Логика образовательного процесса
Педагоги: Тришина Юлия Юрьевна
Группа: старшая группа «А» - «Почемучки» (5-6 лет)
Дата: __________________
Тема ОДД: «Путешествие в страну математики» (в форме квеста-игры)
Цель: Создание благоприятных условий для закрепления элементарных математических представлений дошкольников
Задачи:
Формировать умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т.п.);
Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке
Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел. Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно;
Закрепить знания о времени года(зима), используя карточки-схемы;
Закрепить представления детей о геометрических фигурах и умения собирать из геометрических фигур картину.
Закреплять умение использовать счетные палочки и палочки Кьюзинера при решении простых арифметических задач, собирать узор из счетных палочек.
Развивающие задачи:
Способствовать формированию логического и наглядно- образного мышления, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт
Формировать умение ориентировки в пространстве (на плоскости бумаги)
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
Воспитывать интерес к математическим упражнениям;
Совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком.
Закреплять умение соблюдать безопасное поведение во время исследовательской и игровой деятельности;
Планируемые результаты (за ОД): развитие 4К – компетенции, развитие гибкости, беглости логического и наглядно- образного мышления детей, развивать произвольного внимание, развитие аналитического умения, формировать умение ориентировки в пространстве (на плоскости бумаги) совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия. Основная образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Интегрированные виды деятельности: Познавательно-игровая, коммуникативно-познавательная, музыкально-игровая, двигательно-игровая, коммуникативно-игровая, конструктивно-игровая, конструктивно-познавательная.
Методические приёмы: Игровой (использование сюрпризных моментов); наглядный (использование иллюстрации); словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); практический, художественное слово; поощрение, анализ.
Педагогические технологии: ЗОЖ технология, интерактивные педагогические технологии - «В кругу», «По цепочке», «Усложнение», «Индивидуальная деятельность с ребенком», социоигровая технология В. Букатова - «Ритуал начала и конца занятия», «Рефлексия», «Мозговой штурм».
Материалы и оборудование: мольберт, цифры, знаки, мяч, сундук
Демонстрационный материал: карта-схема, иллюстрация «Зимний лес», пазл «Ключ», карточки-схемы признаков зимы, письмо и записка от героев.
Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, карандаши, счетные палочки, схема узора из счетных палочек на каждого, палочки Кьюзинера, набор геометрических фигур на каждого и картинка из геометрических фигур
Предварительная работа: знакомство детей цифрами от 0 до 10, месяцами года, с сравнительными знаками, рассматривании и беседа на тему «Зима», «ПДД», решение задач формированию логического и наглядно- образного мышления , Математические дидактические игры и Дидактические игры на развитие 4К – компетенций,
Ход ОД
Социоигровая технология В. Букатова - «Ритуал начала занятия»,
(Дети заходят в группу вместе с воспитателем, встают в круг и приветствуют друг друга.)
Встанем рядышком, по кругу, (идут по кругу держась за руки)
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень: (Остановились)
Всем "Привет!" и "Добрый день!" (махают левой и правой рукой)
Если каждый улыбнётся (улыбаются друг другу)
–Утро доброе начнётся
Доброе утро!
(Дети отвечают - ДОБРОЕ УТРО!)
Основная часть
- Ребята, а вы слышали, что есть на свете такая Страна, называется она МАТЕМАТИКА… Хотите там побывать? Как вы думаете, кто там живёт? (Воспитатель задает вопрос, а дети высказывают свои предположения)
- Ребята, а как вы думаете, как же можно нам туда попасть? (Ответы детей)
- Ребята! Я вам так предлагаю (Звучит музыка. Воспитатель включает музыку, читает слова, дети выполняют движения)
На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
В королевстве МАТЕМАТИКА очутитесь!
Письмо от Вреднули.
