СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для исследовательской деятельности.  Исследовательская работа должна научить школьника самостоятельно приобретать знания, получить опыт познавательной и учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы»

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы



Современное общество стремительно меняется. Главным результатом и условием его развития становится информация. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Новая парадигма требует изменения и технологии обучения, помогающей детям и подросткам «открывать» себя в различных видах деятельности, безболезненно войти в сложноорганизованное широкое социокультурное пространство.

Поэтому важно формировать ключевые  компетенции  учащихся, а формировать их, опираясь на технологию  исследовательской  деятельности, значительно проще.

Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления – главная задача.

Исследовательская деятельность учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение.    Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

В ходе выполнения такой работы школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для исследовательской деятельности. Мы часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

В реализации исследовательского подхода к содержанию и организации учебного процесса при изучении русского языка значительную роль играют не­стандартные задания в форме проблемной ситуации. Это ситуация, которая вызывает трудности у учащихся и необходимость поиска путей преодоления. Интерес к ним рождается под влиянием предлагаемой деятельности, удивляющей своей необычностью: ученику предлагается вести исследование. Интерес вызывают многие задания и необычностью формулировки темы, занимательным характером: «В творческой лаборатории писателя», «Лингвистика и порошок» и т. д.

Важной стороной деятельности по воспитанию интереса учащихся к изучению русского языка в школе являются специальные задания по работе с литературой, что помогает в решении основных задач — «приобщить учащихся к работе с книгой», «помочь им вырабатывать самостоятельность мышления». Это могут быть задания, связанные с активизацией работы с науч­но популярной литературой о языке, которая и по самой своей сути призвана увлечь читателей соответствующей наукой; задания, направленные на формирование интереса у учащихся к работе со школьным учебником и словарями.

Нестандартные задания направлены на умственное раз­витие учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена и предметной исследовательской деятельностью учащихся и проектированием.

В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия.

         Необходимо через различные формы организации: урок, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.

            Развитию навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения важно создавать такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт — полученное знание о технологии ис­следования, интеллектуальное умение, развитие логического мыш­ления.

Отчет об итогах исследовательской деятельности учащиеся могут представить в виде проекта

Учебный проект — это результат деятельности учащихся в рам­ках исследовательской деятельности и, конечно, интегративное ди­дактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать универсальные умения и на­выки.

Работа над учебным проектом проводится в течение всего года и включает несколько этапов:

  • предварительный выбор учеником темы с учётом рекомендаций учителя;

  • составление плана;

  • изучение школьником литературы по данной теме и сбор материала;

  • создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме;

  • защита, которая предполагает устное выступление ученика, содержащее краткую характеристику работы; ответы на вопросы по теме.

Проектно-исследовательский метод помогает учащимся видеть и понимать межпредметные связи. Они учатся передавать с помощью рисунков языковые явления, иллюстрировать художественные произведения. Творчески подходят к достижению целей, поставленных перед выполнением проекта.  

    Старшеклассники, получившие опыт работы над проектами в средней школе, овладевают научными методами исследования. Они умеют самостоятельно искать, отбирать, анализировать и использовать информацию из разных областей знаний.
Изучая языковые явления, учащиеся учатся выдвигать гипотезы, определять цели и задачи проекта, выбирать методы исследования, создавать план, программу, организовывать деятельность по реализации проекта. Такая работа служит развитию коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, то есть формированию компетентности личности. 

В целом виды исследовательской деятельности призваны повысить качество знаний учащихся, развить интерес к изучению русского языка.