СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самостоятельной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Потребность в общении никогда не ощущалась столь очевидно и не реализовалась повсеместно в столь огромных масштабах. В настоящих условиях сокращения часов изучения иностранного языка и приравнивание всех учащихся к единому базовому уровню уроки по домашнему чтению являются единственной важностью в создаваемых условиях отойти от привычного течения уроков, разнообразить их интересной и полезной информацией, охватить в полном масштабе все виды речевой деятельности в процессе работы над текстом. Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в создании таких условий, при которых организация учебной деятельности сможет повысить эффективность обучения иностранному языку.

Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы»















ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ



























СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Психологические особенности организации самостоятельной работы…….5

2 Реализация самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка……………………………………………………………………………...11

2.1 Классификация видов самостоятельной работы…………………11

2.2 Управление самостоятельной работой учащихся по иностранному языку……………………………………………………………………………...13

2.3 Средства управление самостоятельной работой учащихся и задания для самостоятельного выполнения………………………………….16

Заключение………………………………………………………………………24







ВВЕДЕНИЕ



В последние годы все больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся в процессе обучения, в частности в обучении иностранным языкам. Самостоятельная работа – это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся. В целом, можно сказать, что развитие самостоятельности, формирование навыков самостоятельной работы являются одной из приоритетных задач в работе современного учителя иностранного языка. Значимость обучения самостоятельной работы состоит в том, что учение, являющееся отражательно – преобразующей деятельностью, направлено не только на воспитания учебного воспитания, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности.

Выполнение самостоятельной работы требует от учащихся напряжения умственных способностей, проявления активности, инициативы и творческого решения поставленных задач. Для самостоятельного выполнения заданий учащиеся должны владеть умениями планировать работу, выбирать наиболее целесообразные способы выполнения каждого из её этапов, систематически проводить самоконтроль за ходом и результатами работы.

Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно, путем преодоления пассивных трудностей усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. Ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом и концентрирует на нем все свое внимание.

Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает еще одним важным достоинством – носит индивидуальный характер. Каждый ученик использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Самостоятельность не является врожденным качеством человека. Чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно к этому направить.

Все вышесказанное обусловило актуальность выбранной нами темы: «Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку».

Целью данной курсовой работы является исследование основных направлений организации самостоятельной работы школьников на уроках иностранного языка.

Для реализации цели мы поставили следующие задачи:

-изучить литературу по данной теме;

-раскрыть понятие самостоятельной работы;

-выявить психологические особенности организации самостоятельной работы;

-классифицировать виды самостоятельной работы;

-выявить средства управления самостоятельной работой учащихся.

Объектом исследования данной работы является процесс обучения иностранному языку в школе. Предметом исследования являются методы и приемы организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку школьников.











1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



Самостоятельная работа подразумевает выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя.

Педагоги и психологи предлагают разные пути интенсификации учебного процесса. Психолог В.А.Артёмов в своей работе «Психология обучения иностранным языкам» объединяет все пути в два магистральных направления обучения:

1.усовершенствование методики обучения;

2.усовершенствование обучаемого, его психических возможностей, нахождение в нем таких свойств и особенностей, использование которых существенно увеличивает эффективность обучения. [2]

Усовершенствование методики обучения осуществляется в наши дни путем использования современных методов обучения и контроля, использования технических средств на занятиях.

Усовершенствование обучаемого идет путем открытия в нем неиспользованных возможностей.

Если сегодня по совершенствованию процесса обучения проводится большая работа учителями и школами в целом, то совершенствование учения и самообучения часто выпадает из поля зрения. Школьники учатся в основном на своих ошибках, срывах, переутомлении, расходуя неоправданно много времени, нервных усилий и здоровья, овладевая таким образом умениями, позволяющими выполнить учебную программу.

В обучении умственному труду, особенно в самостоятельной работе, желательно обучать учащихся таким понятиям, как экономия времени, планирование работы, повышение умственной работоспособности, технику умственного труда и т.д. Самостоятельная работа ученика по иностранному языку, направляемая и контролируемая учителем, должна закреплять эти навыки.

