СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация научной и проектной деятельности обучающихся.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации научной и проектной деятельности обучающихся (определение, этапы,классификация, содержание, задачи, компоненты, оценивание научной и проектной деятельности обучающихся). 

Просмотр содержимого документа
«Организация научной и проектной деятельности обучающихся.»







Исследовательская деятельность обучающихся - это работа учащихся над творческой, исследовательской задачей с заранее неизвестным решением.

Основные этапы исследовательской деятельности:

  • постановка проблемы,

  • изучение теории, посвященной данной проблематике,

  • подбор методик исследования и практическое овладение ими,

  • сбор собственного материала,

  • его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектная деятельность обучающихся  - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Основные требования к проекту:

  • проблема должна быть социально-значимой;

  • планирование проекта - определение вида продукта и форм презентации;

  • поиск информации - исследовательская работа как обязательное условие;

  • презентация продукта и защита самого проекта;

  • портфолио самого проекта - папка, в которой собраны все рабочие материалы;

  • наличие конкретного продукта на каждом этапе.

Условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта.

Современные классификации:

  • на основе доминирующей деятельности (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой);

  • по комплексности и характеру контактов (монопроекты, межпредметные);

  • по характеру контактов (внутриклассные, внутришколные, региональные, международные);

  • по продолжительности (минипроекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные);

  • по составу участников (групповые, персональные).

Содержание введения:

  • актуальность исследования;

  • объект и предмет исследования;

  • предмет исследования;

  • гипотеза исследования;

  • положения ,выносимые на защиту;

  • цель исследования;

  • задачи исследования;

  • методы.

Краткий словарь «проектных» терминов

Цели и задачи проекта зачастую оказываются камнем преткновения для разработчиков проекта. Это вызвано тем, что мы, откровенно говоря, не совсем улавливаем сущность этих понятий.

Цель проекта должна начинаться с глагола совершенного вида (отвечать на вопрос "Что сделать?"), потому как, применяя глаголы несовершенного вида ("Что делать?"), мы не сможем проверить достигнута цель или нет. Например, если мы сформулируем цель проекта "создавать условия для…", то в любой период времени реализации проекта мы можем сказать, что поставленная цель достигнута. Глагол "создавать" не требует от нас конечного результата. Выполняя мероприятия проекта, мы (плохо или хорошо) создаём условия. И не имеет значения: создадим мы их или нет, так как заявленная цель проекта этого от нас не требует. Поэтому такая цель снимает с руководителя ответственность за конкретный результат.




Задачи проекта можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых действий, выполнение которых гарантирует нам достижение цели проекта.

Соотношение проектирования и проектного метода организации исследования:

проектирование









исследование











Компоненты проектной и исследовательской деятельности :

аналитические: выдвижение идеи и формулирование задачи, поиск гипотезы, обоснованный выбор способа, планирование своей деятельности, самоанализ;

презентационные: выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;

поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в Интернет, формулирование ключевых слов;

информационные: структурирование информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, проведение эксперимента, осмысление полученных результатов.



Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования :

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;

  • степень включённости в групповую работу;

  • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;

  • степень осмысления использованной информации;

  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

  • социальное и прикладное значение полученных результатов.