- Ребята, вы знаете? Королева страны МАТЕМАТИКА очень любит считать, но у нее перепутались все цифры, а некоторые просто исчезли, а ей без них невозможно ничего посчитать. Куда же подевались цифры? Как вы думаете? (Воспитатель задает вопрос. Дети высказывают свои предположения. Воспитатель показывает письмо)
- Ой, посмотрите-ка, на этом столе лежит письмо. Давайте мы с вами сейчас мы посмотрим, что же в нем написано (Воспитатель читает письмо. Дети слушают)
- «Всем привет! Я –девочка, зовут меня Вреднуля. Что бы получить свои цифры назад вам придется потрудиться. Я приготовила препятствия на вашем пути. Надеюсь, что вы НЕ справитесь и все цифры останутся тогда у меня. Ха-Ха-Ха! Но, если справитесь, то после выполненного задания, вы найдете часть ключа от волшебного сундука. А что в нем? Я вам ни за что не скажу.! ХЕ-ХЕ-ХЕ! Ваша Вреднуля»
- Ну что, ребята, постараемся справиться со всеми трудностями и препятствиями? (Воспитатель задает вопрос. Ответ детей – ДА. Воспитатель показывает карту, предлагает ее рассмотреть. )
- Посмотрите, здесь еще какая-то карта. Подходите поближе давайте внимательно посмотрим на карту. (Дети подходят, рассматривают карту. Воспитатель дает объяснения как по ней нужно будет пройти, Дети слушают.)
Поисково-исследовательская деятельность(ознакомление с картой - маршрутом )
- Сначала мы должны пройти улицу Логическую, потом добраться до улицы Размышления, пройти к Зданию геометрических фигур, следом нам надо попасть к памятнику Знаний, найти сундук и расколдовать цифры, так мы сможем помочь Королеве страны Математики. Но, прежде чем отправится в путь давайте немного разомнёмся. Заодно и проверим, готовы ли вы к трудностям. Я буду кидать вам в руки мяч и задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и правильно отвечайте. Начнем?
(Воспитатель предлагает детям сделать разминку, задает вопросы. Дети соглашаются. Встают, отвечают на вопросы воспитателя. Воспитатель в ходе разминки проводит индивидуальную работу
Дидактическая речевая игра «Ответь на вопросы»
( Интерактивные педагогические технологии «Мозговой штурм»
и «По цепочке»)
В сказке волк и … козлят. Сколько было козлят? (Ответ – 7 козлят)
-Как называется эта сказка? (Ответ «Волк и семеро козлят»)
Сколько гномов приютили Белоснежку? (Ответ -7 гномов)
- Как называется сказка? (Ответ ребенка: Сказка «Белоснежка и семь гномов»)
- Сколько пальцев на перчатке? А на варежке? (Ответ - У перчатки 5 пальцев, у варежки- 1 палец)
- Для чего на варежки один палец? (Ответ-Когда зимой все пальцы вместе они меньше мерзнут?)
- Сколько огоньков у светофора? (Ответ - 3)
Вопросы на усложнение
Интерактивная педагогическая технология «На усложнение»
-Какие цвета у светофора? И что они обозначают? (Ответ - Красный, желтый, зеленый. Красный «Стой!» -запрещает движение, Желтый- «Подожди!» - предупреждает и не разрешает идти. Зеленый- «Иди!» - разрешает движение.)
- Какой ты молодец! Как хорошо знаешь правила дорожного движения
- Сколько ушей у двух кошек? (Ответ -4. Потому что у одной два уха , значит у двух 4)
- Сколько дней в неделе? (Ответ - 7)
- Как они называются (Ответ понедельник, вторник и т. д)
- Верно. Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Ответ Двое)
- Какой сейчас месяц? (Ответ – февраль).
