повышенным уровнем обучения охотно используют полученные знания, участвуя в олимпиадах, творческих конкурсах, конференциях.

Применяемая мной в учебном процессе проектная деятельность, интегрирует содержание всех разделов образовательной области «Технология», показывает их взаимосвязь и дает возможность учащимся понять роль каждого «блока».

На сегодняшний момент доступна информация из различных источников, что дает огромные возможности для развития самостоятельности учащихся, увеличения доли самостоятельной, в т. ч. творческой работы, при создании проектов. В творческом проектировании наиболее применяемые такие виды деятельности, как дизайн-анализ, продуктивный диалог, эвристическая беседа, исследование, эксперимент, решение технологических задач, поиск информации в литературных источниках и интернете.

Метод проектов позволяет учащимся решить ряд задач, а именно: выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, и в то же время понимать роль и значение коллективной работы.

Отношения учитель-ученик при системном использовании метода проектов видоизменяется: ученик сам определяет цель деятельности, открывает новые знания, экспериментирует и несёт ответственность за результаты своей деятельности, а учитель является партнёром и оказывает помощь ученику на всех этапах работы над проектом. Именно отношения партнёрства с учениками я положил в основу организации проектной деятельности.

Особое внимание уделяю работе учеников над технической документацией, в которой они в полной мере могут проявить своё творчество, особенно в разработке инструкционно-технологических карт.

По мере взросления в экономическую часть проектов рекомендую включать в расчёты затраты на оплату труда, на аренду помещения, на восстановление вреда, причинённого окружающей среде, на амортизацию оборудования и инструментов. Это максимально приближает учащихся к пониманию реальных проблем при организации в будущем собственного бизнеса и способствует формированию у них важнейшей социально-трудовой компетенции.

Для формирования рефлексивных умений предлагаю ученикам самим оценить свою работу.

Всё это стимулирует учащихся к созданию проектов научно-исследовательской направленности, оказывает непосредственное влияние на формирование их жизненного опыта.

Эффективность данного подхода подтверждается результативной работой моих учащихся над проектами. На муниципальном этапе олимпиады по технологии были представлены и достаточно высоко оценены проекты моих ребят:

2010 - «Столярные работы – изготовление стола» - призёр

2011 - «Геометрическая резьба – изготовление сундучка» - призёр

2012 - «Прорезная резьба – изготовление подвесного светильника» - победитель

2013 - «Объёмная резьба – изготовление светильника «Северный олень»»

2014 - «Столярные работы – изготовление устройства для регулировки высоты мебели».

2016 – «Геометрическая резьба - набор разделочных досок» - победитель

В рабочую программу по предмету ввёл элементы национально-регионального компонента. Деятельность моих учащихся направлена на изучение социокультурных особенностей Мурманской области и национальных традиций. В процессе изготовления творческих проектов в этом направлении учащиеся приобретают знания по национальной культуре; повышается интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору, активизируется познавательная деятельность; выявляется интерес к изучению истории, художественно-прикладной деятельности, воспитывается толерантность.

Разработки моих учащихся с использованием метода проектов размещены на сайтах:

- «Столярные работы для учащихся среднего и старшего звена» - http://festival.1september.ru/articles/559458/;

- технологические карты «Изготовление струбцины», «Светильники из древесины», «Изготовление изделия «Стол-стул», «Изготовление изделия «Подвесной стол», Подсвечник «Северный олень»  - http://multiurok.ru/averinav/files;

В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы деятельности учащихся. Каждый из них вносит свой вклад в формирование личностных качеств учеников.

1 этап. Подготовительный или погружение в проект.

На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.
2 этап. Планирование и организация деятельности.

На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т. д.) Поиск и сбор материала.

3 этап. Исследование.

На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся - это разные формы получения информации: опросы, наблюдения, эксперименты и т. д. Выполнение работы.

4 этап. Представление результатов, отчёт.

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт в докладе, презентация и т.д. Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно.

Основные требования, которые я предъявляю к творческим проектам:

1. Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов.

Для оценки творческого проекта используем такие критерии:

1. конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования;

2. технологические критерии - оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве;

3. экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;

4. эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение;

5. экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии, практическая направленность, финансовые затраты, вид рекламы.

При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.

Деятельность учителя и учащихся в ходе работы над проектом различны, но идут непосредственно рядом друг с другом. Учащимся нужен совет, как отобрать необходимый материал, как логически правильно построить сообщение, изготовить наглядность, на презентации кратко изложить свои мысли и т. д. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается любовь к школе, любовь к труду.

Опыт свидетельствует о том, что, выполняя проекты, школьники учатся проводить исследования, выбирать рациональное решение, оценивать свои способности, вести диалог, активизировать творческие силы в поиске профессии.

Результатом внедрения метода проектов в мою работу явилось:

1. Повышение личной уверенности в успехе у каждого участника проектного обучения, его самореализации; 

2. Развитие в классе навыков коллективной работы.

3. Развитие исследовательских умений (анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы).


III. Список используемой литературы

1.Иванова М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников /М.В.

Иванова // Школа и производство. - 2013. - №4 – с.3-7.

4. Кругликова Г.И., Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2002. — 480 с.

5. Морозова Л.Н., Технология. Проектная деятельность учащихся. [Текст] /Л.Н.Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В.Павлова. – 2-е изд., стереотип. - Волгоград, издательство «Учитель», 2008. - 204 с.

6. Павлова, М.Б. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников. [Текст]: пособие для учителя / М.Б.Павлова, Дж. Питт, М.И.Гуревич, И.А.Сасова – М.: Вентана – Граф. - 2003. - 296с.