СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самостоятельной работы учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы учащихся»

Министерство образования Ставропольского края















Организация самостоятельной работы обучающихся




























Невинномысск, 2017 г




Пояснительная записка

Статья предназначена для преподавателей, разрабатывающих методическое обеспечение внедрения и реализацию требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) и методического сопровождения разработки рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП). Методические рекомендации, данные в статье, определяют сущность самостоятельной работы обучающихся, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля. Содержание статьи поможет преподавателям в совершенствовании качества организации самостоятельной работы обучаемых и позволит значительно сократить период подготовки.









































Содержание



























  1. Нормативное обеспечение самостоятельной работы в ФГОС.

  2. Назначение и разновидности самостоятельной работы обучающихся.

IIL Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы.






.




















Нормативное обеспечение самостоятельной работы в ФГОС

    1. ФГОС раздел: «Требования к условиям реализации ОПОП»;

При формировании основных профессиональных образовательных программ образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения». Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся включает все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

    1. Базисный учебный план по ОПОП, раздел: «План учебного процесса СПО»

инде

кс

элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональн ые модули, междисциплина рные курсы

время

в

недел

ях

мак. учебная нагрузка обучающи хся, час.

самостоятельная учебная работа

Обязательная учебная нагрузка

г

уче

наг

1атель

[ая

бная

зузка

рекомендуе мый курс изучения

всег

0

в том числе лаб. и практ

занят

ий

1

2

3

4

5

6

7

8









В соответствующих ячейках колонки 5 указывается самостоятельная работа обучающихся для всех элементов учебного процесса, в т.ч. циклов, учебных дисциплин, профессиональных модулей в целом и входящих в их состав междисциплинарных курсов. Для учебной и производственной практики объем самостоятельной работы не указывается, т.к. не предусмотрена ФГОС.

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

- в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, каждой учебной дисциплине, каждому профессиональному модулю и междисциплинарному курсу;

- в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с распределением по разделам или конкретным темам.

    1. Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по ОПОП, представляет собой разницу между максимальной и обязательной учебной нагрузкой, отведенной на изучение

учебной дисциплины или профессионального модуля. Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся, внедрение и реализация новых ФГОС требует соответствующей организации учебного процесса и составления учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.

В связи с этим, возрастает роль и ответственность преподавателей в части организации и управления самостоятельной работы обучающихся. Развитие навыков самостоятельной работы, стимулирование профессионального роста обучающихся позволяет развивать их творческую активность и инициативу.

Назначение и разновидности самостоятельной работы обучающихся.

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

  • формирования общих и профессиональных компетенций;

  • развитию исследовательских умений.

В учебном процессе образовательного учреждения выделяются два вида самостоятельной работы:

- аудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу (выполняется па учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию)

- внеаудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу (выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия).

Формы и виды самостоятельной работы студентов:

1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.

  1. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.

  2. Работа со словарем, справочником.

  3. Поиск необходимой информации в сети Интернет.

  4. Конспектирование источников.

  5. Реферирование источников.

  6. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.

  7. Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.

  8. Составление обзора публикаций по теме.

  9. Составление и разработка словаря (глоссария).

Составление хронологической таблицы.

  1. Составление библиографии (библиографической картотеки)

  2. Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)

  3. Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.

  4. Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.

  5. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).

  6. Выполнение домашних контрольных работ.

  7. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).

  8. Выполнение творческих заданий.

  9. Проведение опыта и составление отчета по нему.

  10. Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.

  11. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.

  12. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.

  13. Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной

дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или

практическом занятии.

  1. Выполнение интегрированного (междисциплинарного) проекта. Подготовка к его защите.

  2. Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.

  3. Подготовка к выступлению на конференции.

  4. Выполнение расчетов по проекту.

  5. Выполнение чертежа и эскиза изделия.

  6. Изучение аналогов изделия (продукта).

  7. Изучение инструкционной и технологической карты.

  8. Самостоятельная разработка технологической карты изделия.

  9. Подготовительная работа к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т.д.

Ш. Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы.

Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя:

  • библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;

  • учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий и методического центра;

  • компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;







  • базы практики в соответствии с заключенными договорами;

  • аудитории (классы) для консультационной деятельности;

  • учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом

увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные

методические материалы.

При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:

- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую

деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и

известного способа действия в частично измененной ситуации;

- эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении

нового опыта деятельности и применении его в нестандартной

ситуации;

- творческая, направленная на развитие способностей обучающихся к

исследовательской деятельности.