Организация уроков с использованием элементов самостоятельной работы имеет свою специфику. Попытаемся изобразить этот процесс в таблице 1. Следуя предложенной таблице, учитель получает возможность в полной мере реализовать теорию поэтапного формирования умственных действий учащихся, предложенную П.Я. Гальпериным.



Таблица 1 – Организация уроков с использованием элементов самостоятельной работы

Этапы

Дейст-вия

Основные характеристики урока

Последователь-ность выполнения

Позиция учителя

п

о

н

и

м

а

н

и

е


осоз-нание







осмыс-ление










обоб-щение

учитель рассматривает ключевые вопросы темы, предлагая учащимся проблемные вопросы для самостоятельного решения


учитель конкретизирует содержание заданий, организуя работу учащихся с определённым понятием



учитель систематизирует задания учащихся по теме; при необходимости повторно объясняет материал


выполнение задания по образцу сначала учителем, а затем учеником

самостоятельное выполнение учащимися заданий, предлагаемых учителем

самостоятельное выполнение заданий без образца под руководством учителя


Переводчик абстрактных истинна язык внутреннего опыта учащегося



Продолжение таблицы 1

у

с

в

о

е

н

и

е


текущее

повто-рение



итоговое повто-рение

учитель организует самостоятельную работу учащихся, обучает их способам добывания знаний с помощью различных источников

учитель руководит самостоятельной работой учащихся

самостоятельное выполнение заданий без образца


самостоятельное выполнение заданий с измененными условиями

Организатор учебной деятельности учащихся



п

р

и

м

е

н

е

н

и

е

само-контроль





контроль



коррек-ция ошибок

учитель организует индивидуальные и групповые формы работы



учитель проводит контрольную работу или тест



учитель организует работу над ошибками

индивидуальное выполнение заданий с самоконтролем


выполнение контрольной работы, тестов


выполнение работы над ошибками

консультант



Как видно из данной таблицы, именно на этапе понимания учитель обеспечивает осознание, осмысление и обобщение изучаемого материала. Именно на этом этапе он занимает позицию «переводчика абстрактных истин на язык внутреннего опыта учащегося»[12]. Чем ниже уровень знаний учащегося, тем конкретнее должен быть объясняемый материал, используемый в качестве опоры, и тем более развёрнутой и детальной должна быть цепь суждений, ведущих от уже имеющихся знаний к новым. Надёжной опорой этому могут служить различные картинки, таблицы, схемы, модули.

На этапе усвоения учитель выступает в позиции организатора учебной деятельности учащихся. И эта функция учителя очень важна, так как наибольший удельный вес самостоятельной работы приходится именно на этот период. На этом этапе особое внимание уделяется операционной стороне обучения, то есть обучению учащихся приёмам, методам познания, позволяющим им овладеть способам добывания новых знаний и применения их на практике.

В этом вопросе нам не обойтись без знаний психологии. Учеными установлено, что лишь наиболее развитые ученики выделяют и сознают операционную сторону знаний. Остальные же учащиеся, если им не оказывать соответствующую помощь, обычно остаются на уровне интуитивно-практического усвоения приёмов оперирования знаниями [6]. На этапе усвоения учителю следует обучать своих учеников алгоритмическим и эвристическим видам обобщенных приёмов умственной деятельности. В основе такого деления лежит вид мышления, на который они рассчитаны.

На этапе применения, или иначе говоря, на этапе самостоятельного использования приобретённых знаний, умений и навыков, учитель становится консультантом, а основная форма деятельности учащихся – индивидуальная самостоятельная работа. Учитель на этом этапе создает ситуацию невмешательства в процесс самостоятельной работы. Если у кого-то возникают проблемы, то задачей учителя является дать правильное направление, основанное на знании физиологических и психологических особенностей организма.

Одной из основных сфер психической деятельности учащихся является внимание. Оно позволяет сравнивать, взвешивать и тщательно исследовать части целого, связывать каждое новое впечатление со старым.

