СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация рефлексии на уроках

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Организация рефлексии на уроках»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»

Благовещенский район Алтайский край











Организация рефлексии на уроках

(доклад на МО учителей предметников

Дата _____протокол №________)






Подготовил: учитель математики Селукова А.В.








2023г



Организация рефлексии на уроках

Сегодня, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.

Самостоятельная работа и способность к самообучению являются ключевыми навыками для успеха в современном мире, где информация быстро меняется и обновляется. Учитель играет важную роль в развитии этих навыков у своих учеников, предоставляя им возможности для самостоятельного изучения, анализа и решения проблем.

А учитель , должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

(из ФГОС)

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия?

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)

Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов

Рефлексия на уроке - это важный элемент учебного процесса, который позволяет ученикам осмыслить и проанализировать свою деятельность на занятии, а также оценить уровень своего понимания материала.

К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

  • диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;

  • проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;

  • организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;

  • коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;

  • смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;

  • мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;

  • коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия .

От выбора способа рефлексии зависит эффективность учебного процесса, уровень понимания материала учащимися и развитие их навыков критического мышления. Рефлексия может проводиться в различных формах:

  1. Индивидуальная рефлексия: ученики пишут свои мысли и чувства по поводу урока на специальных карточках или в дневниках.

  2. Групповая рефлексия: учащиеся обсуждают свои впечатления от урока в мини-группах, затем представляют свои выводы всему классу.

  3. Фронтальная рефлексия: учитель задает вопросы о том, что ученики узнали на уроке и что они думают о нем, ученики отвечают на эти вопросы.

  4. Письменная рефлексия: после урока ученики пишут эссе или краткие заметки о своих впечатлениях, успехах и трудностях.

  5. Визуальная рефлексия: ученикам предлагается нарисовать свои впечатления от урока или создать коллаж из картинок, которые отражают их мысли.

Рефлексия на уроке помогает ученикам лучше понять свои достижения и недостатки, научиться анализировать свои действия и принимать осознанные решения. Это также помогает учителю лучше понимать потребности и уровень знаний своих учеников, что позволяет ему более эффективно планировать и проводить уроки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!