СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация самостоятельной и индивидуальной работы учащихся на уроках истории»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании методического объединения учителей-предметников

Просмотр содержимого документа
««Организация самостоятельной и индивидуальной работы учащихся на уроках истории»»

Государственое бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пестречинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»







Выступление на заседании методического объединения учителей-предметников

«Организация самостоятельной и индивидуальной работы учащихся на уроках истории»




Подготовила: Николаева О.Г.,

учитель-дефектолог





Ноябрь, 2021

Процесс обучения истории в школе состоит из ряда связанных между собой звеньев. Основные из них: подготовка учащихся к изучению нового материала; изучение нового материала; его первичное закрепление и применение; домашняя работа учащихся по дальнейшему закреплению, совершенствованию знаний и умений, приобретенных и классе; пополнение и углубление знаний, развитие умений школьников на последующие уроках в процессе опроса и повторения. Ни одно из этих звеньев не может быть упущено без ущерба для формирования знаний, гуманистического воспитания и развития учащихся. При этом каждое из этих звеньев предполагает взаимосвязанную и взаимообусловленную преподавательскую деятельность учителя в учебную деятельность школьников.

Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно - самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний.

Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая; это выход творческим силам детской души.

Под умениями самостоятельной работы понимается осознанное владение способами и приемами учебной деятельности, основанное на использовании знаний о сущности и методах организации учебной деятельности. Под навыками самостоятельной работы понимается автоматизированное владение способами и приемами учебной деятельности. Выработка у учащихся навыков самостоятельной творческой работы - одна из центральных задач обучения.

В настоящее время существуют общепринятые формы самостоятельной работы: урочная и внеурочная. Если первая проводится в присутствии и под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения заданий можно получить консультацию, то вторая, будучи собственно самостоятельной, нацелена на формирование умений работать в произвольном режиме времени, в удобные для учащего часы .

Также можно выделить основные виды самостоятельной деятельности учащихся при изучении истории

1. Виды работы с учебником:

а) задания, связанные с поиском информации:

– найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

– найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации;

– найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия;

– прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты и подчеркнуть карандашом;

- найти и выписать (подчеркнуть, назвать) требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для пересказа;

- по ходу чтения выполнить тестовые задания;

б) задания, связанные с развитием устной речи:

  • прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных мыслительных операций;

- прочитать и рассказать друг другу о прочитанном;

- «сжать» и «развернуть» информацию;

- почитав, рассказать о своих впечатлениях;

- составить предложения с новыми терминами;

в) задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности:

- ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления, события, повод к нему;

- подобрать в тексте факты, доказывающие тезис;

- прочитав текст, выполнить задание, требующее умения анализировать текст, сопоставлять два и более текста, проверить сравнение;

- придумать к данному тексту вопросы;

- составить план рассказа (простой, сложный, тезисный, цитатный);

- заполнить таблицу: сравнительно-обощающую; хронологичекую, систематизирующую;

- составить схему.

2. Виды работы с документами:

  • объяснить значение понятий, употребляющихся в тексте документа;

  • сравнить текст документа с содержанием учебника;

  • пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник;

  • используя документ, доказать тезис;

  • выбрать главное и второстепенное в содержании документа, аргументировать свой выбор;

  • ответьте на вопросы к документу.

3. Виды работы с картой.

  • показать и описать на исторической карте границы государства, места сражений, районы восстаний и т.д.;

  • описать геополитическое положение государства;

  • сравнить карты 2, 3 эпох, на основе увиденных изменений сделать выводы о характере территориальных и политических изменений;

  • выполнить задания на контурной карте с использованием атласа, настенной карты или по памяти;

  • найти на карте и назвать включенные в легенду знаки;

  • найти изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство.

4. Виды работы с иллюстрациями:

  • провести элементарный анализ иллюстрации: выделить главное в изображении;

  • пользуясь памяткой, проанализировать иллюстрацию, политическую карикатуру;

  • составить описательный рассказ по картине;

  • используя комплект иллюстраций, изображающих памятники архитектуры, распределить их по стилям, выделить характерные черты каждого стиля, описать памятник архитектуры;

  • разместить в хронологической последовательности учебные картины;

  • подобрать иллюстрации по теме;

  • озвучить учебную картину (например: о чем говорят люди);

  • рассказать какие исторические легенды или реальные события лежат в основе

картины.

5. Виды работы со статистическими данными:

  • словесно проиллюстрировать содержащуюся в таблице, графике, диаграмме информацию, проанализировать ее, сделать выводы;

  • найти статистические данные в тексте, построить графики;

  • сравнить данные 2 статистических источников, отметить моменты сходства, совпадения, сделать выводы.

6. Виды работы с дополнительной литературой:

  • подобрать литературу по изучаемой теме, статично оформить список;

  • составить рассказ, используя несколько источников;

  • подготовить сообщение, «цитатник», реферат;

  • выполнить творческую работу.

