СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация психологического сопровождения семей участников СВО

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оказание своевременной психологической помощи семьям участников СВО является актуальной задачей, поскольку семья, столкнувшись с мобилизацией или решением мужчины заключить контракт и оправиться в зону СВО добровольцем, оказалась в кризисной ситуации. С одной стороны, произошли изменения в структуре семьи, требующие перераспределения ролей, привычного уклада жизни семьи, отказа от ближайших семейных планов и целей. С другой, члены семьи оказались в ситуации постоянной тревоги и страха за жизнь близкого, неопределенности будущего и необходимостью совладания с длительным стрессом в настоящем

Просмотр содержимого документа
«Организация психологического сопровождения семей участников СВО»

Организация психологического сопровождения семей участников СВО



Оказание своевременной психологической помощи семьям участников СВО является актуальной задачей, поскольку семья, столкнувшись с мобилизацией или решением мужчины заключить контракт и оправиться в зону СВО добровольцем, оказалась в кризисной ситуации. С одной стороны, произошли изменения в структуре семьи, требующие перераспределения ролей, привычного уклада жизни семьи, отказа от ближайших семейных планов и целей. С другой, члены семьи оказались в ситуации постоянной тревоги и страха за жизнь близкого, неопределенности будущего и необходимостью совладания с длительным стрессом в настоящем

Существуют две категории лиц, находящихся в зоне боевых действий.

Комбатанты («сражающиеся» — фр.) — лица, входящие в состав вооруженных сил государства, добровольческих отрядов, отрядов ополчения, партизаны, члены движения сопротивления, принадлежащие к группе, представляющей одну из сторон конфликта. Только комбатанты имеют право применять военную силу. Комбатанты подчиняются законам войны.

Нонкомбатанты — лица, находящиеся при армии, но не участвующие в боевых действиях: журналисты, священники, гражданский обслуживающий персонал, гражданские врачи. Имеют право применять оружие только для самообороны.

Также необходимо разделять на отдельные группы и семьи военнослужащих: в первую группу можно выделить семьи профессиональных военных, у которых жизнь и судьба уже сложились определенным образом, и в воинских частях жили, в разных подразделениях, переезжали, участвовали уже в каких-то боестолкновениях, пусть не регулярно, но тем не менее этот опыт уже был у семьи. А есть семьи мобилизованных. И необходимо учитывать эту разницу при анализе семейной ситуации, когда речь идет о специфике оказания помощи семьям.

Когда человек возвращается из зоны боевых действий, важно спрогнозировать, что ожидает его и его семью. Выделяют три основных клинических варианта ПТСР: тревожно-эксплозивный, диссоциативный и апатический. В первом случае человек беспокоится и проявляет агрессию… При диссоциативном варианте у человека очень слабые приспособительные механизмы, он растерян. В третьем случае он может думать о том, что лучше бы вообще не возвращался.

Если работать с этой группой лиц, то не отношение к ним как носителям только симптомов ПТСР будет ошибкой. Грамотнее говорить о «боевой психической травме». Потому что там не только симптомы ПТСР, там целый спектр различных изменений личностного, поведенческого, эмоционального характера.

Работа ведется с семьями, которые находятся в кризисе. Идут сначала супруги, дети потому что все эти нюансы психологического состояния отражаются в первую очередь на них, во вторую очередь берем в работу родителей военнослужащего или мобилизованного

Мы должны в первую очередь социализировать семью: нам нужно вернуть их к тому образу жизни, к тем привычкам, которые существовали до того, как ушел человек на службу. Здесь два стресса: когда он уходит, это отдельная тема, и когда он приходит обратно в отпуск и не может понять, что изменилось. Образ жизни у семьи должен остаться тот же, потому что мужчине легче будет вернуться к тому образу жизни, от которого он ушел. Если семья изменится, будет уходить в диссоциацию, тогда намного тяжелее будет вернуться самому участнику военных действий в мирную жизнь

Существуют типичные ошибки семей комбатантов, среди которых:

  • контроль за негативными мыслями,

  • самоизоляция,

  • развенчание образа героя как психическая защита жен,

  • отказ от помощи и привычного образа жизни,

  • эстетизация горевания.