Следует помнить, что объём внимания весьма ограничен, поэтому оно быстро меняет объекты: оно не задерживается надолго на одном объекте и устанавливается лишь там, где ему интересно. Нельзя удержать внимание на одном объекте в течение продолжительного времени.

Если нам нужно сосредоточить внимание на объекте, ученики должны с интересом относиться к тому материалу, который они изучают. Интерес концентрирует внимание, заостряет впечатления, обеспечивает повторение и создаёт богатые ассоциации [16]. Мы должны заботиться о том, чтобы материал, данный для самостоятельной работы, с одной стороны, не терял новизну, а, с другой стороны, был доступен для восприятия.

Как одно из важных условий сохранения устойчивого внимания во время самостоятельной работы можно отметить наличие положительно - эмоционального настроя к предмету. В этом велика роль учителя. Он должен уметь подавать материал чётко, сжато и ясно, связывать известное с неизвестным, идти от простого к сложному, раскрывать предмет постепенно, так, чтобы одно вытекало из другого по логике вещей.

Учитель должен уметь неизменно овладевать вниманием учащихся и быстро определять, когда и в каком месте они могут ответить на его вопросы так, чтобы их ответы подвели их к самостоятельному решению той или иной проблемы.

Учителям иностранного языка при организации самостоятельной работы студентов необходимо избегать всяких упражнений, направленных на механическую работу. Такая однообразная, не связанная с мыслительными действиями работа притупляет внимание, развивает формальное отношение к заданию, понижает интерес к предмету. Задания по иностранному языку должны быть всегда направлены на формирование соответствующих познавательных действий. Слишком лёгкие задания не способствуют сосредоточению внимания.

Важнейшим психо - физиологическим процессом, определяющим развитие и интеллектуальный процесс личности является память. «Память по определению психологов, есть способность ума сохранять опыт и воспринимать то, что хранится в нем» [13].

Проявления функций памяти никак нельзя рассматривать как изолированные процессы.

Задачей учителя иностранного языка является умелый учёт особенности памяти обучаемых, рекомендация наиболее рациональных способов запоминания при их самостоятельной работе над усвоением и закреплением материала.

Для того, чтобы новый материал не забывался, его нужно неоднократно повторять. Эффективность частого повторения определяется личной наблюдательностью и опытом каждого. Чем больше число повторений, тем устойчивее и точнее впечатление, оставленное в памяти. Естественно, что большая концентрированность внимания, вызываемая интересом, должна в результате привести к более быстрому и безошибочному воспроизведению, но так как концентрированность внимания выступает в качестве заменителя повторения, то усвоение является менее устойчивым [15]. Однако повторение становится менее и менее действенным, если оно не сопровождается большим желанием усовершенствовать свои знания. Исследования показывают, что механическое, неосознанное повторение совершенно бесполезно [14].

Учителю стоит помнить, что повторение не только так же важно, как и объяснение, но, возможно, даже важнее того, так как оно обеспечивает более прочное запоминание.

Говоря о наиболее рациональных способах запоминания, следует упомянуть о роли припоминания частично забытого материала, не пользуясь каким-нибудь справочным материалом, имеет очень большое значение для более прочного запоминания той иной информации.

Задачей учителя иностранного языка является целенаправленное и постоянное воспитание у учащихся при их самостоятельной работе способности к «думающему запоминанию» [3].

Значение психологических особенностей организации учебного процесса помогает учителю в использовании структурно-логических приёмов при организации самостоятельной работы на уроках.



2 РЕАЛИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ НГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

2.1 Классификация видов самостоятельной работы

Само понятие самостоятельной работы обладает большой ёмкостью и определяется несколькими признаками, порождающими разнообразие подходов к основе классификации.

Организационные виды самостоятельной работы можно представить следующим образом:

О рганизационные виды самостоятельной работы

ф ронтальная групповая парная индивидуальная

недифферинцированная дифферинцированная

Самостоятельная работа в классе может осуществляться во всех организационных формах, указанных на схеме.

При фронтальной работе ученики работают самостоятельно, выполняя одно и то же задание. При групповой работе учащиеся выполняют работу в небольших группах. При парной работе учащиеся работают в парах и выполняют предложенное им задание.