8. Другие виды работы:

  • подготовить монологический рассказ;

  • решить познавательные задачи;

  • проанализировать ответ товарища;

  • письменно оформить выводы по теме;

  • составить вопросы, задачи, тест, при помощи которого можно проверить знания одноклассников по пройденной теме;

  • написать перечень вопросов, пройденных в теме, с отметкой «хорошо», «не очень», « не усвоил»;

  • составить схему пройденного материала, в которой необходимо отразить основные понятия, изученные в теме, и связи между ними;

  • составить характеристику исторической личности, события;

  • составить мини-рассуждение по данной теме.

В структуру самостоятельной работы я включаю три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.

Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике. Поэтому от этапа объяснения, показа на практике учителем, закрепления и применения знаний учащимися до формирования умений и навыков самостоятельной работы - долгий и непростой путь.

На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определённого действия:

  • выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу;

  • выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности);

  • выполнение эвристических работ (разрешение проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества);

  • выполнение исследовательских работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа.

На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия).

Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, а также к готовности к работе в библиотеке. Я применяю самостоятельную работу на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний.

При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:

  • по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие);

  • по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически);

  • по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);

  • по месту выполнения (на уроке, вне урока);

  • по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик).

Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:

  1. Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.

  2. Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).

  3. Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.

  4. Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.

  5. Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.

  6. Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).

  7. Осознание учащимися результатов своих достижений.

Обучение истории, как и любому другому предмету, предполагает, прежде всего, развитие внимания учеников. Без устойчивого внимания не может быть ни полноценного образования, не основательного усвоения (осмысления и запоминания, а так же воспроизведения, применения) исторических знаний.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках использую в своей работе такие методы как:

  • метод самостоятельной работы с учебником;

  • метод работы с различным дидактическим материалом;

  • метод проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский методы);

  • групповое обучение;

  • дискуссия на уроках.

Групповая деятельность на уроках истории

В процессе коллективного учебного труда создаются наиболее благоприятные возможности для интерпретации знаний и для наиболее полного психического развития каждого школьника.

Под групповой формой обучения понимают такую организацию учебных занятий, при которой группе школьников ставят единую познавательную задачу, а для решения необходимо объединение усилий всех ее членов и их тесное взаимодействие. Групповая деятельность в условиях классно-урочной системы сочетается с другими формами организации преподавания. Ее особенность в том, что слабоуспевающие ученики получают необходимую им помощь от своих товарищей, т.е. «обучающую» работу ведет не только учитель, но и учащиеся.

Школьникам трудно сразу перейти от индивидуальной работы к групповой, поэтому с целью психологической подготовки к взаимоконтролю применяю такую памятку:

  1. Внимательно выслушай и пойми мысли товарища по группе.

  2. Если не понял, спроси еще раз.

  3. Высказывай свои мысли группе кратко и четко.

  4. Если не согласен с ответом товарища обоснуй, почему.

  5. Если не согласны с тобой, установи, почему.

  6. Если доказали неверность твоих взглядов, признай свою ошибку

  7. Помни: решение проблемы зависит от каждого члена группы.

Применяю групповую деятельность при изучении нового материала, на этапе первичного закрепления знаний и при их оценивании в середине или конце урока, уроках-соревнованиях.

Соревнование провожу между существующими коллективами учащихся. Обязательно подвожу итоги соревнования. При оценке работы следует учитывать не только конкретные оценки, но и массовость в выполнении заданий, проявление творческой инициативы. Вместе с оценкой, которая выставляется команде, оценивается индивидуальная работа каждого учащегося. Проведение такой формы урока разнообразит процесс обучения, делает его более увлекательным, дает возможность удовлетворить интересы школьников, повышает у них чувство ответственности за главное дело своей жизни – учение.

Проблемное обучение (Использование исторических задач в процессе обучения)

Задача – это вопрос, требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением известных условий.

На рубеже XX - XXI веков в образовательной практике широкое распространение получили исторические задачи. Причем, они полностью отвечали критериям научного определения: наличие вводной информации; поиск решения; соблюдение известных условий (принципов исторического исследования).

В исторических задачах в основе лежит сущность событий, действия личности, скрытый смысл лежащего на исторической поверхности материала, обоснование непредсказуемых поступков, нелогичных шагов, невероятных фактов и прочее.

Выделяется три основных вида исторических задач, каждый из которых имеет свои сущностные особенности: событийно-проблемные, биографические и хрестоматийно-литературные.

Первый вид - событийно-проблемные задачи. В их основе лежит учебное или реальное противоречие, разрешение которого требует активной мыслительной деятельности. Информацию здесь предлагается в ходе её обдумывания и аргументирования на основе имеющихся знаний обогатить новыми, доселе неведомыми учащимися историческими данными.

Проблемные задачи не содержат вопросов типа «сколько?», «где?», «когда?». Они требуют от учащихся глубокого объяснения «почему?», «как же так?», «но ведь должно быть по-другому?», «не могли же они не понимать этого?», «получается, что знали, а делали наоборот?».