Эстетизации горевания очень коррелирует с самоизоляцией. Существует социально-психологический феномен жертвы. Жены могут зачем-то закупать что-то в квартиру, вести непонятное для неё самой обустройство. Получается, что, с одной стороны, она с явными признаками диссоциации, а с другой стороны, пытается всё-таки эту внутреннюю проблему проработать за счёт таких эстетического характера действий. И когда это происходит, то здесь тоже нужна помощь, поддержка.

Говоря о контроле за негативными мыслями, мы декларируем единство, максимальную сплоченность членов семьи. Здесь важно достичь взаимопонимания. И даже если вся семья позитивно настроена, то все равно возникают некоторые риски. Человек возвращается в отпуск на две недели. Но что с ним происходит, где он мыслями? Да конечно, там. И жены нам говорят: зачем он вообще сюда приехал, он сейчас гуманитарку собирает и говорит, что уже устал к вечеру третьего дня всех обзванивать, что-то там закупать, с кем-то договариваться. То есть их, особенно в первые дни, не остановить, они в этом стрессе с трудом переключаются. Что помогает? Мы уже придумали разные способы. Берем кота, берем комбатанта и отправляем на дачу. Там он находится 3–4 дня на природе, на свежем воздухе, где тишина, только птички поют. И, как они сами говорят, через 3–4 дня уже могут нормально общаться с людьми, возвращаются в город.

«И мы просим членов семьи не реагировать эмоционально на те высказывания, которые им не очень понятны, я сейчас не буду цитировать… Мы говорим: выслушали, кивнули и идите блины напеките. Потому что здесь, так уж получается, нужно все-таки этот маховик психический немножечко остановить, чтобы получить психоэмоциональную разрядку. Он и так там находился в напряжении постоянном», — отметила Оксана Владимировна.

Нужно обратить внимание на специфику потребностей комбатантов, среди которых:

  • возвращение к мирной жизни после боевых действий,

  • выстраивание общения с окружающими,

  • регуляция сна и отдыха,

  • внутренняя борьба с травматическими воспоминаниями.



Иногда идет столкновение с потребностью семьи, которая обращается со словами: «хотим, чтобы все было так же, как и раньше» И здесь работа с семьей будет направлена на принятие нового образа человека, так как человек изменился. Общество не изменилось, а человек изменился. И потребность человека быть принятым в это общество и потребность быть принятым в семье очень важно учитывать при работе. Поэтому очень важна работа с семьей, семейное консультирование.

Хочестся сказать о влиянии трансгенерационной травмы, которое необходимо учитывать при работе с комбатантами: «Важно выделить семьи, где военнослужащие в нескольких поколениях и где заранее прививается обязанность исполнения воинского долга вне зависимости от желания самого человека. И тогда при участии в специальной военной операции на первый план будут выходить ценности отца, семьи. Также отправление в зону боевых действий может рассматриваться как способ быть включенным обратно в систему семейных отношений.»

Конечно, семейные династии, в том числе военные, всегда вызывали уважение в обществе. Но на самом деле преемственность сказывается положительно при определенных обстоятельствах, а именно при вербализации, обсуждении в семье травм, обид, если этого не происходит, то, к сожалению, замалчивание и передача опыта семьи с точки зрения «Я сказал, так надо» приводит к эмоциональной отстраненности, эмоциональному разрыву. И уже повзрослевший ребенок выбирает уход в зону боевых действий как разрешение внутриличностного конфликта, как разрешение комплекса неполноценности. И тогда важно при работе обратить внимание на потребности и ценности, на которые ориентировался комбатант: кем они были навязаны, были ли они его или навязаны семьей. И если это не его ценности, то комбатанта необходимо переориентировать.