При организации индивидуальной работы каждый ученик выполняет самостоятельно специально для него подготовленное учителем задание. Эту работу в классе можно проводить в двух вариантах:

a) все учащиеся выполняют одно общее задание;

b) разные задания, в зависимости от своих возможностей, склонностей и возможностей [10].

В зависимости от места выполнения самостоятельную работу можно разделить на выполняемую:

1) в классе;

2) в специально оборудованной лаборатории;

3) в компьютерном классе;

4) в кабинете, где имеется необходимая литература;

5)дома.

Выбор организационной формы и места её проведения определяется в основном характером материала, видом развиваемой речевой деятельности, возрастными и психологическими особенностями учащихся.

Эстонский ученый К.Тупи в своей работе «Проблемы обучения иностранному языку в школе» предлагает классифицировать самостоятельную работу учащихся согласно этапам развития познавательного процесса. Он предлагает следующие пять этапов, приведённых в таблице 2 [18].

Таблица 2 – Этапы развития познавательного процесса

Этапы

Самостоятельная работа

1 Первичное знакомство с учебным материалом

Как источник знаний

2 Формирование знаний

Как средство получения и закрепления знаний

3 Формирование и закрепление умений

Как способ формирования и закрепления умений

4 Применение знаний и умений

Как способ практического применения знаний и умений

5 Проверка и оценка

Как способ контроля



Здесь же можно привести и классификацию М.И. Моро [7]. Он выделяет:

- самостоятельную работу обобщающего характера;

- самостоятельную работу проверочного характера.



2.2 Управление самостоятельной работой учащихся по иностранному языку

В организации учебного процесса в школах до сих пор господствует классно-урочная система. Это очень старая организация учебной работы, которая зародилась ещё в древней Греции и древнем Риме и окончательно оформилась в средневековой монастырской школе.

Классно-урочная система имеет очень много достоинств. Это и организационная чёткость , и упорядоченность педагогического процесса, и идейно - эмоциональная сторона воздействия личности учителя на ученический коллектив класса и многое другое.

Ещё в 1929 году Есипов Б.П. в своей работе «Самостоятельная работа учащихся на уроках» выделил три основные особенности, характеризующие классно-урочную систему. И эти особенности сохранились и до нашего времени.

Первая особенность заключается в группировке учащихся по классам по возрастному признаку.

Вторая особенность этой системы состоит в том, что учебный процесс складывается из уроков, которые начинаются и заканчиваются с минутной точностью по звонку.

Третья особенность классно-урочной системы в том, что она навязывает учителю пассивные методы работы. Учителю приходится большей частью говорить, а ученикам слушать. [1]

Несмотря на значительное число различных разработок и рекомендаций, сущность классно-урочной системы не изменилась. Методические новшества являются дополнениями к старой системе. Примером этого является внедрение учебного кино, телевидения, лингафонных кабинетов, компьютерных классов, которые не изменяют традиционной методики, а лишь дополняют её.

Поэтому задача учителя на уроке, в связи с введением всех этих новшеств, значительно усложнилась. Учитель должен возбуждать интерес учеников к содержанию изучаемого предмета. Новый материал следует объяснить, связывая его с предыдущим, подводить учащихся к собственным выводам и обобщениям. Задача учителя – отобрать содержание обучения, обеспечить рациональную организацию обучения, сформировать умения учащихся самостоятельно добывать знания, то есть осознанное овладение приёмами учебного труда. В этой связи необходимо, чтобы ученик:

- имел ясные представления о целях своей учебной деятельности и был ориентирован на решение тех задач, которые ставит перед ним школа;

- осознавал мотивы своей учебной деятельности;

- планировал сам свою учебную деятельность;

- умел сам оценивать свою деятельность;

- при возникновении трудностей умел концентрировать свои психические и физические силы на достижение поставленной цели;

- умел нести ответственность за правильность своего выбора уровня заданий и темпа изучаемого материала.

