СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с научной литературой

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная презентация по предмету "Индивидуальный проект" содержит начальные знания по библиографии, рассматривает некоторые приемы работы с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с научной литературой»

Организация работы с научной литературой Индивидуальный проект 10 класс

Организация работы с научной литературой

Индивидуальный проект

10 класс

Каждому исследователю необходимо уметь искать и отбирать нужную литературу для своей работы, т.е. обладать знанием библиографии.
  • Каждому исследователю необходимо уметь искать и отбирать нужную литературу для своей работы, т.е. обладать знанием библиографии.
Библиография Библиография – научное описание книг и составление их перечней, указателей Библиография - перечень книг по какому-либо вопросу

Библиография

  • Библиография – научное описание книг и составление их перечней, указателей
  • Библиография - перечень книг по какому-либо вопросу
Этапы процесса ознакомления с литературными источниками - ознакомление литературой - просмотр библиографических указателей. - составление собственной библиографии.

Этапы процесса ознакомления с литературными источниками

  • - ознакомление литературой
  • - просмотр библиографических указателей.
  • - составление собственной библиографии.
Ознакомление с литературой Процесс ознакомления с литературой по интересующей проблематике необходимо начинать с ознакомления со справочной литературой (универсальные и специальные энциклопедии, словари, справочники).

Ознакомление с литературой

  • Процесс ознакомления с литературой по интересующей проблематике необходимо начинать с ознакомления со справочной литературой (универсальные и специальные энциклопедии, словари, справочники).
Просмотр библиографических указателей Затем просматриваются учетно-регистрационные издания органов НТИ (научно-технической информации) и библиографические указатели фундаментальных библиотек.

Просмотр библиографических указателей

  • Затем просматриваются учетно-регистрационные издания органов НТИ (научно-технической информации) и библиографические указатели фундаментальных библиотек.
Библиотечный каталог Библиотечные каталоги  - это указатели произведений печати, имеющихся в библиотеке, - представляют собой набор карточек, в которых содержатся сведения о книгах, журналах, статьях и т.д. (автор, заглавие, название журнала, вид, место издания, издательство, год издания, том, номер выпуска, количество страниц).

Библиотечный каталог

  • Библиотечные каталоги  - это указатели произведений печати, имеющихся в библиотеке, - представляют собой набор карточек, в которых содержатся сведения о книгах, журналах, статьях и т.д. (автор, заглавие, название журнала, вид, место издания, издательство, год издания, том, номер выпуска, количество страниц).
Виды каталогов алфавитный, систематический, алфавитно-предметный.

Виды каталогов

  • алфавитный,
  • систематический,
  • алфавитно-предметный.
Алфавитный каталог Карточки расположены в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий произведений, если автор не указан.

Алфавитный каталог

  • Карточки расположены в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий произведений, если автор не указан.
Систематический каталог Карточки в нем расположены по отраслям знаний.  Этот каталог позволяет подобрать литературу по отдельной отрасли знаний, постепенно сужая границы интересующих исследователя вопросов.

Систематический каталог

  • Карточки в нем расположены по отраслям знаний.
  • Этот каталог позволяет подобрать литературу по отдельной отрасли знаний, постепенно сужая границы интересующих исследователя вопросов.
Алфавитно-предметный каталог Является ключом к систематическому каталогу   В нем в алфавитном порядке перечисляются наименования отраслей знаний, отдельных вопросов и тем, по которым в отделах и подотделах систематического каталога собрана литература, имеющаяся в библиотеке.

Алфавитно-предметный каталог

  • Является ключом к систематическому каталогу  
  • В нем в алфавитном порядке перечисляются наименования отраслей знаний, отдельных вопросов и тем, по которым в отделах и подотделах систематического каталога собрана литература, имеющаяся в библиотеке.
Составление собственной библиографии При составлении собственной библиографии по проблеме необходимо внимательно просматривать списки литературы, находящиеся в конце книг, статей т. д., или литературу, указанную в сносках в уже найденных литературных источниках.

Составление собственной библиографии

  • При составлении собственной библиографии по проблеме необходимо внимательно просматривать списки литературы, находящиеся в конце книг, статей т. д., или литературу, указанную в сносках в уже найденных литературных источниках.
Составление собственной библиографии Прочитать Выписки Прочитано

Составление собственной библиографии

Прочитать

Выписки

Прочитано

Составление собственной библиографии Информация, содержащаяся в отобранной для изучения литературе, часто превышает действительные потребности для определенной работы. Отсюда вытекает необходимость предварительно выявлять все нужное и отбрасывать лишнее с помощью избирательного чтения (вначале беглый просмотр источника, ознакомление с названием его разделов и лишь потом подробное изучение выбранного содержания).

