Просмотр содержимого документа
«Организация социально – психологической поддержки участников образовательного процесса»
Организация социально – психологической поддержки участников образовательного процесса
Работа социального педагога в системе образовательного учреждения - важнейшая составная часть пространства социальной работы, направленной на реализацию ФГОС второго поколения. Данная работа позволяет активизировать ресурсы, позволяющие раскрыть и максимально эффективно использовать творческий потенциал не только учащегося, но и всего педагогического коллектива, сопровождая очень важную функцию - развитие личности, включая ее социализацию, активируя также духовно-нравственное развитие осуществляя подготовку квалифицированной рабочей силы для обеспечения материальных и духовных потребностей общества.
В стандартах второго поколения говорится: “Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны”.
При внедрении ФГОС социальный педагог в своей повседневной деятельности призван объединять усилия семьи, образовательного учреждения, общественности, для оказания помощи в реализации учебной и внешкольной программ.
Основное назначение социального педагога - социальная защита ребенка, помощь в организации его обучения, реабилитации и адаптации.
Его главная цель - улучшить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические, психологические, социально-медицинские) способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека. Это относится ко всем учащимся, в том числе и трудным. Однако учебно-воспитательная работа с этими школьниками обладает своей спецификой. Их воспитание тесно связано с перевоспитанием.
Поэтому вовлечение трудного учащегося в активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха в перевоспитании. В ОУ создаются условия для развития учащихся. Работает социальный педагог, педагог - психолог, Совет профилактики, Управляющий совет, дополнительное образование, внеурочная деятельность.
Одной из главных задач социального педагога является изучение состояния ребенка, уровень кризиса, планирование его преодоления. Социальный педагог должен уметь выявлять нуждающихся в социальной помощи детей и во время оказывать им нужную помощь. В основном это дети, которые переживают стрессы в коллективе сверстников и в семье.
Направления работы СПС:
Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем у детей всех возрастов.
Социально-правовое. Защита прав ребенка.
Социально-психологическое. Психолого- педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме.
Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у учащихся.
Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.
Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности участников образовательного процесса.
В ходе педагогического сопровождения решаются следующие задачи: 1. Организация социально - психологического сопровождения всех участников образовательного процесса.
2. Организация социально - психологической поддержки школьников в процессе обучения и развития.
3. Организация работы с обучающимися «группы риска», детьми с ограниченными возможностями здоровья.
4. Повышение социально - психологической культуры всех участников образовательного процесса.
1 этап - организация и проведение диагностики. Полученные сведения по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов, связанных с обучением, проживанием и социальным окружением учащегося.
2 этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяются направления работа социального педагога, выделяется группа детей, с которыми будет вестись индивидуальная работа (это дети «группы риска» и дети из неблагополучных семей).
3 этап - выработка программы работы, то есть сюда входит отбор мероприятий, методов, диагностик и т.д..
4 этап – деятельностный - построение модели социально-педагогического сопровождения и ее реализации на практике.
5 этап - анализ деятельности по сопровождению, оценка эффективности программы, внесение необходимых корректировок.
Более частые совместные мероприятия и различные собрания с данными службами и учреждениями, способствуют эфективности в воспитательной работе.
Большую роль в работе СПС играет тесное сотрудничество с классными руководителями и учителями начальных классов. Следует отметить группу классных руководителей, которая в течение года обращала серьезное внимание на работу с учащимися «группы риска», состоящими на внутришкольном учете и в комиссии по делам несовершеннолетних. Ими заполнялась карты индивидуального сопровождения, в которой фиксировались особенности семейного воспитания, личностные особенности учащихся, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, отношение к учебной деятельности. Данная форма работы позволяет эффективней взаимодействовать с родителями, которые уклоняются от ответственности за воспитание своих детей.
Большую роль в конструктивном решении проблемы играет своевременное реагирование на нее. У нас в школе есть учителя и классные руководители, которые в своей работе руководствуются данным правилом: вовремя информируют СПС о произошедшем с целью совместного решения проблемы, не скрывают фактов правонарушений среди учащихся, сразу же ставят в известность родителей.
Особое внимание в работе СПС было уделено развитию деятельности в направлении работы с семьей. 1. Составлены программы, с привлечением специалистов смежных структур. Установлено более тесное сотрудничество с классными руководителями по вопросам работы с семьей.
2. На семьи, состоящие на профилактическом учете, ведутся карты индивидуального сопровождения, с помощью которых осуществляется комплексный подход к проблемам семьи.
3. Проводится индивидуальная диагностика и консультативная работа по проблемам семейного воспитания и обучения.
4. Оказывается информационно – диспетчерская помощь родителям, которые нуждаются в помощи специалистов СПС.
Анализируя работу с семьями, необходимо отметить работу классных руководителей, которые уделяют значительное внимание раннему выявлению проблемных семей и профилактической работе с ними.
СПС принимает особое участие в сопровождении «группы риска». Работа с данной категорией учащихся, ведется по разработанной программе, в соответствии с требованиями Стандарта. Основные направления работы с учащимися этого класса:
создание системы комплексной помощи детям с задержкой психического развития,
работа с детьми, имеющими трудности в обучении, в освоении основной образовательной программы основного общего образования,
коррекция недостатков в развитии обучающихся,
социальная адаптация учащихся.
Социальный педагог в условиях реализации новых стандартов становится ключевой фигурой: родители, педагоги и дети находятся под его пристальным вниманием. Оказание педагогической, правовой, психологической помощи и поддержки как никогда значимо и актуально в современных условиях, так как понять, принять, помочь и поддержать - это основная деятельность социального педагога.