Учёными доказано, что чрезмерная активность учителя на уроке в стремлении передать как можно больше информации учащимся часто ведет к торможению восприятии учащихся. Учителю следует воспитывать у учащихся максимальную активность по отношению к предмету и создавать условия, когда учащиеся сами бы ощущали потребность в получении знаний, ибо получаемое в готовом виде проходит мимо их сознания и не оседает в памяти. Отсюда следует вывод, что учителю необходимо научить учащихся учиться, то есть приобретать навыки самостоятельной работы.

Отсутствие навыков самостоятельной работы особенно отрицательно сказывается на изучении иностранного языка. Обычно ученик свою самостоятельную работу по языку сводит к выполнению домашних заданий. Самостоятельная работа не должна рассматриваться только как выполнение домашних заданий. Она включает все виды самостоятельной работы ученика в классе и вне его.

Совокупность всей самостоятельной работы учащихся в изучении иностранного языка может определиться как его самостоятельная деятельность, опосредованно направленная и контролируемая учителем. Организация самостоятельной работы должна предусматривать управление, органическую связь с занятиями на уроке, контроль, самоконтроль учащихся, регулярность и систематичность её проведения.

Основные положения самостоятельной работы:

1. Самостоятельная работа учеников по иностранному языку не является основополагающим видом работы, тем самым иностранный язык не вписывается в общую систему работы общеобразовательной школы;

2. При определении самостоятельных видов работ по иностранному языку мало учитываются особенности психических функций учащихся разных возрастов. Игнорирование такого фактора, как возрастные особенности, может привести к неуправляемому, а, следовательно, малоэффективному обучению;

3. В познавательной деятельности учащихся не учитывается ведущая роль восприятия в процессе усвоения языкового материала [4];

4. В самостоятельной работе учащихся недостаточно используются различные виды и уровни познавательной деятельности ученика – активной сознательной и подсознательной; непроизвольная познавательная деятельность очень важна в изучении иностранного языка, если учесть большую нагрузку на логическую память современных школьников;

5. Недостаточно широко и целенаправленно используются технические средства обучения, при этом не учитывается временной фактор, оказывающий существенное влияние на усвоение языкового материала.

Все эти положения свидетельствуют о необходимости создания системы в самостоятельной работе учащихся по иностранному языку, в основу которой должны быть положены научные принципы организации учебного труда с учетом возрастных, мотивационных и мыслительных особенностей учащихся.

Если говорить о научной организации труда, то она предполагает:

a) чёткое распределение функций между участниками учебного процесса, которыми в данном случае являются учитель и учащиеся;

b) управление учебным процессом;

c) фактор времени [9].

Научная организация самостоятельной работы учащихся может быть определена как система рационального использования времени в цикле плодотворной деятельности учеников, направленной на адаптацию к изучаемому предмету, согласно его силам и способностям. Только в процессе самостоятельной работы учащийся начинает адаптироваться к изучаемому предмету, как бы пробуя себя в нем, примеряя и определяя расход волн, сил и способностей в единицу учебного времени.

2.3 Средства управление самостоятельной работой учащихся и задания для самостоятельного выполнения

Управление учебной деятельностью учащихся при организации их самостоятельной работы может быть как прямым, так и косвенным. Когда имеет место непосредственное взаимодействие учителя с учениками, когда учащийся следует в своих действиях алгоритму, схеме, инструкции, содержащейся в учебнике или данной учителем, то можно говорить о прямом управлении. Если же иметь в виду саму концепцию учебного пособия или обучающей программы, конкретизированное в них содержание обучения, а также заложенные в систему упражнений способы и последовательность формируемых умений, то, по-видимому, здесь речь может идти о косвенном управлении учебной деятельности учащихся.

Средства управления, оказывающие прямое воздействие на учащихся, могут носить как явный, так и скрытый характер. Задание является центральным средством учебной самостоятельной деятельности учащихся, так как учеными считается, что оно уже является регулятором деятельности. Адекватная формируемым умениям постановка задания, четкая и грамотная её формулировка, некоторая модификация, обусловленная индивидуальными способностями обучаемых, благотворно воздействует на сам процесс выполнения упражнения и его результативности. Желательный эффект достигается благодаря привнесению в ход работы игровых или сравнительных моментов [11].

