20.12.2017
Занятие школы молодого учителя ЕНЦ
Тема занятия: «Организация формативного оценивания на уроке»
Цель: познакомить с содержанием и практикой формативного оценивания, значимостью для эффективного обучения.
Задачи:
- продемонстрировать способы формативного оценивания;
- создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;
- организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности
Ожидаемый результат: Научатся на практических примерах использованию формативного оценивания на разных этапах урока.
В педагогическом мастерстве учителей
сердцевину образует их способность
точно оценивать прогресс учеников.
М.Барбер
Ход семинара:
Проблема в современном образовании, которая привела к изменениям :
В настоящее время в педагогической практике возникло ряд противоречий между практикой оценивания и требованиями предъявляемыми к знаниям учащихся, что выражается в следующем:
- процесс обучения непрерывен, а оценивание эпизодично;
- предъявляются требования к предметным и метапредметным образовательным результатам, а оцениваются только предметные;
- развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (внеурочная деятельность), а оцениваются достижения ребенка только во время урока;
- цель оценивания - развитие ребенка, но реально оценивание проводится с целью констатации факта его обученности.
Педагогам необходимо пересмотреть сложившиеся подходы к оцениванию. Необходимо вести отбор и активно использовать такие методы и приемы оценивания, которые позволят им оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательного процесса. Такая система оценивания должна базироваться на совокупном использовании двух видов оценивания: формативного и суммативного, что является основой критериального оценивания .
Одним из главных условий успешной работы является организация работы в малых группах.
Упражнение «Делай раз!».
Встаньте пожалуйста и пройдите за свои стулья. По команде «Делай раз!» все должны поднять свои стулья на метр и одновременно опустить их. Мы выявили нашего лидера, который сейчас предложит свой способ разделения на группы.
Распределяем обязанности, вспоминаем правила работы в группе, получаем лист оценивания Наше занятие состоит из шести шагов, которые мы с вами успешно пройдем при условий активного участия каждого из присутствующих.
Задание 1. Индивидуальная работа. Прием “Древо знаний”
Но, прежде чем мы сделаем первый шаг на этом пути каждый член группы, пользуясь приемом «Древо знаний» должен определить свое место на дереве знаний ФО. Затем обсуждают свои результаты в группе. Руководитель группы не забывает отмечать деятельность членов группы в листах оценивания.
Выполнение данного задания предусматривает развитие навыков критического мышления высокого уровня – оценки, объяснения и метапознания. Перед учениками стоит задача оценить свои знания, и обозначить себя на «Древе знаний», объяснить, почему он поместил себя на определенной ветке, высоте. (При объяснении, каждый ребенок сможет определить свои знания по материалу, и наметить пути познания в процессе актуализации материала. Учащиеся смогут прийти к единому мнению, что необходимо повторить, уточнить в группе, чтобы успешно усвоить новый материал.)
Задание 2. Прием «Корзина идей».
Прием «Корзина идей» провожу на этапе актуализации знаний с целью расширения представления учащихся знаниями других участников. На первом этапе каждый индивидуально записывает в тетради все, что знает по теме мастер-класса, затем на втором этапе группа проводит мозговой штурм, на 3 этапе после предварительного обсуждения на стикере записывается общее понятие оценивания и перед вывешиванием на корзину зачитывают свои предположения.
Прием «Корзина идей» в данном случае предполагает логический переход к целям занятия.
Постановка целей мастер-класса.
Итак, тема мастер-класса «Организация формативного оценивания на уроке».
Теоретическая часть. Обратите внимание на рисунок. Можем ли мы оценить всех одинаково? Есть Два пути: оценка каждого учащегося с эталоном или критериями оценивания (внешнее оценивание) и оценка индивидуальных достижений каждого учащегося( внутреннее или формирующее оценивание)
Да, действительно, на сегодняшний день возникла необходимость в новом подходе к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Этому соответствует, вводимая система критериального оценивания.
Цели системы критериального оценивания:
получение объективной информации о результатах обучения обучающихся на основе критериев оценивания и предоставление её всем заинтересованным участникам для дальнейшего совершенствования учебного процесса.
