СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОРГАНИЗАЦИЯ работы методической службы по внедрению ФГОС

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность методической службы - это совокупность мероприятий напрвленных на овладение педагогами методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроке и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«ОРГАНИЗАЦИЯ работы методической службы по внедрению ФГОС»

ОРГАНИЗАЦИЯ

работы методической службы

по внедрению ФГОС.


В национальной стратегической инициативе "Наша новая школа" обозначены

6 основных направлений развития общего образования:

-переход на новые образовательные стандарты;

-развитие системы поддержки талантливых детей;

-совершенствование учительского корпуса;

-изменение школьной инфраструктуры;

-сохранение и укрепление здоровья школьников;

-расширение самостоятельности школ.

Национальная образовательная инициатива, являясь основным политическим документом государственной образовательной политики, определяет переход от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

Внедрение ФГОС является сложным и многоплановым процессом.

Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к внедрению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) внедрения ФГОС.

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению внедрения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. При этом методическая служба занимает центральное место по разъяснению требований ФГОС, организации образовательного процесса, внедрения и использования современных образовательных технологий, инновационных способов и методов организации учебного процесса.

Прежде чем выстраивать научно-методическое сопровождение и обеспечение внедрения ФГОС и правильно организовать методическую работу, необходимо четко понимать значение таких понятий как: сопровождать, сопровождение, научно-методическое сопровождение и обеспечение.

В толковом словаре Ожегова слово "Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "Сопровождение" - явление, действие вместе с чем-то.

Следовательно, научно-методическое сопровождение внедрения ФГОС - это правильно организованные действия (процесс) по организации внедрения ФГОС в образовательном процессе. Научно-методическое сопровождение – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование плана действий и первичная реализация плана.

Методическое обеспечение:

- необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности;

- совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива);

- апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; - информирование, просвещение и обучение кадров.

Методическая работа - это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся.

Следовательно, работа методической службы представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях овладения педагогами методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеурочной деятельности, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива.

Миссия методической службы в условиях перехода на новые образовательные стандарты – это создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образовательного процесса к «деятельностной» – успешная работа педагогического коллектива в режиме развития. Создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

Таким образом, перед методической службой стоят следующие задачи:

1.Создать условия для:

- развития вариативности и свободы выбора образовательных траекторий для

субъектов образовательного процесса;

(вариативность - способность образования соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся,

индивидуальная образовательная траектория - представляет собой   некое  движение  ученика  в содержании  обучения,  во  времени  и в пространстве,  то есть по разным  учреждениям района, что  обеспечивается   с помощью   обучения  в малых  группах и по индивидуальным учебным планам.)

- внедрения технологий системно-деятельностного,

компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения

формирования базовых компетентностей современного человека

(информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);

- обеспечения в ОУ современных условий образовательного процесса в соответствии

с требованиями ФГОС.

2. Обеспечить научно-методическое сопровождение разработки и реализации основной образовательной программы в общеобразовательной организации.


3. Совершенствовать деятельность методических объединений педагогов на этапах планирования учебного процесса, анализа его результатов, коррекции организации учебного процесса по итогам мониторинга и анализа, выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

4. Организация повышения профессиональной квалификации педагогов.


Принципы работы методической службы:


Принцип "зоны ближайшего развития" (обоснован Л.С. Выготским для обучения детей).

В качестве "зоны ближайшего профессионального развития" выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом "зона ближайшего профессионального развития" для каждого педагога сугубо индивидуальна.

Реализация данного принципа предполагает:

- изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога

при внедрении ФГОС;(тестирование, мониторинг)

- актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание

помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);

- определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;

- помощь в составлении индивидуальной программы профессионального роста

педагога;

- систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их

корректировку.


Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Реализация данного принципа предполагает:

- систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку

профессионального роста педагогов и педагогических коллективов;

- оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер

деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать

образец решения проблемы для других своих коллег;

- определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом

особенностей педагогов, их возможностей;

- разработку положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по

результатам инновационной, творческой деятельности педагогов.


Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп.


Реализация данного принципа предусматривает:

- изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов,

их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных запросов

педагогов;

- определение востребованной тематики и соответственно различных групповых форм

методической работы;

- предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы

повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах

и в других формах методической работы;

- возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения

квалификации.

Принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной подготовки.

Этот принцип предусматривает:

- обеспечение целостности, систематичности методической деятельности в ОО;

- координацию, согласованность деятельности всех субъектов внедрения ФГОС;

- сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы,

а также внедрение новых;

- учет опыта, уровня подготовленности педагогов, а также определение перспектив их

профессионального роста,

- выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих

способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность

педагогов.


1.  Формы методической работы, направленные на повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников школы:

  • Курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);

  • Авторские лекции и семинары;

  • Обучающие семинары;

  • Теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);

  • Участие в работе сетевых сообществ Интернета;

  • Мастер-классы;

  • Самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;

  • Индивидуальная методическая помощь;

  • Выполнение авторских разработок (образовательных, целевых комплексных программ и др.);

  • Опытно-экспериментальная работа;

  • Диагностика затруднений.

2.  Формы методической работы, направленные на обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности:

  • Научно-практические конференции;

  • Практические семинары по направлениям образовательной деятельности;

  • Фестивали (например, педагогических технологий);

  • Открытые уроки;

  • Мастер-классы;

  • Творческие отчёты;

  • Конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;

  • Презентация авторских разработок (авторских, адаптированных программ, элективных курсов);

  • Публикация авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков, сценариев мероприятий и др.;

  • Печатные издания школы, в том числе на электронных носителях.

3.  Формы информационно-методической работы:

  • Формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы;

  • Обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;

  • Создание банков программ, авторских разработок;

  • Создание картотеки, например, программ элективных курсов,  электронных ресурсов

  • Разработка памяток и рекомендаций по проведению анализов педагогической и управленческой деятельности по различным направлениям; организации научно-методической и ОЭР;

  • Работа в сети Интернет (использование ресурса интернет как источника информации по определённой теме, переписка, получение информации о конкурсах, конференциях, семинарах, курсовой подготовке и др.);

  • Размещение информации о деятельности методической службы на сайте.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!