Составление собственной библиографии

  • Информация, содержащаяся в отобранной для изучения литературе, часто превышает действительные потребности для определенной работы. Отсюда вытекает необходимость предварительно выявлять все нужное и отбрасывать лишнее с помощью избирательного чтения (вначале беглый просмотр источника, ознакомление с названием его разделов и лишь потом подробное изучение выбранного содержания).
Способы обработки информации при чтении побуквенное, послоговое, по словам (просматривается первый слог первого слова и первые буквы второго слова, остальная же часть слова угадывается),  по понятиям (из текста выбираются только отдельные ключевые слова, а затем синтезируется мысль, содержащаяся в одном или нескольких предложениях). Чтение по понятиям характерно для людей, имеющих определенные навыки, большой запас знаний для понимания материала и хорошую память.

Способы обработки информации при чтении

  • побуквенное,
  • послоговое,
  • по словам (просматривается первый слог первого слова и первые буквы второго слова, остальная же часть слова угадывается),
  • по понятиям (из текста выбираются только отдельные ключевые слова, а затем синтезируется мысль, содержащаяся в одном или нескольких предложениях).
  • Чтение по понятиям характерно для людей, имеющих определенные навыки, большой запас знаний для понимания материала и хорошую память.
Мыслительные приемы при чтении Антиципация – смысловая догадка (восприятие не отдельных слов, а предложений и даже целых групп предложений, т. е. абзацы). Быстро читающий человек обычно по нескольким буквам угадывает слово, по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца.

Мыслительные приемы при чтении

  • Антиципация – смысловая догадка (восприятие не отдельных слов, а предложений и даже целых групп предложений, т. е. абзацы).
  • Быстро читающий человек обычно по нескольким буквам угадывает слово, по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца.
Мыслительные приемы при чтении Дифференциальный алгоритм –начало обработки каждого абзаца с выявления ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку, после чего строятся смысловые ряды, т. е. происходит сжатие текста путем выделения ключевых слов и образования на их основе лаконичных выражений

Мыслительные приемы при чтении

  • Дифференциальный алгоритм –начало обработки каждого абзаца с выявления ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку, после чего строятся смысловые ряды, т. е. происходит сжатие текста путем выделения ключевых слов и образования на их основе лаконичных выражений
Техника быстрого чтения Глаза читающего двигаются с небольшой скоростью вертикально сверху вниз по воображаемой линии, проведенной по центру страницы без движения по строчке слева направо и обратно. При быстром чтении движение глаз более экономичное, поскольку глаза проходят всю страницу текста по кратчайшему пути: прямой вертикальной линии. Необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение.

Техника быстрого чтения

  • Глаза читающего двигаются с небольшой скоростью вертикально сверху вниз по воображаемой линии, проведенной по центру страницы без движения по строчке слева направо и обратно.
  • При быстром чтении движение глаз более экономичное, поскольку глаза проходят всю страницу текста по кратчайшему пути: прямой вертикальной линии.
  • Необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение.
Таблицы Шульте Позволяют расширить поле зрения При работе с таблицами ставится задача: концентрируя взгляд в центре таблицы, видеть ее всю целиком и назвать все цифры по порядку (от 1 до 25) за время не более 25 с. Тренировка с таблицами заключается в помощи мозгу изменить программу восприятия текста, чтобы в единицу времени воспринималось наибольшее количество смысловой информации.

Таблицы Шульте

  • Позволяют расширить поле зрения
  • При работе с таблицами ставится задача: концентрируя взгляд в центре таблицы, видеть ее всю целиком и назвать все цифры по порядку (от 1 до 25) за время не более 25 с.
  • Тренировка с таблицами заключается в помощи мозгу изменить программу восприятия текста, чтобы в единицу времени воспринималось наибольшее количество смысловой информации.
Запоминание информации Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания с уже приобретенным ранее. Запоминание является избирательным. Различают два вида запоминания : непроизвольное (ненамеренное) и произвольное (запоминание с помощью мнемических действий, целью которого является само запоминание).

Запоминание информации

  • Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания с уже приобретенным ранее.
  • Запоминание является избирательным.
  • Различают два вида запоминания : непроизвольное (ненамеренное) и произвольное (запоминание с помощью мнемических действий, целью которого является само запоминание).
Приемы мнемотехники Суть мнемотехники состоит в создании всяких искусственно придуманных связей. Метод первых букв : «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», первые буквы фразы помогают раскрыть последовательность цветов в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Приемы мнемотехники

  • Суть мнемотехники состоит в создании всяких искусственно придуманных связей.
  • Метод первых букв : «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», первые буквы фразы помогают раскрыть последовательность цветов в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Приемы мнемотехники Метод ассоциаций

Приемы мнемотехники

  • Метод ассоциаций
Приемы мнемотехники Метод «Цепочка» Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко. Рыжая  лиса  в  скафандре  (ассоциация с космонавтом),  кольцом  на лапе и  яблоком  на носу играет в  шахматы  с  учителем географии  (Африка), но не фигурами, а стаканами  молока

Приемы мнемотехники

  • Метод «Цепочка»
  • Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку.
  • Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.
  • Рыжая  лиса  в  скафандре  (ассоциация с космонавтом),  кольцом  на лапе и  яблоком  на носу играет в  шахматы  с  учителем географии  (Африка), но не фигурами, а стаканами  молока
Приемы мнемотехники Метод историй Суть данной техники развития памяти: слова и определения необходимо связать в один текст. Смешную историю запомнить легче, чем 20 абстрактных понятий. Чем более фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память. Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами . 