Например. Учебники истории требуют от учащихся запомнить такой факт: монголо-татары, не дойдя 100 вёрст до Новгорода, повернули на юг. Ну, дети запомнили. И что с того? Задача же, в отличие от учебника, требует от учащихся не просто заучить это положение, но и объяснить: «Почему богатый Новгород, об этом прекрасно были осведомлены завоеватели, не был подвергнут захвату и разграблению, ведь до города-то рукой подать, каких-нибудь 200 км? Что для них эти 200 км, если могучее войско преодолело с победами не одну тысячу? И потом, город монголо-татары не взяли, а дань Новгород Орде платил?! Как же так, ведь везде, где проходили ордынцы, они захватывали города и земли, облагали их данью, и тогда же в установленные сроки отправляли её в Сарай или Каракорум. Здесь же покорения не было, а дань платили. Да не при каком-нибудь князе, а при самом Александре Невском!». Это и есть историческая задача первого вида.

Второй вид задач - биографические. Они требуют от читателей выяснения «кто есть кто». Что такие задачи включают?

Учащемуся даётся объём информации о конкретной личности, не называя её: когда родился, как учился, чем занимался, что делал, чем прославился. Учащийся, проанализировав эту информацию, приходит к определённому решению - кто эта личность. Часть задач этого вида направлена на углубленное изучение достаточно известных, хотя, как правило, лишь по фамилиям личностей. Другая часть задач предполагает ознакомление с недостаточно известными, но сыгравшими значительную роль в истории России соотечественниками. Так что в задачах стоят рядом императоры и ученые, полководцы и просветители, государственные деятели и скульпторы, великие князья и самозванцы. Вот пример подобной задачи: воевал с Иваном Болотниковым и Лжедмитрием II, освобождал Москву от поляков, в войне с Польшей был в звании второго воеводы, был также воеводой в Новгороде и Переяславле - Рязанском, Разбойным, Приказных дел, Московским судным (Д. М. Пожарский).

Третий вид задач - хрестоматийно-литературные. Они носят смешанный характер. В одном случае надо по отрывку из хрестоматии определить событие, в нём отраженное, в другом по стихам исторического содержания узнать автора и время, в котором он жил, в третьем по фрагменту из художественной книги выяснить о ком или о чём идёт речь, в четвертом по меню обеда попытаться узнать, в каком веке можно было так отобедать и т. п.

Пример: по губернской реформе вводилось новое административно-правовое деление, на основе которого в России создавалось 25 губерний. В каждой из них проживало по 300 - 400 тысяч человек. Губернии делились на уезды по 20 - 30 тысяч человек в каждом. При определении границ регионов национальные и экономические особенности не учитывались.

Управлял губернией губернатор или генерал-губернатор (исполнительная власть). В уезде аналогичной властью был городничий.

В какое время, в чье царствование была проведена данная губернская реформа? (XVIII в., царствование Екатерины II).

Итак, из всех видов задач особую сложность для учителей, вызовут событийно-проблемные задачи.

Методических приёмов их использования в изучении истории несколько.

Первый. Задачи ставятся в ходе урока. Решаются они либо тут же, через диалог, либо учащимся предлагается подумать над ними во время самостоятельной работы.

Второй. Задачи выносятся непосредственно на уроке. Разрешаются они, как правило, в ходе урока.

Третий. Задачи определяются на часы самостоятельной работы во внеурочное время.

Для решения задач второго и третьего видов - биографических и хрестоматийно-литературных - рациональнее всего использовать самостоятельную подготовку учащихся к классным занятиям. При этом им обязательно рекомендуется соответствующая литература. Хорошо также предлагать данные виды задач на олимпиадах, конкурсах и викторинах. Можно использовать такие задачи при закреплении изученной темы, раздела и на уроках.

Отработка исторических задач поможет активизировать познавательную деятельность учащихся, глубже усвоить исторические знания и в чем-то научить жить на основе богатейшего исторического опыта.

Приёмы использования задач. Для использования в обучении истории событийно-проблемных задач разработано несколько приёмов.

1. Задача ставится в ходе урока. Решается тут же, посредством диалога.

2. Задача выносится непосредственно на уроке и разрешается, как правило, в ходе одного урока.

3. Задача определяется для решения в часы самостоятельной подготовки во внеурочное время. Биографические и хрестоматийно-литературные задачи используются на всех видах занятий, но чаще - в ходе самостоятельной подготовки учащихся к классным занятиям. При этом им обязательно рекомендуется соответствующая литература. Нередко биографические и хрестоматийно-литературные задачи используются на олимпиадах, конкурсах и викторинах.


Приложение

Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи.

1. Внимательно прочтите условия задачи и запомните вопросы к ней.

2. Начните обдумывать данные условия (слово за словом, строку за строкой) и определите, что они дают для ответа на вопрос.

3. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

4. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.

5. Обязательно докажите своё решение. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.

6. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

7. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?

8. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи сделали и доказали.