При разработке программы учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля) необходимо включать самостоятельную работу в тематическое планирование и содержание дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), определять формы и методы контроля ее результатов.

Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля).

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, данной дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающихся.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля.

Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся на занятиях в зависимости от цели, объема.

конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня

умений обучающихся.

Преподаватель:

  • разрабатывает систему самостоятельной работы обучающихся по учебному курсу, отражая содержание самостоятельной работы студентов в рабочей программе дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля;

  • определяет объем учебного содержания и количества часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся;

  • разрабатывает комплект методических материалов для организации самостоятельной работы: задания, инструкции по его выполнению; требования к результату; оценочный инструментарий;

  • определяет периодичности контроля;

  • определяет систему индивидуальной работы с обучающимися;

  • своевременно доносит полную информацию о самостоятельной работе до обучающихся.

  1. Организация контроля самостоятельной работы обучающихся

Контроль самостоятельной работы обучающихся предусматривает:

  • соотнесение содержания контроля с целями обучения;

  • объективность контроля;

  • валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что

предполагается проверить);

  • дифференциацию контрольно-измерительных материалов.



Формы контроля самостоятельной работы

  1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.

  2. Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.

  3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.

  4. Проведение письменного опроса.

  5. Проведение устного опроса.

  6. Организация и проведение индивидуального собеседования.

  7. Организация и проведение собеседования с группой.

  8. Проведение семинаров.

  9. Защита отчетов о проделанной работе.

10.Организация творческих конкурсов.

11 .Организация конференций.

12.Проведение олимпиад.

Критерии оценки результатов самостоятельной работы

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

  • уровень освоения учебного материала;

  • уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

уровень сформированности общеучебных умений;

  • уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить информацию, изучать ее и применять на практике;

  • обоснованность и четкость изложения материала;

  • оформление материала в соответствии с требованиями стандарта;

  • уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

  • уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

  • уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

. уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

|

ПРЕИМУЩЕСТВА

ТРУДНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ,

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕАЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ЕЁ

ПРАВИЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

РАЗНООБРАЗИТЬ

ЧТО СДЕЛАНО САМИМ, ЛУЧШЕ ЗАПОМИНАЕТСЯ (90%)


ОБЕСПЕЧИТЬ

МАКСИМАЛЬНУЮ (ЫЙ)

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

ОЦЕНКУ

КОНТРОЛЬ

МЕТОДИЧЕСКУЮ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ

САМИ ПОЗНАЮТ


ПРИМЕНЯТЬ ГРУППОВЫЕ

МЕТОДЫ РАБОТЫ

ПОЛУЧАЮТ НАВЫКИ САМООБРАЗОВАНИЯ


НАПРАВЛЯТЬ



УЧИТЬ

ИССЛЕДОВАТЬ

КОНСПЕКТИРОВАТЬ

РАБОТАТЬ С КНИГОЙ

ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПОИСК





Самостоятельная работа студентов — это деятельность студентов в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняе­мая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непо­средственного участия.

В Государственном образовательном стандарте самостоятельная работа включена в учебные планы как форма учебного процесса и рас­сматривается вне аудиторных занятий, ей отводят определенное коли­чество часов. Самостоятельная работа студентов в современных усло­виях приобретает статус обязательной формы учебного процесса, так как в образовательных стандартах она закреплена в учебной нагрузке студента. Значительную часть знаний, умений, навыков студент при­обретает на основе самостоятельной работы.

Структура самостоятельной работы различна и в процессе обу­чения и во внеаудиторное время: самостоятельное изучение учебной литературы (восприятие, осмысление, конспектирование, запоминание, воспроизведение учебного материала); переработка учебной информации в знания; закрепление знаний; подготовка выступлений, докладов, рефератов; подготовка и выполнение лабораторно-практических работ; подготовка к теоретическим, практическим и семинарским занятиям; подготовка к зачетам и экзаменам; выполнение курсовых и ди­пломных работ; кружковая работа и разнообразные формы учебно-исследовательской работы студентов.