Приемы мнемотехники

  • Метод историй
  • Суть данной техники развития памяти: слова и определения необходимо связать в один текст. Смешную историю запомнить легче, чем 20 абстрактных понятий. Чем более фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.
  • Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами
  • Почтальон  Печкин верхом на  тигре  скачет через  кукурузное  поле. Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъярённые  осы . Вдруг он натыкается на  реку . «Что делать!? — крикнул в пустоту бедный почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была огромная  сковорода . Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки  крестоносцы  уже строили баррикады из  диванов,  и как только осы стали приближаться, крестоносцы стали сбивать их меткими бросками  мармелада . Печкин подбежал к старому  арабу  — получателю посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного  борща , в которой вместо ложки лежала  зубная щётка . Неожиданно пошёл  дожд ь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться  тюльпаны . Тысячи тюльпанов медленно опускались и как только касались земли, тут же превращались в  пепел . Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной  подковы  (образ на слово «удача»).
Приемы мнемотехники Запоминание имен Ассоциация с известной личностью.  Как правило, вспомнить известного человека с таким же именем, как новый знакомый, не представляет труда. Для закрепления результата можно найти общую черту между ними и создать более логичную ассоциацию. Подбор модификаций.  Чтобы запомнить, как зовут человека, можно продумать множество вариаций его имени и мысленно назвать нового знакомого каждым из них. После этого будет трудно забыть, как к нему обращаться.

Приемы мнемотехники

  • Запоминание имен
  • Ассоциация с известной личностью.  Как правило, вспомнить известного человека с таким же именем, как новый знакомый, не представляет труда. Для закрепления результата можно найти общую черту между ними и создать более логичную ассоциацию.
  • Подбор модификаций.  Чтобы запомнить, как зовут человека, можно продумать множество вариаций его имени и мысленно назвать нового знакомого каждым из них. После этого будет трудно забыть, как к нему обращаться.
Использование выписок При работе с литературой целесообразно использовать выписки Обязательное условие выписок – точное указание источника и места, откуда это выписано Выписки лучше делать на карточках, что облегчает их хранение и использование. Карточка должна содержать обозначение ее содержания, номер или шифр, указывающий ее место в карточке, дату заполнения, библиографические данные.  При выписывании цитат необходимо сохранять абсолютную точность при передачи мыслей автора его словами и выражениями, ставить их в кавычки. Пропуски в цитате допускаются (отмечаются многоточием), но они не должны изменять смысла высказывания. Цитата обязательно должна быть снабжена указанием источника.

Использование выписок

  • При работе с литературой целесообразно использовать выписки
  • Обязательное условие выписок – точное указание источника и места, откуда это выписано
  • Выписки лучше делать на карточках, что облегчает их хранение и использование.
  • Карточка должна содержать обозначение ее содержания, номер или шифр, указывающий ее место в карточке, дату заполнения, библиографические данные.
  • При выписывании цитат необходимо сохранять абсолютную точность при передачи мыслей автора его словами и выражениями, ставить их в кавычки. Пропуски в цитате допускаются (отмечаются многоточием), но они не должны изменять смысла высказывания.
  • Цитата обязательно должна быть снабжена указанием источника.
Использование выписок 1. Название, №, дата 2. Тема 3. Автор 4. Цитата 5. Название произведения

Использование выписок

  • 1. Название, №, дата
  • 2. Тема
  • 3. Автор
  • 4. Цитата
  • 5. Название произведения
Использование вырезок Одной из форм хранения информации являются вырезки из газет и журналов. Для систематизации необходимо иметь картотеку вырезок с указанием источника на каждой вырезке.

Использование вырезок

  • Одной из форм хранения информации являются вырезки из газет и журналов.
  • Для систематизации необходимо иметь картотеку вырезок с указанием источника на каждой вырезке.
Организация рабочего места При работе с литературой важно правильно организовать рабочее место: достаточное освещение, наличие того, что может понадобиться в процессе работы (бумага, пишущие принадлежности и т.д.). При наличии компьютера целесообразно сразу обобщать и систематизировать информацию в электронном виде.

Организация рабочего места

  • При работе с литературой важно правильно организовать рабочее место: достаточное освещение, наличие того, что может понадобиться в процессе работы (бумага, пишущие принадлежности и т.д.).
  • При наличии компьютера целесообразно сразу обобщать и систематизировать информацию в электронном виде.