Одним из средств управления, входящих под систему, предназначенную для учащихся, является учебник. На первый взгляд кажется, что это наиболее лёгкий вид организации самостоятельной управляемой работы. Но это ошибочное мнение, так как организовывать эту работу следует таким образом, чтобы учащиеся сознательно и самостоятельно приобретали знания, а не просто прочитывали и затем пересказывали тексты.

Работа с книгой помогает формировать навыки самостоятельной работы учащихся и способствуют развитию их мыслительной деятельности в том случае, если она проводится по строго продуманной системе учебно-логических заданий. Чем старше возраст и лучше учебная подготовка школьников, тем чаще используется самостоятельная работа с книгой.

Среди источников информации можно назвать и тексты, которые находятся в учебниках и которые можно также рассматривать как справочный материал. Если внимательно проанализировать любой текст из учебника, то можно заметить, что в нем лексико-грамматический материал дается в естественных, диктуемых коммуникативными задачами связях.

Более сложной является работа с текстами по домашнему чтению, потому что они больше по объёму и в них может встречаться определённое количество незнакомых слов. Но работа с текстами по домашнему чтению должна проводиться обязательно, так как учёными уже давно доказано, что тот, кто много читает на иностранном языке, лучше говорит на этом языке, чем тот, кто не читает ничего.

Читая значительный по объёму текст, ученик не всегда сразу разбирается в его содержании. Поэтому даются необходимые сноски.

Обычно лексические, грамматические и стилистические трудности литературных текстов раскрываются в сносках, что облегчает самостоятельную работу с текстом.

Цель самостоятельной работы с текстом по домашнему чтению не может быть сведена к запоминанию определённых слов и пересказу его содержания. Из текста учащиеся отбирают то, что нужно для решения познавательной задачи, поставленной в связи с темой текста.

Если в «Книге для чтения» есть стихи, то целесообразно предлагать их учащимся для самостоятельного литературного перевода. Это очень полезный вид работы: даёт возможность попробовать свои силы и в качестве переводчика, и в качестве поэта, а так же задания для самостоятельной работы развивают мыслительную деятельность учащихся и их творческий потенциал.

Сюда же можно отнести различного рода справочники, которые расположены в самом учебнике. Материалы в них, как правило, подобраны в соответствии с программой данного класса.

В настоящее время «Рабочие тетради» по иностранному языку входят в состав учебно-методического комплекса.

Тетради по каждому классу содержат методически обоснованную и практически проверенную систему упражнений, обеспечивающих сознательное усвоение изучаемого материала. Материал таких тетрадей обеспечивает большую вариативность упражнений по иностранному языку. Он используется для письменных подготовительных упражнений по закреплению изученного и выработке навыков, повторительно-обобщающих, а частично и устных упражнений.

Делая вывод, из сказанного, можно определить рабочую тетрадь следующим образом: «Под рабочей тетрадью понимается набор заданий для организации самостоятельной работы учащихся, составленной в строгом соответствии с действующей учебной программой и охватывающей определённый школьный курс» [8].

Структура тетради по иностранному языку может быть следующей:

1) упражнения для закрепления лексики, пройденной на уроке;

2) упражнения для закрепления грамматики;

3) задания для развития диалогической речи;

4) задания для развития монологической речи [5].

Рабочая тетрадь - это хорошее средство организации текущего контроля знаний, умений и навыков учеников. Все предлагаемые в тетради упражнения должны соответствовать своему назначению: чёткая формулировка задания, ограничение одного грамматического явления в пределах одного упражнения, простая структура упражнений, обеспечивающая правильность деятельности учащихся.

Отдельно хочется остановиться на таком вопросе как написание сочинения. Это одна из эффективных разновидностей самостоятельной работы. Небольшие сочинения служат закреплению лексико-грамматических навыков. Они позволяют широко применять приобретённые знания в разнообразной по своему содержанию письменной речи на иностранном языке, содействовать её развитию. Это также достаточно эффективное творческое упражнение, предлагаемое для самостоятельной работы.

