СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы педагога социального в учреждении общего среднего образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы педагога социального. Образование высшее, социально-педагогическое. Стаж работы в должности социального педагога 8 лет. 

Просмотр содержимого документа
«Организация работы педагога социального в учреждении общего среднего образования»

 

Государственное учреждение образования «Городечненский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»

 

 


 


Организация работы

педагога социального

в учреждении общего среднего образования 


















Из опыта работы педагога социального Максимович Зинаиды Ивановны





2016 год

Социальный педагог призван содействовать личности в ее социализации, решать проблемы взаимоотношений личности и среды, личности и общества, адаптации в микросреде. В сферу его профессиональной деятельности входит человеческая личность во всем своем многообразии, а также среда, где она развивается, воспитывается, социализируется.

В своей профессиональной деятельности социальный педагог руководствуется морально-нравственной нормой «не навреди».

Социальный педагог всегда вежлив, терпим, тактичен и внимателен, обладает определенными волевыми качествами, собранностью, решительностью, настойчивостью, умеет доводить дело до конца.

Социальный педагог должен осуществлять свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет подключить к социальному развитию подростков, различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и, прежде всего, самого учащегося.

Работа социального педагога в учреждениях общего среднего образования организуется в соответствии со ст. 96 Кодекса Республики Беларусь об образовании и постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» (далее – Положение об СППС).
Целью деятельности СППС является содействие социальной адаптации обучающихся и оптимизация образовательного процесса. В задачи службы входит обеспечение социально-педагогической поддержки и оказание психологической помощи участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты их прав и законных интересов.

На основании Положения об СППС каждое учреждение общего среднего образования разрабатывает свое Положение об СППС, которое утверждается руководителем учреждения. Оно должно максимально учитывать специфику функционирования учреждения образования, контингент участников образовательного процесса, социум, регламентировать порядок реализации конкретных функций.
Специалистами СППС являются педагог социальный и педагог-психолог. Численный состав службы определяется количеством работающих специалистов. СППС создается и при наличии 1 (одной) или 0,5 (половина) штатной единицы специалиста. Служба создается, реорганизуется и ликвидируется приказом руководителя учреждения, в котором указывается конкретный состав и ее подчиненность (руководителю учреждения образования либо его заместителю).

Должностная инструкция педагога социального составляется на основании квалификационных характеристик, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 единого квалификационного справочника должностей служащих» и должны включать в себя функциональные обязанности специалистов СППС.

Планирование работы социального педагога на очередной учебный год начинается с анализа работы в предыдущем учебном году, анализа справок и представлений, полученных по результатам проверок контролирующих органов и организаций, протоколов поручений комиссий по делам несовершеннолетних, Национальной комиссии по правам ребенка, решений координационных советов по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет №18).
С учетом выявленных проблем определяются приоритетные направления социально-педагогической работы, задачи деятельности по оказанию социально-педагогической поддержки и помощи участникам образовательного процесса: обучающимся, педагогическим работникам, родителям. После того как сформулированы основные задачи, педагог социальный определяют, с помощью каких форм и методов работы и в какие сроки эти задачи могут быть реализованы, т.е. создают своеобразный проект реализации каждой задачи. Далее мероприятия, реализующие задачи на будущий учебный год, вносятся в план работы СППС по направлениям работы с указанием сроков их выполнения.

Деятельность педагога социального осуществляется на основании годового плана работы СППС, который является разделом плана воспитательной работы учреждения образования, утвержденного руководителем учреждения.

План работы СППС должен максимально учитывать все направления работы педагога социального и включать в себя мероприятия, обеспечивающие:

- содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;

- изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье, взаимодействие СППС с работниками учреждений образования, иных органов и организаций по выявлению и учету обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической помощи;

- своевременное информирование администрации учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя), заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов обучающихся и лицах, его допустивших;

- участие педагога социального в осуществлении профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;

- участие педагога социального в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
- участие педагога социального в организации личностно-ориентированной социально-педагогической и правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;

- оказание социально-педагогической поддержки обучающимся, оказавшимся в трудных и кризисных ситуациях, по формированию позитивного отношения к себе, окружающему миру, повышению уровня социальной адаптации;

- участие педагога социального в разработке и реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

- участие педагога социального в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;

- участие в подготовке обучающихся к самостоятельной, семейной жизни, их профессиональной ориентации, а также выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;

- повышение и правовой культуры участников образовательного процесса;

- оказание социально-педагогической помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания;

- участие в анализе образовательной деятельности, осуществляемой учреждением образования;

- участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;

- изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-педагогической помощи;

- разработку информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты их прав и законных интересов.