- Хорошо. А какое время года? (Ответ - зима)
- Сколько лап у двух собак? (Ответ -- 8, - у одной собаки 4, а у двух 4+4= 8
- Ребята, а сколько всего в неделе выходных дней? (Ответ -2,суббота и воскресенье)
- Сколько углов у квадрата? (Ответ - 4 )
-Яблоко круглое или треугольное? (Ответ – круглое)
- Отлично, все правильно ответили на вопросы, справились с этим заданием и получаете за это часть от разрезной картинки с изображением ключа. А теперь посмотрим еще раз на карту и вспомним на какой улице нам нужно оказаться. (Воспитатель показывает карту. Дети смотрят на карту, отвечают – на улицу Логическую)
- Правильно мы должны оказаться на улице Логическая. Двигайтесь по указателям и посмотрим куда они нас приведут. (Дети выполняют, идут по указателям
Дидактическая игра «Веселые задачки»
И так у нас новая задачка. Посмотрите, у вас на столе лежат счетные палочки, с их помощь мы будем решать логические задачи. Готовы? (Ответ детей- Готовы. Воспитатель читает задачку, а дети выкладывают на столах счетные палочки).
1. Ежик поставил в вазочку 4 желтых листочка и 2 красных. Сколько всего листочков в вазе? (Ответ детей- 5, 4+2=6)
2. У зайчонка было 6 морковок, 1 морковку он подарил медвежонку. Сколько морковок осталось? (Ответ детей -5, 6-1=5)
3. Около моста растут 4 березы и 4 липы. Сколько всего деревьев около моста? (Ответ детей - 8, 4+4=9)
4. У белочки было 10 грибов, 3 гриба она отдала Ёжику. Сколько грибов осталось у белочки? (Ответ детей - 7, 10-3=7)
- Молодцы! Отлично справились с задачами.
Дидактическая игра «Повтори узор»
-Ребята, продолжим выполнять задания. Посмотрите, у каждого из вас еще есть картинки с фигурами, выложенными из счетных палочек, постарайтесь сделать такой же на столе. (Дети выкладывают узор из счетных палочек на столе)
- Молодцы, ребята, справились с этим заданием и получаете за это еще одну часть от разрезной картинки с изображением ключа. Посмотрим на карту и будем следовать дальше по указанному маршруту. Что дальше у нас на карте (Воспитатель показывает карту. Дети смотрят, определяют маршрут)
- Правильно, нам нужно двигаться по улице Размышления. Смотрите указатели, они нам указывают дорогу… Куда? (Ответ детей- на ковер)
- Верно. Проходите, пожалуйста, на ковер. Мы с вами попали в загадочный зимний лес (Воспитатель показывает картину с изображением зимнего леса. Дети рассматривают ее).
Дыхательная гимнастика
(интерактивная педагогическая технология ЗОЖ)
- Давайте посмотрим вокруг - какая здесь красота. Посмотрите вправо, посмотрите влево…. (Повороты головы влево и вправо)
- А какой здесь свежий воздух. Давайте ребята, подышим- сделаем несколько глубоких вдохов и выдохов. (Воспитатель показывает, как нужно вдыхать и выдыхать, дети выполняют)
Дидактическая речевая игра «Рассказ по картинке»
-Ребята скажите, какое время года сейчас? (Ответ детей- зима)
- Назовите зимние месяцы? (Ответ детей- декабрь, январь, февраль)
- Как можно охарактеризовать зиму? Какая она? (Ответ детей - Снежная, морозная, холодная, белая, долгая и т. д.)
