Организация самостоятельной работы обучающихся
Государственное бюджетное профессиональное учреждение «Невинномысский индустриальный колледж»
2017
Преподаватель русского языка и литературы
Хасанова Юлия Анатольевна
Основная задача СПО:
формирование
внутренней
потребности
к самообучению
самостоятельное
изучение
требование времени
реализация потенциала
Формирование внутренней потребности к самообучению становится и требованием времени, и условием реализации личностного потенциала. Способность человека состояться на уровне, адекватном его претензиям на высокое положение в обществе, всецело зависит от его индивидуальной вовлеченности в самостоятельный процесс освоения новых знаний.
В связи с этим, обучающемуся из пассивного потребителя знаний необходимо превратиться в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
Самостоятельная работа обучающихся является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей обучаемых, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.
Основная задача СПО:
формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся.
Для решения этой задачи в учебные планы всех специальностей включена самостоятельная работа, составляющая 50% учебного времени обучающегося.
формирование
творческой
личности
саморазвитие
самообразование
инновационная
деятельность
Внеаудиторная самостоятельная работа
Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосред-ственным руководством преподавателя.
В зависимости от вида самостоятельной работы обучающихся рекомендуется использовать различные формы руководства преподавателя:
В ходе организации самостоятельной работы обучающихся преподавателем решаются следующие задачи:
- углублять и расширять их профессиональные знания;
- формировать у них интерес к учебно-познавательной деятельности;
- научить обучающихся овладевать приемами процесса познания;
- развивать у них самостоятельность, активность, ответственность;
- развивать познавательные способности будущих специалистов.
текст
Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
текст
текст
Руководство преподавателя
Виды самостоятельной работы
1. Конспектирование
2. Реферирование литературы
3. Аннотирование книг, статей
4. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера
5. Углубленный анализ научно-методической литературы
6. Проведение эксперимента
7. Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой
8. Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий
9. Лабораторно-практические занятия: в соответствии с инструкциями и методическими указаниями; получение результата
10. НИР при выполнении самостоятельной, контрольной, курсовой и дипломной работ
11. Контрольная работа – письменное выполнение
12. Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики
1. Выборочная проверка
2. Разработка тем и проверка
3. Образцы аннотаций и проверка
4. Разработка заданий, создание поисковых ситуаций; спецкурс, спецсеминар, составление картотеки по теме
5. Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации
6. Разработка плана проведения эксперимента
7. Предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции
8. Разработка плана семинара, рекомендация литературы, проверка заданий
9. Разработка заданий, составление методических указаний, алгоритма действий, показателей уровня достижения результата
10 Разработка тематики контрольных, курсовых и дипломных работ, консультации, руководство ими
11. Разработка контрольных заданий, проверка
12. Разработка заданий, проверка
Возможности обучающегося в ходе самостоятельной работы
освоение теоретического материала
по изучаемой дисциплине
(отдельные темы,
отдельные вопросы тем,
отдельные положения и т.д.)
закрепление знаний теоретического
материала, используя необходимый
инструментарий, практическим путем
(решение задач, выполнение
контрольных работ,
тестов для самопроверки)
применение полученных знаний и
практических навыков для анализа
ситуации и выработки правильного
решения (подготовка к групповой
дискуссии, работа в рамках деловой
игры, письменный анализ
конкретной ситуации, разработка проектов)
использование полученных знаний и
умений для формирования собственной
позиции, теории, модели (написание
выпускной (дипломной) работы,
выполнение научно-исследовательской
работы)
практические
занятия
Аудиторная
самостоятельная
работа
непосредственное
руководство
преподавателя
семинары
лабораторный
практикум
чтение лекций
подготовка к лекциям,
семинарским, практическим
и лабораторным занятиям
участие обучающихся
в составлении тестов
Внеаудиторная
самостоятельная
работа
изучение и конспектирование
учебных пособий, хрестоматий
и сборников документов
создание наглядных
пособий по изучаемым темам
реферирование статей,
отдельных разделов
монографий
выполнение
исследовательских и
творческих заданий
изучение в рамках программы
курса тем и проблем,
не выносимых на лекции
самостоятельное изучение
темы в рамках
«круглых столов»
написание тематических
докладов, рефератов
и эссе на проблемные темы
занятия в архиве,
музее, библиографическом
отделе библиотеки
Задачи внеаудиторной самостоятельной работы
систематизация и
закрепление полученных
теоретических знаний
и практических умений
обучающихся; углубление
и расширение
теоретических знаний
формирование умения
использовать справочную
литературу; развитие
познавательных способностей
и активности студентов:
творческой инициативы,
самостоятельности,
ответственности и
организованности
формирование
самостоятельности мышления,
способностей к саморазвитию,
самосовершенствованию и
самореализации; развитие
исследовательских умений
-; - ; -.
Функции самостоятельной работы
- развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей обучающихся); - ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация); - воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста); - исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления); - информационно-обучающая (учебная деятельность обучающихся на аудиторных занятиях).
ориентирующая
и стимулирующая
развивающая
воспитательная
информационно-
обучающая
исследовательская
Формы контроля
В качестве контроля самостоятельной работы могут использоваться следующие формы:
- индивидуальные беседы и консультации с преподавателем;
- проверка рефератов и письменных докладов;
- коллоквиумы;
- проверка письменных отчетов;
- тестирование;
- проверка знаний на промежуточном этапе;
- проведение групповых письменных контрольных работ с их проверкой;
- проверка конспектов источников, монографий и статей;
- выборочная проверка заданий;
- разработка заданий, создание поисковых ситуаций;
- собеседование по проработанной литературе;
- составление плана дальнейшей работы
Методические рекомендации преподавателям по организации самостоятельной работы обучающихся
- Не перегружать заданиями.
- Чередовать творческую работу на занятиях с заданиями во внеурочное время.
- В лекциях ставить вопросы для самостоятельной работы обучающихся, указывая на источник ответа в литературе.
- Давать опережающие задания для самостоятельного изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.).
- Давать обучающимся четкий и полный инструктаж, включающий:
- цель задания; условия выполнения; объем; сроки; образец оформления.
- цель задания;
- условия выполнения;
- объем;
- сроки;
- образец оформления.
- Осуществлять текущий контроль и учет.
- Оценивать, рецензировать работы, обобщать уровень усвоения навыков самостоятельной работы.
Выводы
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Положительный результат дают нестандартные формы организации самостоятельной внеурочной деятельности обучающихся: проведение тематических экскурсий, конференций, диспутов, вечеров, олимпиад, конкурсов, изготовление учебно-наглядных пособий и т.п.
Для повышения эффективности самостоятельной работы студента учебные пособия должны также дополняться методическими рекомендациями, выполняющими только руководящую и направляющую роль. В рекомендациях должны определять, в какой последовательности следует изучать материал дисциплины, обращать внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, помогать отбирать наиболее важные и необходимые сведения из содержания учебного пособия, а также давать объяснения вопросам программы, которые обычно вызывают наибольшие затруднения и приводят к ошибкам.
Спасибо за внимание!