В сочинении проявляется начитанность, общий уровень развития, знание иностранного языка, в них отражается мировоззрение каждого отдельного ученика. Также в сочинении проявляется самостоятельность ученика, его оригинальность и внутренний творческий потенциал.

Центральный вопрос теории обучения сочинениям – это выяснение его темы и главной мысли. У школьников нередко отсутствует умение выразить свои мысли, а также у учащихся не хватает необходимого запаса иноязычных слов. Поэтому учить учеников нужно почти с самого начала обучения.

Английский педагог Марси Тейлор в своей работе «Рассказывая сказки в школе» разработал приём, названный «теория педагогического рассказа». Под понятием «педагогический рассказ» подразумевается зарисовка, описание личных впечатлений, размышления на определённую тему [17]. Автор данного приёма предлагает следующий алгоритм работы с такими рассказами:

1. Предложение темы рассказа и его написание;

2. Прочтение рассказа учителем и его письменная или устная оценка. Учитель также составляет вопросы, на которые ученики должны дать письменные ответы;

3. Работа учеников с замечаниями и рекомендациями учителя, написание ответов на вопросы и, если это возможно. То ученики самостоятельно производят стилистическую правку текста;

4. Знакомство группы с рассказами, причем фамилия автора указывается по желанию ученика;

5. Обсуждение рассказов в группе.

Методика работы с подобными рассказами помогает ученику лучше ориентироваться в определённых ситуациях, приобретать умение излагать свои мысли на иностранном языке, анализировать мнение других учеников.

Ученикам нужно предлагать писать краткие воспоминания о своих достижениях, заслугах, поступках, которыми они могут гордиться и, таким образом, стимулировать воспроизведение не любых, а только тех событий, которые связаны с переживанием успеха.

Обучение написанию сочинений – очень полезное упражнение для самостоятельной работы, так как и после окончания школы ученики будут сталкиваться с ситуациями, когда им придётся излагать определённые мысли на иностранном языке.

Говоря о работе с источниками знаний, мы относим к ним и работу с различного рода дидактическим материалом. Это могут быть комплекты тематических картинок, грамматических таблиц или карточки с упражнениями. Это виды программированного задания. Эффективность самостоятельной работы повышается при работе по программированным заданиям. Особенность этих заданий состоит в следующем:

1) материал заданий расчленен на небольшие порции, которые выполняются учениками в той последовательности, которая более целесообразна для овладения тем или иным умением;

2) в каждой порции задания дается подкрепление, пользуясь которым ученик проверяет правильность своих действий на каждом этапе выполнения задания;

3) в задании обычно включается сообщение или воспроизведение теоретического материала, на котором основано данное упражнение;

4) завершающей частью задания является упражнение, позволяющее ученику применить весь комплекс знаний.

Подобные упражнения для самостоятельного выполнения на уроках иностранного языка должны обеспечить разностороннее использование теоретических знаний учащихся в практике письменной речи.

Не следует считать, что обучение самостоятельно работать начинается только на старшем этапе. Этому надо и обучать на младшей ступени.

В младших классах можно предложить учащимся ориентиры-задания, приведенные ниже в таблице 3.

Таблица 3 – Ориентиры – задания

Ступеньки

Задания

Содержание знаний

1

Выполнение задания по образцу.

Прочитать, переписать, выполнить упражнения по образцу.

2

Выполнение задания без образца.

Воспроизвести, написать.

3

Выполнение задания с измененными условиями.

Придумать предложения, рассказ с данными предложениями.

4

Выполнения задания с самоконтролем.

Сверить выполнение с образцом, найти ошибки, исправить.

5

Контрольное

выполнение задания с элементами творчества.

Составление вопросов к тесту,

составление плана.



Их применение является весьма эффективным при организации самостоятельной работы учащихся. При составлении таких заданий учителю следует помнить, что обучение таким образом направлено на то, чтобы сформировать и научить использовать виды учебных действий, которые отражены в таблице 4.