Педагог социальный самостоятельно определяют вид текущего планирования. Педагог социальный самостоятельно определяют вид текущего планирования с учетом сложившейся традиции планирования и специфики функционирования учреждения образования (планы на четверть, семестр, полугодие). В отличие от плана работы на год, в текущем плане детализируются, уточняются по времени запланированные ранее мероприятия, а также включаются виды работ, диктуемые актуальной ситуацией.
В учреждениях общего среднего образования, реализующих Программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, утвержденную приказом Министерства образования от 24 мая 2011 г. № 336, разрабатывается план воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, который утверждается руководителем учреждения образования, и может являться разделом плана воспитательной работы учреждения.

Индивидуальные планы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, разрабатываются в соответствии с Инструкцией о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47, утверждаются руководителем учреждения образования, содержат не только мероприятия, направленные на реабилитацию несовершеннолетнего, но и на устранение причин, повлекших признание его находящимся в социально опасном положении, установление детско-родительских отношений.

Педагог социальный ежегодно составляет социально-педагогическую характеристику учреждения образования, принимает участие в составлении актов обследования условий жизни и воспитания обучающихся. В кабинете педагога социального хранятся отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социально-педагогической помощи обучающимся, индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите; другие необходимые материалы.

При оформлении учетных данных об обучающихся, состоящих на учете в ИДН, следует сделать акцент на изучение индивидуально-личностных особенностей, причин постановки на учет, исследование ближайшего окружения (семьи, микрогрупп, неформальных объединений), а также на составление характеристики и разработку комплекса мер по предотвращению негативных процессов и развитию позитивных тенденций становления личности обучающегося, обучению адекватным отношениям, разрешению деловых и межличностных конфликтов.

В документацию педагога социального включен журнал учета консультаций участников образовательного процесса, в котором фиксируются данные об обратившихся или шифр в случае анонимного обращения, тема консультации, а также в отдельной графе, при необходимости, помечаются конкретные планируемые дальнейшие действия специалиста.

Остальные документы педагога социального являются рабочими, не подлежат строгой формализации и регламентированию, следует избегать составления излишних тематических планов и папок.

При увольнении специалисты СППС передают документацию руководителю учреждения образования.

4.Распределение рабочего времени педагога социального:

Режим рабочего времени в пределах 40 часов устанавливает наниматель (руководитель учреждения образования) на основании ст. 124 Трудового кодекса Республики Беларусь, который определяет начало и окончание рабочего дня, время обеденного перерыва, рабочие и выходные дни. При распределении рабочего времени педагога социального учитываются особенности распорядка дня учреждения образования, необходимость работы в шестой школьный день (субботу) и каникулярный период, посещения обучающихся и их родителей на дому в вечернее время.
В графике работы также указывается время проведения индивидуальных консультаций педагогом социальным, которое должно быть выбрано с учетом запросов участников образовательного процесса. Следует обеспечить возможность обращения к специалистам в вечернее время, в шестой школьный день (субботу).

График работы педагога социального утвержденный руководителем учреждения, размещается на тематическом стенде и сайте учреждения образования и др., может корректироваться в течение учебного года по согласованию с администрацией и специалистом.

Положением об СППС педагогу социальному предоставлено право по согласованию с руководителем учреждения образования определять в графике работы время на изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-педагогической поддержки (пункт 7), совершенствование собственного профессионального мастерства, повышение квалификации в установленном порядке (пункт 20).

5. Рабочее место социального педагога учреждения образования

Для эффективной деятельности педагога социального учреждения образования, оказания социально-педагогической поддержки важно создать надлежащие условия. Для этого целесообразно оборудовать многофункциональное помещение, которое можно делить на рабочие зоны педагога социального, помещение для проведения индивидуальных бесед и консультаций, методической работы, зону для групповой работы.