Обращаясь к теме поведения жен комбатантов, нужно подчеркнуть важность семейного взаимоуважения: «Не надо диктовать свои правила, если не хотите получить в ответ агрессию. Мужчине хватает той командной жизни, которую он ведет в подчинении у командира. Сейчас в основном ими командуют люди, которые намного младше их по возрасту. И если жена будет так же командовать, как командир, здесь может сработать агрессия, в том числе физическая: как это я должен подчиняться…»

Первое время по возвращении из зоны боевых действий мужчине лучше посидеть в тишине, лучше в отдельной комнате, привыкнуть к обыденной тишине. Если нужно сходить в магазин, то выбирайте время, когда мало народу. Люди, возвращающиеся после боевых действий, в первое время практически не могут работать, у них происходит отторжение образа начальника. Им нужно работать в определённом графике с минимальным количеством людей, чтобы постепенно вернуться к социализации.

Основные темы обращений к психологу:

  1. Утрата жизненного интереса, депрессия, ощущение безысходности

  2. Управление стрессом

  3. Перестройка ролевой структуры семьи и адаптация к изменившимся жизненным обстоятельствам

  4. Переживание утраты близкого

  5. Психологическая поддержка близких и родственников, пропавших без вести.

  6. Особенности коммуникации с бойцом в период его нахождения в зоне СВО

  7. Возвращение военнослужащего домой из зоны боевых действий.

Процесс психологического консультирования обычно проходит в двух форматах:

  1. Разовая индивидуальная консультация – во время которой собираются основные данные, уточняется запрос, определяются основные пути разрешения жизненной ситуации/актуальной потребности клиента;

  2. Краткосрочное кризисное консультирование – при необходимости дополнительной поддержки семьи/участника СВО. Количество встреч определяется специалистом совместно с обратившимся за психологической помощью.

Работа с каждым клиентом включает в себя несколько направлений:

  1. Информирование клиента о происходящих с ним изменениях и влиянии событий на его эмоциональное и физическое состояние. Рассказываем о влиянии стресса и особенностях его протекания; роли неопределенности в переживании периода ожидания бойца; как эмоциональное состояние может влиять и влияет на отношения с детьми и окружающими людьми; как можно поддержать детей; как действует на бойца нахождение в боевой обстановке и тд. Цель – показать клиенту, что его состояние нормально и естественно для ситуации, в которой он оказался. Это подход помогает в установлении доверительных отношений с клиентом. Человек, обратившийся за помощью к психологу, понимает, что специалист вовлечен и знает о тех трудностях и переживаниях, с которыми сталкивается получатель услуги.

  2. Обучение навыкам стабилизации эмоционального состояния, саморегуляции, планирования и распределения жизненных приоритетов. В этом направлении активно используем дыхательные практики, упражнения из телесно-ориентированной и арт-терапии; методики из тайм-менеджмента и технологии коучинга.

  3. Поиск и активизация личностных и ресурсов семьи. Построение многофакторной системы поддержки и социальной сети, которые могут стать опорой для функционирования семьи как в период ожидания, так и в негативном завершении ситуации. В частности, это направление становится особенно актуальным при работе с утратой и родственниками пропавших без вести.

  4. Эмоциональная поддержка. Осуществляется на всех этапах работы и является важнейшей задачей в работе с клиентом, проживающим кризис.

В результате объединения этих направлений работы и постоянная корректировка роли и задач психолога под актуальный запрос клиента в консультационном процессе, происходит стабилизация эмоционального состояния получателя услуги; клиент приобретает навыки совладающего поведения и способен самостоятельно выстраивать систему поддержки семьи.

 Отдельно стоит отметить, что при работе с членами семей участников СВО практически невозможно выделить этапы работы как при консультировании клиентов в стабильной жизненной ситуации (даже если она квалифицируется как трудная). Особенностью является влияние на клиента внешних обстоятельств. Например, работаем с женщиной на протяжении двух месяцев, эмоциональное состояние стабилизировалось, появились личные устремления и жизненные планы. В этот момент происходит перевод военнослужащего в другую часть, он перестает выходить на связь и эмоциональное состояние женщины вновь ухудшается. В каком-то смысле, мы начинаем работу сначала, вновь активизируя навыки саморегуляции и социальную сеть поддержки.

В заключении хочется добавить, что работа с кризисной ситуацией требует от психолога не только знаний теории и практики психологического консультирования. Важными становятся и личностные качества психолога: умение действовать в нестандартной ситуации, быстро принимать решения, иметь позитивную картину мира, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции, навык справляться с кризисными ситуациями в своей жизни.