СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Практическая работа № 4 «Органолептическая оценка качества плодоовощных товаров, расчет энергетической ценности»
Список литературы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЛОДООВОЩНЫХ ТОВАРОВ, РАСЧЁТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ.
Обучающийся должен
- знать:
- ассортимент и характеристики плодоовощных товаров;
- общие требования к качеству сырья и продуктов;
- условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации плодоовощных товаров;
- уметь:
- проводить органолептическую оценку качества плодоовощных товаров;
- рассчитывать энергетическую ценность.
Цели работы:
- образовательные: приобрести навыки органолептической оценки качества плодоовощных товаров и расчета их энергетической ценности;
- развивающие: развить навыки самостоятельной работы; развить умения анализировать рабочую ситуацию, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации;
- воспитательные: воспитание ответственности, трудолюбия, аккуратности.
Перечень средств, используемых при выполнении работы:
- натуральные образцы картофеля, моркови, свеклы, квашеной капусты,
- учебник товароведения продовольственных товаров,
- тарелки, ножи, вилки, салфетки,
- упаковки с маркировками продуктов переработки плодов, овощей, грибов.
Общие теоретические сведения:
Свежие овощи подразделяют на вегетативные и плодовые.
Вегетативные — овощи, у которых в пищу идут продукты роста — лист, стебель, корень и их видоизменения.
По используемой части растения вегетативные овощи подразделяют на подгруппы:
• луковые (лук репчатый, лук-порей, лук-батун, чеснок и др.);
• - корнеплоды (морковь, свекла, редис, редька, репа, брюква, петрушка, пастернак, сельдерей);
• клубнеплоды (картофель, батат, топинамбур);
• капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, цветная, савойская, брюссельская, кольраби);
• салатно-шпинатные (салат, шпинат, щавель); десертные спаржа, артишок, ревень);
• пряные (укроп, чабер, хрен и др.).
Плодовые — овощи, у которых в пищу используются продукты оплодотворения — плоды.
Плодовые овощи включают подгруппы:
• тыквенные (огурцы, кабачки, тыква, арбузы, дыни, патиссоны);
• томатные (томаты, баклажаны, перец);
• бобовые (горох, фасоль, бобы);
• зерновые (сахарная кукуруза).
В зависимости от части цветка (завязь или плодоложе), участвующего в образовании плода, свежие плоды подразделяют на следующие группы: семечковые, косточковые, ягоды, орехоплодные, субтропические и тропические.
У семечковых плодов внутри мясистого плода находится семенная камера с семенами — яблоки, груши, айва, рябина, мушмула.
Косточковые плоды состоят из кожицы, плодовой мякоти и косточки — абрикосы, персики, сливы, вишня, черешня, кизил.
Ягоды в зависимости от их строения делятся:
• на настоящие — виноград, смородина, крыжовник, клюква, черника, голубика, брусника;
• ложные — земляника и клубника;
• сложные — малина, ежевика, костяника, морошка.
Субтропические и тропические плоды — лимоны, мандарины, апельсины, гранаты, хурма, инжир, бананы, ананасы и др.
Орехоплодные: грецкий орех, лещина, фундук, миндаль, фисташка, арахис и дикорастущие виды.
Этапы выполнения работы:
1. Проведите органолептическую оценку качества моркови и свеклы по образцам и стандарту.
Изучите внешний вид моркови и свеклы, сравните по стандарту.
Определите форму и цвет моркови и свеклы;
Изучите внутреннее строение корнеплодов, обратите внимание на размер сердцевины у моркови, чередование светлых и темных колец у свеклы;
Разрежьте морковь и свеклу по наибольшему поперечному диаметру и определите размер (см);
Продегустируйте, определите вкус данных образцов;
Полученные данные сведите в следующую таблицу:
Показатель | Морковь | Свекла |
Внешний вид | | |
Форма | | |
Цвет | | |
Внутреннее строение | | |
Наибольший диаметр, см | | |
Вкус и запах | | |
Консистенция | | |
Дайте заключение о качестве имеющихся образцов.
2. Охарактеризуйте по внешнему виду образец картофеля.
По внешнему виду определите форму (удлиненная, округло-овальная, удлиненная), цвет кожицы, количество и глубину глазков, состояние поверхности.
Разрежьте клубень картофеля и определите размер по наибольшему поперечному диаметру в см.;
Дайте характеристику картофеля по следующей форме:
Наименование образца | Форма | Цвет кожицы | Глазки (глубина, кол-во) | Состояние поверхности | Размер клубня |
| | | | | |
3. Распознайте болезни и повреждения картофеля по натуральным образцам.
Пособие для работы: учебник товароведения, натуральные образцы заболевших и поврежденных клубней, нож.
По натуральным образцам распознайте заболевания или повреждения клубней.
Сравните болезни и повреждения с описанием их по учебнику (стр.94)
Разрежьте картофель, выявите наличие этих болезней и повреждений внутри клубня и опишите их.
4. Проведите органолептическую оценку качества образцов квашеной капусты.
По внешнему виду определите равномерность и форму нарезки квашеной капусты, определите цвет и консистенцию образцов.
Продегустируйте образцы квашеной капусты и определите вкус и цвет рассола, сравните с описанием по учебнику (стр.128-129) и определите сорта образцов.
Полученные данные сведите в следующую таблицу:
Образцы | Форма нарезки | Цвет капусты | Консистенция | Вкус | Цвет рассола | Сорт |
№1 | | | | | | |
№2 | | | | | | |
Дайте заключение о качестве образцов квашеной капусты.
5. Рассчитать энергетическую ценность продуктов переработки плодов, овощей, грибов (не менее 3 образцов).
Выпишите с упаковки количество белков, жиров и углеводов (при наличии) в граммах, а также массу нетто;
Перемножьте массу белков на 4, жиров на 9, углеводов на 3,75;
Сделайте вывод о калорийности продукта (высокая или низкая).
Контрольные вопросы:
1.Что относят к клубнеплодам?
2. Как подразделяют картофель в зависимости от сроков реализации?
3. Какие болезни картофеля вы знаете?
4. В чем по пищевой ценности морковь отличается от свеклы?
5 Как упаковывают и хранят корнеплоды?
6. Перечислите семечковые плоды и охарактеризуйте их пищевые свойства?
7. Какими болезнями поражаются семечковые плоды?
8. Как упаковывают и хранят семечковые плоды?
9. Как классифицируют овощные консервы?
10. В чем заключается разница между натуральными и закусочными консервами?
11. Какие консервы относят к закусочным?
12. Какие консервы являются натуральными?
13. Как классифицируют плодовые консервы?
14. В чем отличие томат- пюре от томат-пасты?
15. Какие овощи, плоды и грибы маринуют?
16.Что является консервантом при мариновании?
17. Каковы основные показатели качества баночных консервов?
18. Что такое бомбаж?
19. Какие виды бомбажа вы знаете?
20. Каковы условия и сроки хранения консервов в магазине?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Казанцева Н. С. Товароведение продовольственных товаров-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 184 с.
2. Микулович А. С., Смольская А. О. Товароведение продовольственных товаров-М.: учебно-методическое пособие-Минск БГЭУ, 2007. – 370 с.
3. Матюхина З. П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ПрофОбрИздат, 2001. – 184 с.
4. Новикова А. М. и др. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами. Учебник для нач. проф. образования – М.: проф. обр. издат., 2001 г. – 480с.
5. Отосина В. Н. Практические работы по товароведению продовольственных товаров / серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону; «Феникс», 2003 г. – 288 с.
6. Тимофеева В. А. Товароведение продовольственных товаров. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г. – 448 с.