Таблица 4 – Виды учебных действий

Вид учебных действий

Содержание

репродукция

направленные на достижение учащимся результата, максимально приближенного к образцу;

мыслительные

направленные на установление причинно-следственных связей, умений выделять в объекте его составляющие, найти отличия и сходство, сделать выводы, выделить общее и частное;

преобразующие

направленные на формирование умений пересказать, составить свои предложения на основе имеющихся;

целеполагающие

направленные на формирование умений поставить вопросы к тексту, сформулировать вопросы к обсуждаемой проблеме;

планирующие

направленные на формирование умений составить план будущего пересказа, рассказа, изложения, сочинения;

продуктивные

направленные на формирование умений, связанных с созданием нового продукта;

контролирующие

направленные на формирование умений сверить продукт своей деятельности с образцом, найти ошибку, оценить результаты своей деятельности или деятельности одноклассников.



Предлагаемые средства управления самостоятельной работой по иностранному языку оказывает существенное влияние на формирование личности учащегося, умеющего преодолевать трудности, самостоятельно и творчески работать и приобретать необходимые знания.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под самостоятельной работой обычно понимают любую организационную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время. Она включает поиск знаний, их осмысление, заключение, формирование и развитие умений и навыков определённого вида речевой деятельности, обобщение и систематизация знаний.

Хочется отметить, что сравнительно слабо изучена и психологически обоснована оптимальная роль самостоятельной работы школьников в структуре учебного процесса.

В последние годы много говорится и пишется о проблемности и индивидуализации учебного процесса. Несомненно, и то, и другое тесно связано с самостоятельной работой, однако характер подобных связей раскрыт еще далеко недостаточно.

В своей курсовой работе мы изучали психологические особенности организации самостоятельной работы, а так же реализацию самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что самостоятельная работа учащихся является важнейшим компонентом обучения, интегрирующим различные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности, осуществляемых без непосредственного участия учителя и под его руководством. Рациональная организация и успешное руководство самостоятельной работой обучаемых оказываются непременным условием высокой результативности процесса обучения любого учебного заведения.

Следует отметить, что проблема организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку является актуальной и сложной, и ее решение требует значительных совместных усилий со стороны как ученых-методистов, так и учителей-практиков.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Арефьев, Г.И. Групповая форма работы на уроках английского языка [Текст]: Иностранные языки в школе. – 1994. – С. 23-27.

2 Артемов, В.А. Психология обучения иностранным языкам [Текст] – М.: Просвещение, 1969. – 348 с.

3 Блонский, П.П. Трудовая школа [Текст] – М., 1969, - 126с.

4 Зинченко, П.И. Продуктивное восприятие [Текст]: Вопросы психологии. 1971. – С. 27-38.

5 Конышева, А.В. Организация самостоятельной работы школьников [Текст]: Вестник университета. 2003. – С. 2-6.

6 Лурия, А.Р. Внимание и память [Текст] – М.: Изд-во. МГУ, 1975. – 268с.

7 Моро, М.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 150с.

8 Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] – М.: Педагогика, 1980. – 265с.

9 Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения Текст – М., 1969. – 198с.

10 Третьяков, П.И. Технология модельного обучения в школе Текст – М.: Новая школа, 1997. – 254с.

11 Хэгболдт, П. Изучение иностранных языков Текст – М.: Учпедгиз, 1965. – 158с.

12 Ярулов, А.А. Познавательная компетентность школьников Текст: школьные технологии. – М., 2004. - С. 43-84.

13 Charles Hubbard Judd. Psychology of Secondary Education – 1967. – 423p.

14 Edward I., Thorndlike. Human learning. –New York, 1963. – 289p.

15 Meumann E. The Psychology of Learning. – New York, 1966. – 376p.

16 Psychology. – New York: Henry Holt and Co., 1965. - 262p.

17 Taylor M. Telling Tales at School. – English Education. 1998.- P. 27-36.

18 Tupy K. Problemy malotridnich skol a samostatna prace zaku. – 1972. – 187p.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!