Содержание системы критериального оценивания представлено в следующей схеме.

Основные принципы критериального оценивания: Взаимосвязь обучения и оценивания.
Объективность, достоверность и валидность.
Ясность и доступность.
Непрерывность.
Направленность на развитие.
Модель критериального оценивания.
Формативное оценивание - вид оценивания, которое проводится в ходе повседневной работы в классе, является текущим показателем успеваемости обучающихся, обеспечивает оперативную взаимосвязь между обучающимся и учителем в ходе обучения, обратную связь между учеником и учителем и позволяет совершенствовать образовательный процесс.
Формативное оценивание является составной частью личностно- ориентированного подхода к обучению учащихся. В связи с этим меняется роль учителя. Личностно - ориентированные технологии позволяют осуществлять организацию учебного процесса на основе сотрудничества между субъектами. Взаимодействие учителя и учащегося не прерывается, более того, оно поощряется. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Учащийся самостоятельно и осознанно определяет свои пробелы и вместе с учителем работает над их устранением. Часть нитей контроля переходит к ученику, трансформируясь в самоконтроль и самооценку.
Задачи формативного оценивания:
- определение и представление обучающимся целей обучения и критериев оценивания;
- создание среды для продуктивного коллаборативного обучения, которое поможет выявить доказательства того, что и на каком уровне достиг обучающийся;
- обеспечение конструктивной обратной связи, способствующей развитию обучающихся;
- вовлечение обучающихся в качестве источника взаимного обучения друг друга;
- позиционирование обучающихся как «создателей» своего обучения.
Формативное оценивание, предполагает использование тщательно разработанных критериев для организации работы учеников. Чем конкретнее представлены критерии оценки, тем лучше учащийся будет понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания.
Задание 3. Раздается для каждой группы ФО для 1 класса. Или мул о строит домиков
Составить критерии оценивания в соответствии с целями обучения и дескрипторами.
Второе задание: совместно с группой разработать дескрипторы, имея цель и критерии обучения.
Критерии оценивания оценивают только то, что указано в цели и отражают шесть уровней мыслительных навыков по таксономии Блума: знание и понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
Обратная связь – одно из средств формирования понятия о ходе учебного процесса, позволяет определить уровень достижения задач и целей обучения, информирует учителя об успехах и трудностях учащегося.
Организация эффективной обратной связи является основой успешного обучения.
Правила предоставления обратной связи.
Задание 4. Формулировка обратной связи для предложенных заданий. (Работа по схеме с конкретными примерами)
Путеводитель по самооцениванию и оцениванию учащихся. Куцаенко С.И.
Задание 5. Прием «Кубик Блума». На этапе актуализации или закрепления знаний используется прием «Кубик Блума». «Кубик Блума» – это способ формулировки учебного задания в соответствии с темой «Оценивание». Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
Назови…
Почему…
Объясни…
Предложи…
Придумай…
Поделись…
Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания.
Задание для групп. Сформулировать задания на тему «Оценивание». Спикеры групп, используя кубик, проводят игру со следующей группой.
Задание 6. Прием «Ромашка Блума». Прием используется для обучения учащихся составлять тонкие и толстые вопросы, вопросы низкого или высокого порядка. Шесть лепестков — шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.
Уточняющие вопросы, задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».
Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы».
Оценочные вопросы. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?
Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики.
Задание: группы выбирают по 2 лепестка и при помощи таблицы и материалов презентации составляют вопросы на тему «Оценивание» для групп.
Задание 7. Чтобы ФО стало эффективным инструментом оценивания, нужна действенная обратная связь.
Прием «5+5+1»
1 строка – 5 предложений по теме «Формативное оценивание», из них
2 строка – 5 слов по теме «Формативное оценивание учение» , из них
3 строка – 1 слово по теме «Формативное оценивание»
Рефлексия.
Задание 8. «Лестница Достижений» - это ключевая метафора педагогики успеха. Вы сегодня преодолели очередную ступень к мастерству.
Спасибо за внимание.