6. Участники образовательного процесса, получающие социально-педагогическую поддержку и помощь

Педагог социальный учреждения общего среднего образования оказывает социально-педагогическую поддержку всем участникам образовательного процесса. Приоритет – организация работы с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите, детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, детьми с особенностями психофизического развития. Систематическая социально-педагогическая поддержка в учреждении образования оказывается участникам образовательного процесса в целях предупреждения и профилактики возможных нарушений в развитии личности обучающихся, повышения их адаптационных возможностей, а также развития психологической культуры участников образовательного процесса. Особое внимание педагог социальный уделяется отдельным участникам образовательного процесса в разрешении социальных проблем, преодолении последствий трудных (кризисных) жизненных ситуаций.

Необходимо активизировать работу по раннему выявлению семейного неблагополучия. Совместно с классным руководителем педагог социальный изучает особенности семейного воспитания обучающихся, выявляет обучающихся, находящихся в социально опасном положении, проводит работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению обучающихся, профилактике противоправного поведения (п. 9.8 Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования №11-01-07/П-753 от 29.11.2012).

7. Порядок оказания социально-педагогической поддержки.

В соответствии с разделом 16 Кодекса Республики Беларусь об образовании всем обучающимся гарантирована социально-педагогическая поддержка и помощь. Несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет они предоставляются с согласия их родителей (законных представителей), с учетом мнения самого несовершеннолетнего, а после 14 лет - с согласия самого обучающегося.

Исключительные случаи оказания социально-педагогической поддержки без согласия родителей или лиц их заменяющих предусматриваются Декретом № 18. Положением о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728. Данные нормативные правовые акты предусматривают оказание социально-педагогической поддержки;

- при установлении факта ненадлежащего исполнения родителями родительских обязанностей в случаях, когда родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, оказывают вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей;

- при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;

- в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

- в случае признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите;

- в случае нахождения несовершеннолетнего в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;

- при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно (в т.ч. по телефону доверия).

Педагог социальный обязаны сообщать в правоохранительные органы информацию, составляющую профессиональную тайну, если она содержит сведения о совершенном особо тяжком преступлении либо о готовящемся тяжком, особо тяжком преступлении.

С целью повышения социально-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса целесообразно обеспечить функционирование на сайте учреждения образования веб-страницы СППС, на которой будут освещены актуальные проблемы молодежи, даны рекомендации по решению возникающих вопросов, касающихся личностного, профессионального и социального развития обучающихся.

8. Межведомственные связи педагога социального учреждения образования

С целью организации комплексного подхода к решению задач, стоящих перед педагогом социальным, необходимо установить тесные деловые и профессиональные контакты с заинтересованными ведомствами, организациями и общественными объединениями.

Педагог социальный в пределах своей компетенции обращается в органы охраны детства, органы юстиции для оказания правовой помощи несовершеннолетним, представляют законные интересы обучающихся в прокуратуре и суде.

Он взаимодействует с районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Совместно с членами комиссии посещают несовершеннолетних по месту жительства.
Особое место занимает взаимодействие педагога социального учреждения образования с учреждениями здравоохранения, общественными объединениями и организациями по вопросам пропаганды здорового образа жизни, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, сохранения и укрепления здоровья формирования культуры поведения среди обучающихся, профилактики вредных привычек.

Актуально взаимодействие педагога социального с общественными объединениями по организации волонтерского движения среди обучающихся.
Педагог социальный взаимодействует с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями культуры, центрами профориентации по вопросам продуктивной организации свободного времени несовершеннолетних, развития их склонностей и способностей, профессиональной ориентированности.

В целях достижения системности, действенности и результативности социально- агогического сопровождения процесса позитивной социализации несовершеннолетних педагог социальный работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции работы.

Вопросы координации и научно-методического обеспечения деятельности педагогов социальных, повышения уровня профессиональной компетентности, организации обмена опытом работы, создания информационно-коммуникативного пространства относятся к компетенции региональных и республиканских учреждений, реализующих программы дополнительного образования взрослых, учебно-методических объединений педагогов социальных.

5