- Ребята, смотрите, на ковре лежат карточки-подсказки. Возьмите, пожалуйста, по одной карточки и постарайтесь угадать какой из признаков зимы изображен у вас на карточке. (Ответы детей)
Молодцы, правильно все назвали. А сейчас, посмотрите внимательно на картинку с зимним лесом, там есть небольшая река, но Вреднуля и здесь побывала, она сломала мост через реку. Что же нам делать? (Ответы детей - починить мост)
Дидактическая игра «Построим мост»
(с применением набора «Палочки Кьюзнера»)
- Правильно, проходите, пожалуйста, дальше по улице Размышления, она очень большая. Посмотрите нам нужно выполнить еще одно задание, для этого нам нужны наборы «Палочки Кьюзнера» и с помощью них нужно построить мост, начиная от самой длинной палочки и заканчивая самой короткой. (Дети подходят к столам и с помощью палочек Кюизенера выстраивают мост, начиная от самой длинной палочки и заканчивая самой короткой)
- Молодцы . Все правильно выстроили палочки. Но вот и следующее задание
Дидактическая игра «Счет в прямом и обратном порядке
(с применением набора «Палочки Кьюзнера»)
( В ходе работы воспитатель применяет интерактивную педагогическую технологию «Индивидуальная деятельность»)
- ИНД.- Даша скажи - сколько палочек всего (Ответ ребенка- 7)
- Давайте посчитаем палочки (Дети считают палочки)
- ИНД- Маша, посчитай от второй до пятой палочки? (Ответ ребенка -вторая, третья, четвёртая, пятая)
- Ребята, посчитайте от четвертой до седьмой? (Ответ детей- четвертая, пятая, шестая, седьмая)
- А теперь задание другое – нужно посчитать от шестой до третьей в обратном порядке? (Ответ детей- шестая, пятая, четвёртая, третья)
- На котором месте по порядку находится красная палочка, синяя палочка (Ответы детей)
-ИНД- Полина, эти палочки они все одинаковые? Назови, какие они.? (самая длинная, немного короче, еще короче, ещё короче, самая короткая) Чем они ещё отличаются (высотой, цветом) (Ответы ребенка)
-ИНД- Матвей, какой по счету стоит красная палочка? А синяя, какая по счёту? (Ответы ребенка)
- Молодцы, справились с этим заданием ребята починили мост и за это получаете за это еще одну часть от разрезной картинки с изображением ключа. Следующий пункт на карте Здание геометрических фигур. Но только сначала вам предлагаю немного отдохнуть
Физкультминутка «Раз, два, три»
Интерактивная педагогическая технология ЗОЖ
(Воспитатель проговаривает текст, показывает движения. Дети слушают и повторяют движения)
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнутся.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Дидактическая игра «Геометрическое лото»
- Отлично отдохнули, теперь снова в путь и оказались мы около «Здание геометрических фигур». (Воспитатель предлагает пройти к следующему столу, объясняет задание. Дети проходят к следующему столу) Ребята, посмотрите, перед вами лежат геометрические фигуры и картинки. Вам нужно из геометрических фигур собрать картинку и придумать, что еще можно добавить к этой картинки из геометрических фигур. (Самостоятельная работа детей. Дети самостоятельно собирают картинки)
- Молодцы! Замечательные сюжеты у вас получились, вы справились с этим задание и получаете еще одну часть от ключа.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Интерактивная педагогическая технология ЗОЖ
(Воспитатель предлагает отдохнуть, сделать пальчиковую гимнастику, проговаривает слова, показывает движения. Дети слушают, выполняют)
- Ребята, вы выполняли задание геометрических фигур, и ваши ручки немного устали, поэтому я вам предлагаю немного отдохнуть, давайте выполним пальчиковую гимнастку.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. (пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. (ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять. (поочередное касание пальцев на обеих руках,
начиная с мизинца)
Начинаем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями)
- Молодцы! И снова в путь. Что же дальше на карте? (Ответы детей)
А на карте, мы должны оказаться у «Памятника знаний»
Дидактическая игра «Циферки»
(Воспитатель объясняет правила игры. Дети слушают)
- Ребята, Вреднуля заколдовала все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте, пожалуйста, их по порядку от меньшего к большему
(Самостоятельная работа детей. Дети выкладывают числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 10. В ходе выполнения задания воспитатель ведет индивидуальную работу- Интерактивная педагогическая технология «Индивидуальная деятельность»)
-ИНД -Алиса, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставила.
-ИНД- Кира, попробуй посчитать по-другому - обратный счёт от 10 до 1.
Малоподвижная дидактическая игра «Поставь цифру»
Интерактивная педагогическая технология «В кругу»
- Все правильно. А теперь, давайте поиграем для этого встаньте дружно в круг. Мальчики, пропустите девочек, не толкайтесь.
(Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы. Дети отвечают)
- Проверим, все ли числа на своих местах:
какое число стоит между числами 3 и 5.