Виды самостоятельных работ



Самостоятельные работы студентов

Струк-

турно-

логические связи

По образцу

Реконструк-

тивно-

вариативные

Частично-

поисковые

Исследовательские

Внутри-

предметные

Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа в аналогичную или отдаленно аналогич-

ную внутрипредметную ситуацию

Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа с некоторой его модификацией в не-

обычную внутри предметную ситуацию

Самостоятельные работы, которые требуют переноса не

скольких известных способов в необычную внутри предметную ситуацию и их комбинирования для решения новой задачи

Самостоятельные работы, которые требуют создания нового способа,

метода решения внутрипредметной проблемной

задачи

Межпред-

метные

Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа в аналогичную или отдалённо аналогичную межпредметную ситуацию

Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа с некоторой его модификацией в необычную межпреметную ситуацию

Самостоятельные работы, которые требуют переноса нескольких известных способов в необычную межпредметную ситуацию и их комбинирования для решения новой задачи

Самостоятельные работы, которые требуют создания нового способа,

метода решения межпредметной

проблемной задачи




При разработке рабочего учебного плана учитываются предложения цикловых комиссий по объему вне­аудиторной самостоятельной работы, отведенной на циклы дисциплин, при необходимости вносятся коррективы.

При разработке рабочей программы по учебной дисциплине при планировании содержания внеауди­торной самостоятельной работы преподавателем устанавливается содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяются формы и методы контроля результатов.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемы­ми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.

Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

Для овладения знаниями:

  • чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

  • составление плана текста;

  • графическое изображение структуры текста;

  • конспектирование текста;

  • выписки из текста;

  • работа со словарями и справочниками;

  • ознакомление с нормативными документами;

  • учебно-исследовательская работа;

  • использование аудио- и видеозаписи;

  • использование компьютерной техники и интернета и др.;


Для закрепления и систематизации знаний:

  • работа с конспектом лекции (обработка текста);

  • повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

  • составление плана и тезисов ответа;

  • составление таблиц для систематизации учебного материала;

  • изучение нормативных материалов;

  • ответы на контрольные вопросы;

  • аналогическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.);

  • подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов;

  • составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.



Для формирования умений:

  • решение задач и упражнений по образцу;

  • решение вариантных задач и упражнений;

  • выполнение чертежей, схем;

  • выполнение расчетно-графических работ;

  • решение ситуационных производительных (профессиональных) задач;

  • подготовка к деловым играм;

  • проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

  • подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);

  • экспериментально-конструкторская работа;

  • опытно-экспериментальная работа;

  • упражнения на тренажере;

  • упражнение спортивно-оздоровительного характера;

  • рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.

Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости пре­подаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимо­сти от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоя­тельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень усвоения студентами учебного материала;

  • умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • сформированность общеучебных умений;

  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление материла в соответствии с требованиями.

Самостоятельная работа - это деятельность студентов в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.

Основные признаки самостоятельной работы:

  • наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого време­ни на их выполнение, решение;

  • проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того и или иного действия;

  • проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения постав­ленных задач;

  • владение навыками самостоятельной работы;

  • осуществление управления и самоуправления самостоятельной, познавательной и практической дея­тельностью студента.

Средства для организации СР:

  • рабочие тетради;

  • бланки заданий;

  • тексты;

  • аудио-, видио-,записи;

  • компьютерная техника;

  • конспекты лекций;

  • таблицы;

  • кроссворды;

  • чертежи, схемы и т.д.;

  • владение способами самостоятельной работы (конспектирование, реферирование, аннотирование, анализ, синтез, структурирование и т.д.





ПРИЧИНЫ НЕДОСТАТКОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ



СЛАБАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ

ПЛОХОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ

НЕДОСТАТОЧНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ИНСТРУКЦИИ («МЕТОДИЧКИ») ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ НЕ СОВЕРШЕННЫ ИЛИ ОТСУТСТВУЮТ

КАЧЕСТВО ПЛАНОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ (НЕСОВЕРШЕННЫ, НЕТ ИЛИ МАЛО)

ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ (РАСПИСАНИЕ АУДИТОРИЙ)

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЛАБОРАТОРНЫЕ (ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ) УСТАНОВКИ, ПРИБОРЫ ОТСУТСТВУЮТ, ПРИМИТИВНЫ ИЛИ ПЛОХО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕТОДИЧЕКИМИ ПОСОБИЯМИ. ИНСТРУКЦИИ

ОБУЧЕНИЕ НА ФПК

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ (ВЫПОЛНЯЮТСЯ ФОРМАЛЬНО, НЕ ПОМОГАЮТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ УЛУЧШАТЬ ЭТОТ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

СТАЖИРОВКА

ОТСУТСТВИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К СТУДЕНТАМ


САМООБРАЗОВАНИЕ И Т.Д.

РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТОВ, МЕТОДСОВЕТОВ, П(Ц)К ФОРМАЛЬНЫ


СЛАБАЯ СВЯЗЬ С ПРОИЗВОДСТВОМ










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!