ГБОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»
Доклад
«Организация работы по самообразованию»
Разработал:
Руководитель МО
Старших классов
Мункуева Н.Ж
Улан-Удэ
Только те знания прочны и ценны, которые
вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое
знание должно быть открытием, которое вы сделали сами".
К. И. Чуковский
Методические рекомендации
Алгоритм работы над темой самообразования:
Выбор темы на основе проблемного анализа.
Определение цели и задач.
Проектирование результата работы.
Определение этапов, сроков работы (в зависимости от обширности выбранной темы педагог может работать над ней от трех до пяти лет).
Подбор видов деятельности, планирование содержания деятельности в рамках работы над темой.
Выбор источников самообразования.
Анализ результатов самообразования и их трансляция на различных уровнях. Написание отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Рекомендации по выбору темы по самообразованию:
Тема, над которой работает педагог, должна быть направлена на повышение эффективности воспитания, коррекции и развития воспитанников, на выработку новых педагогических приемов и методик.
Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию:
актуальность;
учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;
тесная связь с конкретными научено-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.
Цели самообразования:
повышение профессиональной компетентности;
расширение педагогических и психологических знаний;
углубление знаний по методике формирования, коррекции, развития …;
овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
повышение общего культурного уровня.
Для молодых специалистов:
адаптация педагогической деятельности,
осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания;
формирование основ педагогического мастерства.
Для педагогов, которые работают больше 5 лет:
усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;
овладение способами проектирования и программирования образовательного процесса с целью повышения его эффективности;
формирование умений анализировать научно-методическую литературу;
применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творческих учителей:
актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;
проявление творческого потенциала педагога;
развитие проектной, исследовательской деятельности.
Результат самообразования:
В плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов (качественных, количественных, продуктивных), которые должны быть достигнуты за определенный срок:
повышение качества работы (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
авторские методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
новые формы, методы и приемы воспитания, развития, коррекции;
доклады, выступления;
дидактические, наглядные материалы, тесты;
методические рекомендации по применению новой информационной технологии;
проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям, апробации передового психолого-педагогического опыта работы;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Формы представления результатов самообразования:
Презентация опыта работы.
Презентация рабочей программы.
Доклад.
Защита проекта.
Аналитический отчет, аналитическая справка.
Методическое пособие, методические рекомендации.
Открытое занятие.
Проведение семинара, консультации.
Занятия - практикумы (тренинги).
Лекция.
Статьи, публикации.
Мастер-классы.
Оформление материалов по самообразованию
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Документы по самообразованию:
Программа по самообразованию (на весь период работы над темой).
План по самообразованию (ежегодный).
Банк информационно-методических материалов:
список литературы (может быть 2 видов: изученные документы, документы для изучения);
список электронных ресурсов – аудио, видео материалы, компьютерные программы, электронные документы, адреса Интернет-ресурсов;
библиотека – печатные материалы, конспекты (систематизированные по направлениям деятельности, по темам);
медиатека - аудио, видео- материалы, компьютерные программы, электронные документы.
Банк авторских разработок (список; конспекты, описание приемов, методов, форм работы, статьи...).
Банк дидактических материалов, пособий (список; наглядные и дидактические материалы).
Банк диагностических материалов, материалов по мониторингу профессиональной деятельности.
Результаты мониторинга (информационные карты, диаграммы, статистические таблицы…).