какое число нужно поставить между числами 7 и 9
какое число стоит числами 1 и 3
какое число вы поставили бы между числами 4 и 6;
Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;
Назови число, которое больше числа 3 на 1.
Назови число, которое больше числа 5 на 1.
Назови число, которое больше числа 7 на 1
- Молодцы, вы отлично справились. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
Дидактическая игра «Больше, меньше, равно»
(Воспитатель предлагает пройти к следующему столу, на котором лежат карточки с клетками, в которых написаны числа, но нет сравнительного знака. Воспитатель показывает сравнительные знаки, задает вопросы. Дети отвечают)
- Но, математические знаки тоже просят помощи. Они забыли зачем они нужны? Скажите, что показывают эти знаки? Как они называются? (Ответы детей: нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки «Больше», «Меньше», «Равно».)
- Ребята, у вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки. (Воспитатель объясняет задание. Самостоятельная работа детей. Дети самостоятельно расставляют знаки)
- Отлично. Математические знаки вспомнили своё предназначение - сравнивать и показывать какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве. Они заняли свои места, благодарят вас за помощь и вы получаете последнюю часть от разрезной картинки с изображением ключа
- Ребята, смотрите какой красивый сундук! Но, он закрыт. Что же нам делать? (Ответы детей)
Заключительная часть
Дидактическая игра «Пазл «Ключ»
- Верно, давайте, соберем разрезную картинку с изображением ключа, тогда и получим сам ключ и сможем открыть волшебный (Самостоятельная работа детей. Дети самостоятельно собирают пазл)
- Ребята, смотрите, как только мы собрали картину, сундук открылся сам…
Давайте посмотрим, что же там внутри (воспитатель открывает сундук)
Сюрпризный момент
- А внутри записка «Ребята, вы такие МОЛОДЦЫ…Справились со всеми трудностями и препятствиями на своём пути. Спасибо Вам! Все цифры теперь на своем месте! И за это каждому из вас вкусная конфета. А Вреднуля пообещала, больше так не делать! Королева страны Математика . (Воспитатель читает записку, раздает конфеты. Предлагает вернуться в детский сад проговаривает слова, показывает движения. Дети слушают, выполняют движения)
Ребята сейчас пора возвращаться в детский сад…
На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
В детском саду очутитесь.
Социоигровая технология В. Букатова «Рефлексия»
- Ребята понравилось ли вам путешествие в страну Математика?
Посмотрите на схему, и скажите (Дети смотрят на схему и рассказывают.)
- Что делали? И на каких улицах мы были? Какие здания и памятники видели? Что больше всего понравилось? Что было сложного в нашем путешествии? А теперь я предлагаю, вам оценить наше путешествие. Кому все понравилось взять красный цветочек, кому не очень понравилось синий, и прикрепить их на мольберт. (Дети крепят цветочки на мольберт)
- Я смотрю путешествие всем понравилось, можно и я прикреплю свой красный цветочек. Мне тоже было интересно с вами путешествовать. (Воспитатель прикрепляет свои цветочек, благодарит детей за работу и читает стихотворение) Спасибо вам, ребята. Посмотрите, какой красивый букет у нас получился!
Ребята, и вы теперь все поняли, что Математика – страна очень интересная,
Открывает нам она много неизвестного.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо уметь считать!
Складывать и вычитать!
Сравнивать и различать
Треугольники, круги, линии, квадратики.
Мы сегодня молодцы,
Все мы – математики!
Литература:
Учебное издание «Радуга». примерная основная образовательная программа дошкольного образования. 2-е издание переработанное. С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова,Е.В. Соловьева, , Е.А. Екжанова./просвещение ,2016.
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. ФГОС. Для занятий с детьми 5-6 лет. / Издательство: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учебное пособие – М.: Издательство Московского психолого-социального института. / Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
Комплексные занятия в старшей группе под редакцией Т.М. Бондаренко,
Математика в детском саду под редакцией В.П. Новикова.